Двенадцать знаков зодиака представляют различные части или органы человеческого тела. Но человек не только физическое существо — он представляет собой явное выражение или равновесие сил, так сказать, стимулируемое некоторыми высшими принципами. Знаки зодиака также управляют этими принципами. Нам известно, что знаки группируются по трём типам — кардинальные, фиксированные и мутабельные. Эти три набора знаков управляют тремя основными способами выражения жизненного тела (пранамайа), усложняя таким образом механизмы человеческой конституции. Кардинальные знаки означают деятельность и управляют функциональной активностью жизни. Ими управляется кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение и прочая жизнедеятельность. Чтобы преодолеть эффекты действия кардинальных знаков, оккультист должен овладеть этими функциями. Фиксированные знаки управляют эмоциями и желаниями человека. Хотение, желание, гнев, отвращение, притяжение и отторжение управляются этими знаками. Природа поведения человека, лежащая за пределами контроля его разума и понимания, попадает под их контроль; ими управляется всё непроизвольное в человеке.
Духовный ученик должен приобрести контроль над этим царством путём постоянной практики добродетели, служения и непривязанности. В этих знаках запасены все связи его прошлой кармы. Добиться господства над этим царством труднее, чем над предыдущим. Эти знаки верно названы фиксированными; их природа — сохранение через утверждение. Мутабельные же знаки управляют рефлексами и инстинктами человека. Ими управляются такие способности как мышление, понимание, обучение, выражение и передвижение. Через них же учениками приобретается опыт пар противоположностей в природе. Моторная и сенсорная деятельность нервной системы также находится в их ведении. Эти знаки также отвечают за сознание облика эмбриона (принцип капила), который стоит над способностью сборки тела по образу родителя. Этим знакам принадлежит способность имитации, исчисления и расположения, а также управляется ими и чувство направления, которое даёт представление о правом и левом, переднем и заднем, верхнем и нижнем. Оккультист должен приобрести господство над этими способностями процессом нейтрализации. Жизнь выше боли и удовольствия, хорошего и плохого, знания и невежества, отказ от права судить других позволят ему овладеть этими двойственными знаками. На физическом плане они управляют парными частями тела — то есть ногами, руками, глазами, ушами, ноздрями, бронхами, лёгкими, рёбрами, почками и тому подобным. Господство над этими знаками можно обрести, медитируя на позвоночном столбе и вертикалях вселенной. Когда сознание настроено в тон с центром брахмарандры, над всеми этими парами достигается контроль.
В каждом из этих трёх наборов знаки стоят на четырёх концах креста. Четыре кардинальных знака образуют Кардинальный крест, четыре фиксированных — Фиксированный, а четыре мутабельных — Мутабельный крест. Они представляют распятие Христа и тех двоих, что были распяты вместе с ним, причём из них фиксированный крест означает распятие Спасителя. Другой важный момент состоит в том, что следующие друг за другом знаки креста стоят под прямым углом друг к другу. Это называется аспектом угольника, который скрывает две точки циркуля — субъектное и объектное. Верование, что квадратурный аспект несёт зловредные эффекты — лишь подмена, скрывающая истину. Так называемый плохой аспект — это не что иное, как указание на несовершенство, дающее возможность для совершенствования. Здравый смысл говорит нам, что квадратурный аспект при рождении затем продвигается к треугольному, который произойдёт в будущем. Для оккультиста препятствие — лишь средство приобретения силы для его преодоления. В этом заключена высшая философия взаимных квадратур двух знаков, принадлежащих к одной и той же группе.
Материя существует в пяти физических состояниях: пространственном, газообразном, огненном, жидком и твёрдом. Эти пять состояний управляются пятью космическими дэвами. Четыре из них вынашиваются в утробе пятого. Так что пространство как круг содержит четыре остальных элемента как крест. Огонь и вода стоят под прямым углом друг к другу, и мы видим, что Овен — огненный знак, а Рак — водный. Огонь и вода кажутся враждебными друг другу. Но космическая химия признаёт огонь причиной образования воды из газов. Он называется электрическим огнём (видьют). Так и человек, находящийся на духовном пути, привлекает к сотрудничеству и братству ангелов, с виду противоположных. Противостояние или враждебность — это лишь испытание, которое он должен пройти. Тот же принцип выдерживается и во всех прочих случаях.
Пробуждение сознания ото сна как у человека, так и у солнечной системы — это процесс троякий. Во время сна есть лишь одно состояние — безличного переживания, которое можно символизировать точкой, погруженной в вечность. После паузы или тишины точка возникает снова, и происходит это в три фазы — это пробуждение, воссияние и познание. Это даёт тройственную концепцию пространства и времени, которую можно представить треугольником. Треугольник в пространстве этой тройственной деятельности — это познание Я, Тебя и Его (1-е, 2-е и 3-е лицо). Треугольник во времени — это вспоминание времени как прошлого, настоящего и будущего, или точнее — настоящего с прошлым и будущим. Это даёт символизм двойного треугольника с точкой в центре. Это тройственная мудрость вечной периодичности, трайи видья Вед и святая тринософия известного венгерского адепта. Это и формула учений Пифагора. В Веде она просто резюмирована формулой "Акшарам, Брахма и Парам", а Пураны называют её триврит (тройственная). В Веде она обозначается простой фигурой — кругом, вписанным в него равносторонним треугольником и центром. Подробно она описана как три строки в размере гаятри, каждая из которых содержит по восемь слогов. День делится на три части по восемь часов, а солнечный год — на три части по четыре месяца. Подобно этому и зодиак делится на три группы знаков по четыре в каждой. Таково происхождение триад в астрологии. Огонь, земля, воздух и вода производят по три знака в тропическом зодиаке, и каждый набор из трёх знаков содержит кардинальный, фиксированный и мутабельный знаки, принадлежащий к одному и тому же элементу.
Если считать от Овна, то первой оказывается огненная триада. Овен — кардинальный огненный, Лев — фиксированный огненный, а Стрелец — мутабельный огненный знак. Элемент огня обозначает в природе деятельность, а потому первый из огненных знаков — активный или кардинальный. Затем идёт триада земли. Земля — это физическая материя, которая придаёт облик или стабильность. Потому первый земной знак — фиксированный. Это — Телец. За ним идёт мутабельный земной знак Девы. Третий кардинальный земной знак — это Козерог. Затем идёт триада воздуха. Воздух — это передвижение, он означает полярности в пространстве. Его принцип — изменение от одного состояния к другому. Потому первый воздушный знак мутабельный, и это — Близнецы. Второй, кардинальный — это Весы. Третий, фиксированный — Водолей. Четвёртой идёт водная триада. Вода — это деятельность на физическом плане. Потому первый водный знак — кардинальный, и это — Рак. Второй, фиксированный — Скорпион, а третий, мутабельный — Рыбы. Таким образом, мы обнаруживаем циклическую вариацию принципов четверичности в троичности. Много тайн скрыто в этом вечно меняющемся порядке качеств элементов.
Принцип четверичностей — разнообразие, а принцип троичностей — единство. Всё устройство зодиака, имеющее результатом день и год, есть единство в разнообразии. Это воистину эмблема Вселенной, которую именуют "uni-verse".
- Prev
- Next >>