Близнецы — третий знак зодиака. Это первый мутабельный и первый воздушный знак. В физическом теле человека он представляет голосовые связки, бронхи и плечи. В жизненном теле он управляет функцией пульса. В ментальном теле этот знак ответственен за чувство противопоставления (Джарасандха). Рождение этого чувства на космическом плане аллегорически даётся в Махабхарате. Две жены царя родили лишь по половине ребёнка и бросили их по разные стороны от ворот дворца. Элементал порога Джара соединил две части, и так родился Джарасандха. Чувство сторон или противоположностей позволяет человеку разделить целое на две части, которые тождественны по форме, но представляются противоположностями друг друга.
Если сравнить этот знак с Рыбами, которые тоже мутабельный знак, мы обнаружим, что там две рыбы, в то время как в Близнецах — двое людей. Рыбы идентичны, но разбегаются в противоположных направлениях. Пара же в Близнецах — это пара противоположностей (мужчина и женщина). В Рыбах находится способность сравнения, а в Близнецах — способность противопоставления. Это означает, что Близнецы — причина противоположности, а Рыбы — её конец. В некоторой степени все мутабельные знаки обладают двойственной природой.
Распознавание — вот основной тон знака Близнецов. Человек учится различать между хорошим и плохим, высшим и низшим, тьмой и светом, рождением и смертью, вечным и преходящим. Эта способность различения и является причиной двойственности в уме. Опыт человека, получаемый как нечто единое, на ментальном плане делится надвое. Таким образом, Близнецы — преимущественно ментальный знак. Для человека на низших планах умственная деятельность создаёт разницу мнений и тем позволяет ему приобретать опыт путём процесса сравнения и противопоставления. Этот знак — причина политических, социальных и религиозных различий среди рас, наций и индивидуальностей. Это создаёт как проблемы, так и возможности их решения. Владыкой этого знака является Меркурий, посланец богов. В одном из аспектов Меркурий — символ Нарады, поскольку он сын Брахмы и Сарасвати, рождённый на ментальном плане. Для существ на уровне индивидуализации и личности Меркурий вызывает разницу во мнениях и создаёт проблемы.
Из металлов этим знаком управляется ртуть, главное средство алхимии. Процессом, известным немногим, она превращается в золото. На высших планах Меркурий даёт распознавание и безличный подход в работе с противоположностями. Всем проблемам он находит решение, и через математический процесс приближается к единству в разнообразии. Когда ум освобождён от астральных и эфирных влияний, он превращается в буддхи. На буддхическом плане Нарада — тот гуру, который посвящает ученика в слово "Хари". Так риши Вьяса и Вальмики, авторы эпосов, получили свои посвящения в мудрость, что получило выражение в Бхагавате и Рамаяне соответственно. В этом качестве Нарада управляет второй половиной Близнецов.
Наука математики принадлежит Меркурию как владыке Близнецов. Е. П. Блаватская напоминает нам, что математика — единственная точная наука. Лишь число — единственное точное и безличное выражение, существующее в природе и в уме человека. Число — это краеугольный камень всех проявлений мира. В знаке Близнецов — источник чисел и образов. Близнецы — это познающий формы, в то время как Телец — красота форм.
Для ученика вивека (распознавание) — это врата между двумя колоннами кажущихся противоположностей, символом чего и является глиф Близнецов. Борьба между этими колоннами и проход через них во внутренний храм "утверждает его в силе".* Его знание на объектном плане помогает ему достичь мудрости субъектного плана, и эту стадию отмечают Близнецы. Прежде чем человек достигает внутреннего помещения храма, он несёт знание на голове, как великое бремя своих представлений. Вступив же во внутреннее помещение, он несёт его с радостью, чтобы передать потомкам; это уже не бремя для него. Говорят, что император Сет возвёл две колонны, а над ними арку. На арке он запечатлел вневременную мудрость и тем спас её от уничтожения потопом. Смысл этой истории в том, что вневременная мудрость человека запечатлена в его собственном теле в числе, образе, звуке, цвете и пропорциях, и что человек может читать её в любое время, когда поднимется до горлового центра.
Опыт через предметность или объектность — одна из черт этого знака. Человек как наблюдатель образует центр вселенной, а наблюдаемый объект — это окружность его собственного круга. Акт наблюдения — это радиус, исходящий из центра, который описывает окружность. Между центром и радиусом существует определённая и безличная связь, и так возникает окружность. Взаимоотношение всех трёх выражается в числовом значении, которое даётся приблизительно и называется "пи". Сила этого значения именуется владыкой Пимандарисом, который проявляется для человека как Великий Геометр Вселенной, чтобы изливать на человека своё благословение в форме знаний и мудрости. Когда человек оставляет земной план, он получает мудрость Пимандариса. Вот почему глиф "пи" отличается от глифа Близнецов только в отношении нижней горизонтальной линии. Впоследствии этот глиф был заимствован греками в качестве буквы алфавита.
Мы уже сказали, что для этого знака характерно явление объектности. У человека есть физическое тело и другие проводники, которые ментально и эмоционально отличают его от остального мира. Это и есть объектность на физическом плане. И вплоть до уровня низшего ума лишь в состоянии сна она побеждается внутренней субъектностью. На высших же планах ума, то есть на буддхическом и на уровнях души эта объектность побеждается сознательным сном, который называется четвёртым или йогическим состоянием сознания. Близнецы влияют на обретение этого состояния.
Когда человек вдыхает воздух, то воздух в его лёгких отделён от внешнего воздуха. Это объектность дыхания. Человек говорит с помощью внутреннего воздуха и чувствует, что обращается к другому человеку, существующему, как объект. Мантра "Со" значит "он" или другой человек. Вдыхание производится в форме объектного воздуха через эту мантру, находящуюся при вратах из двух колонн (голосовых связок). Когда ученик медитирует на горловом центре и пытается умственно соединить воздух в своих лёгких с внешним воздухом, он получает ту нить сознания, следуя по которой можно вступить во внутреннее помещение храма. Здесь элементал воздуха даёт ему требуемое посвящение через процесс пранаямы, предписанной риши школы раджа-йоги. Ваю, элементал воздуха, потому считается первым объектным гуру, ведущим к субъектности. Он играет здесь роль творца через дыхание (жизнедателя) или Брахмы. Потому в Близнецах гуру призывается как Брахма (творец), в то время как в Тельце он призывается как Вишну (красота в форме), а в Овне — как Махешвара (великий владыка посвящения в головном центре).
В ведических ритуалах Брахма является рупором ритуала. Сказано, что он изрекает весь ритуал в молчании. С начала до конца ритуала человек, играющий роль Брахмы, не открывает рта, а проводит весь ритуал лишь силой мысли.
Слово как дыхание расположено в Близнецах, слово как голос — в Тельце, а слово как изрекающий — в Овне. Слово как мысль располагается в 90 градусах, или четверти круга, охватывающей эти три знака. Это слово как мысль (вторая эманация слова) именуется Великим Геометром, и его численно-геометрическое значение — это "пи".
- Prev
- Next >>