Он родился 16 февраля 1854 года. Будучи викарием в английской церкви в Гемпшире, Чарльз Ледбитер стал интересоваться теософией и в конечном итоге покинул церковь. В 1884 году Чарльз переехал в город Адар, где находилась штаб-квартира теософского общества. Он посвятил себя делу теософии и следовал канонам либерально-католической церкви всю оставшуюся жизнь.
Чарльз Ледбитер путешествовал в Цейлон с Генри С.Олкоттом, одним из основателей теософии, и публично заявлял о себе как о буддисте. Он вернулся в Англию в 1890 году и стал преподавателем.
Чарльз Ледбитер написал большое количесвто книг, многие из которых стали популярными и часто переиздающимися теософскими текстами. К числу его работ относятся: «По ту сторону смерти», «Астральный план», «Учителя и путь», «Ментальный план», «Сны».
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ
Многие предметы, в соприкосновение с которыми нас приводят наши
теософические исследования, настолько далеки от опыта и интересов
повседневной жизни, что чувствуя к ним влечение, растущее в
геометрической прогрессии по мере того, как узнаём и понимаем их
лучше, мы всё ещё испытываем, где-то в глубине нашего ума, лёгкое
чувство нереальности или, по меньшей мере, непрактичности, имея дело с
ними. Когда мы читаем о формировании солнечной системы, или даже о
кругах и циклах нашей планетной цепи, мы не можем ничего переживать;
однако это интересно как абстрактное исследование, полезное само по
себе, показывающее, каким образом человек стал таким, каковым мы его
находим, тем не менее это ассоциируется лишь косвенно с той жизнью,
которой мы живём здесь и сейчас.
Однако относительно нашего настоящего предмета подобного возражения
выдвинуть нельзя — все читатели этих строк видели сны — возможно
многие из них имеют обыкновение видеть их регулярно; и поэтому они
могут быть заинтересованы в предоставлении отчёта о феномене
сновидения в свете, бросаемом на него исследованием, проведённым
согласно теософическому направлению.
Глава 2
МЕХАНИЗМ
I. Физический
Во-первых, займёмся физической частью механизма. В наших телах имеется
великая центральная ось нервной материи, оканчивающаяся в мозгу, от
которой сеть нервных волокон расходится во всех направлениях. Это те
самые нервы, которые согласно современным научным теориям при помощи
своих вибраций проводят все впечатления извне мозга, а последний,
приняв эти впечатления, превращает их в чувства и восприятия; так что
если я помещаю свою руку на какой-нибудь объект и нахожу его горячим,
это на самом деле не моя рука чувствует, но мой мозг, действующий на
основе информации, передаваемой ему вибрациями, бегущими по его
телеграфным проводам — нервам.
Глава 3
ВЫСШЕЕ Я
Все эти различные части механизма — в действительности просто
инструменты Я, хотя контроль его над ними ещё и бывает несовершенным;
поскольку следует всегда помнить, что само Я — существо развивающееся,
и в случае большинства из нас оно скорее всего лишь зародыш того, чем
оно должно когда-нибудь стать.
Станца "Книги Дзиан" говорит нам: "Те, кто получили лишь искру,
остались лишёнными знания: искра горела слабо"; и мадам Блаватская
разъясняет, что "те, кто получили лишь искру, составляют средний
уровень человечества, и они должны приобрести свою разумность в
течение эволюции настоящей Манвантары" ("Тайная Доктрина", т. II, стр.
204 и 212)*. В случае большинства из них эта искра всё ещё тлеет, и
пройдут многие века, прежде чем её медленное усиление достигнет стадии
равномерного и яркого пламени.
Глава 4
УСЛОВИЯ СНА
Ясновидческие наблюдения дают многочисленные свидетельства того факта,
что когда человек впадает в глубокий сон, его высшие принципы в своём
астральном проводнике почти неизменно выводятся из тела и парят в
непосредственной близости. В действительности, этот процесс вывода мы
и называем засыпанием. Поэтому при рассмотрении феноменов сновидения
мы должны помнить об этом перераспределении и посмотреть влияние этого
как на Я, так и на его различные механизмы.
В случае, который мы собираемся рассмотреть, мы предполагаем, что наш
субъект находится в глубоком сне, его физическое тело (включая ту его
более тонкую часть, которая часто называется эфирным двойником)
спокойно лежит на кровати, в то время как Я, в своём астральном теле,
плавает с подобным спокойствием прямо над ним. Какими в таких условиях
будут состояние и сознательность этих нескольких принципов?
Глава 5
СНЫ
I. Истинное видение
Это то, что собственно не может быть классифицировано как сон вообще;
случай, в котором Я видит некоторый факт на одном из высших планов
природы, или получает внушение о нём от более продвинутого существа;
тем или иным образом оно становится осведомлено о факте, знание
которого важно для него; или например оно наблюдает некое великолепное
и облагораживающее видение, которое воодушевляет и укрепляет его.
Счастлив человек, к которому такое видение приходит с ясностью,
достаточной для преодоления всех препятствий на своём пути и прочного
запечатления в его бодрственной памяти.
II. Вещий сон
Это мы тоже должны отнести исключительно к действию Я, которое или
предвидит само, или извещено о некотором будущем событии, к которому
оно желает подготовить своё низшее сознание. Степень ясности и
точности этого может быть различной, согласно способности самого Я
воспринять это, а восприняв, отпечатать это в своём бодрствующем
мозгу.