СВАСТИКА


 
У джайнов, свастика имеет тоже смысловое знвчение, что и у индуистов. Помимо этого джайнисты, рассматривают свастику следующим образом.
Четыре ветви свастики отображают четыре состояния существования души:
1. Человеское существование (манушьйа).
Поскольку согласно учению Махавира, только как люди, души могут достичь спасения. Потому-что, люди сохраняют большую активность мышления и рассуждения. Люди могут управлять судьбой через самообладание или совершенствование(саньйам) и аскетизм(тапас), это может привести души к освобождению или спасению
2.Небесное существование (дева).
Небожители, имеют более превосходные качества, чем люди. Но их жизнь удовольствия не постоянна. Небожители не могут понять все, что связано с привязанностями(раага) и отречением(двеша). Поэтому никакого спасения на небесах не существует, надо переродиться человеком, чтобы достичь освобождения.
3.Животное и растительное существование (триванча, ванаспати).
Как рожденные животными(триванча), так и рожденные растениями(ванаспати) имеют более низкую форму сознательности, чем человек. Их жизнь не является ведущей к освобождению.
4. Адское существование(нарака).
Как пребывая в адском мучении и борьбе, принося страдание друг другу - эти души также не способны достичь освобождения. Поэтому, человеческое воплощение считается наилучшим, для достижения освобождения от сансары.
Джайны, над свастикой изображают три точки или круга, как символ трех драгоценностей джайнизма, которые свойственны людям - бесконечное знание, восприятие, сила и счастье. Эти качества присутствуют в нашей судьбе. Еще выше изображается полумесяц (чандра) - место тдыха или спокойствия души (сиддхашила). Для рисования свастики джайны используют рисовую муку (и только!), поскольку только рис растет тогда, когда его посадят. Джайны не хотят воплощятся подобно всегда растущему рису. так образом это символ прекращения цикла рождения и смерти.

"По М. Мюллеру, правосторонний гамматический крест (suastika) является знаком света, жизни, святости и благополучия, который соответствует в природе весеннему, прибывающему солнцу. Левосторонний знак, suavastika, напротив, выражает тьму, гибель, зло и разрушение; он соответствует убывающему, осеннему светилу [455, р. 13-14]. Подобную цепь рассуждений находим у индолога Чарльза Бирдвуда [408, p. XI-XII]. Suastika - солнце дневное, активное состояние, день, лето, свет, жизнь и слава; эта совокупность понятий выражается санскритским pradakshina, проявляется через мужское начало, покровительствуемое богом Ганешей. Suavastika также солнце, но подземное или ночное, пассивное состояние, зима, тьма, смерть и безвестность; ему соответствует санскритское prasavya, женское начало и богиня Кали [408, р. Х-ХП]. В годовом солнечном цикле левосторонняя свастика является символом летнего солнцеворота, с которого начинается убывание дневного света, а правосторонняя зимнего, от которого день набирает силу [ср.: 84, с. 122].