Интервью с раввином Авромом Шмулевичем
Авраам Шмулевич. Израильский мистик, раввин, политический деятель и религиозный философ, основоположник идеологии гиперсионизма. Лидер Международного Гиперсионисткого Движения «Беад Арцейну» («За Родину!») с центром в Иерусалиме и отделениями в других странах. Президент «Института Восточного Партнерства» (Иерусалим – Ростов-на-Дону), изучающего процессы в странах СНГ, в особенности на Кавказе. Сферы научных интересов: русские мистическо-религиозные движения, движение субботников, еврейский и исламский мистицизм. Бывший руководитель русского отдела Института Брацлавского Хасидизма (Иерусалим).
— Что говорит о приближении Конца Света? Каковы его предзнаменования?
— Нет ничего более неблагодарного, чем в очередной раз предсказывать Конец Света. В «Перкей Авот» (поучении отцов), одном из этических трактатов Талмуда, есть такая максима: «Покайся за день до смерти». Это значит, что человек должен рассматривать каждый свой день, как последний. Видимо, такое же правило действует и относительно поколений. Каждое поколение должно выполнить ту миссию, которая возложена на людей Всевышним. Однако наше поколение, в котором мы живем – оно уникально. Его уникальность в том, что оно живет абсолютно автономно от Бога. Большинство людей ощущает себя так, как будто Бога не существует. Кроме того, мы – первое поколение, которое не знало голода. Вся наука пытается сегодня укрепить максиму Лапласа, который говорил, что он «не нуждается в гипотезе Бога». Наше современное поколение – наверное, самое нерелигиозное из всех, которые когда-либо жили. Получается, что между Богом и людьми находится как бы железный занавес. На самом деле, само это понятие – железный занавес, «мехицат барзель», – оно впервые употреблено в Талмуде.
— Получается, что чем темнее, тем лучше? И тем больше радости у еврейских мистиков, что придет Машиах (Мессия) и железный занавес наконец-то снимут?
— Радости никакой нет. Напротив, даже несколько мудрецов Талмуда говорили: «Пусть Машиах придет скорее, но пусть я не увижу его приход». Есть понятие «муки Машиаха», и велика вероятность, что это будет вещь вполне трагичная. И, кроме того, вполне не очевидно, что еврейские мистики, которые живут в нашем поколении, удостоятся увидеть тот момент, когда железный занавес будет снят. Совершенно очевидно, что железный занавес между Всевышним и человечеством – он существует. Но сколько он продлится – это большой вопрос. Он может продлиться не одно поколение и не два. Это как бы некая кома, которая может существовать годами и десятилетиями. Конец Света – это еще не конец. В еврейской традиции за концом света следует воскрешение из мертвых и далее – абсолютно новый мир, в котором не будет преобладать зло, как оно преобладает в этом мире. В мире, который наступит после конца света – это мир, в котором зло будет уничтожено, во всяком случае, будет принижено. И все катаклизмы, которые его сопровождают – это вещь, в общем-то, хорошая: это – часть реализации Божественного замысла. Самое плохое – это то, что он может не наступить. И та ситуация ядерной зимы, которая предстоит – она может продолжаться достаточно долго. И наше поколение пожжет оказаться не только последним, но и может начать духовный ледниковый период. В каком-то смысле это будет и остановка истории, и духовная температура опустится настолько, что дальнейшее движение будет приостановлено.
— А когда-нибудь в истории подобная ситуация уже была?
— Да, но всего два раза. В Пятикнижии описываются два архетипа. Первый – это Потоп, когда весь мир, все животные и вся материальность настолько извратились, что они были смыты. А вторая катастрофа – это крушение Вавилонской башни, когда люди хотели добраться до небес. Мидраш еще более развивает эту историю. Люди хотели взойти на Небо, сбросить оттуда Бога и занять Его место. Они настолько овладели тайнами материи, что подумали, что могут сами, не хуже Бога, управлять всем сотворенным. Попросту взять и убрать Бога из картины мира. Понятно, что это – некая аллегория. Мидраш говорит, что люди специально стреляли в небо стрелами, и эти стрелы падали окровавленными, так как Бог специально так делал, чтобы внушить им это ложное мнение. Это – та же самая иллюзия, что дает и современная наука. Ведь подавляющее большинство людей считает, что они уже могут или почти могут управлять материей так же хорошо, как это делает Всевышний. Откройте любую газету и прочитайте про смену пола, про искусственный интеллект. Недавно была очередная сенсация, будто некие ученые смогли создать живую клетку. Разумеется, никакой смены пола нет: изменяется лишь гормональный фон. Искусственный интеллект не создан, клетка тоже не создана, но у людей создается полная иллюзия, что они могут делать уже почти все, что может делать Всевышний. Мы являемся аналогом того поколения, которое существовало в эпоху Вавилонской башни. Кончилось это, как мы знаем, тем, что человечество было полностью переформатировано. В некотором смысле, тогда произошел Конец Света: не в том смысле, что мир перестал существовать, но в том, что люди в своем познании Всевышнего были отброшены далеко назад. Это – вещь, которая может произойти и сейчас, если не принять определенные меры. Есть сценарий, что человечество полностью выполнило свою задачу и переходит на новую стадию. Но есть и другой, который, наоборот, не в выполнении своей задачи, а в полном провале. Когда человечество не поднимается на новую стадию, но, наоборот, низвергается вниз. Вот этот Конец Света – он вполне реален и мы стоим на его пороге.
— Вы сказали, что для предотвращения катаклизма еще не поздно принять некие «определенные меры». Что Вы под этим понимаете?
— Та ситуация, которую я описал, возникла не сейчас. Господствующий ныне тип религиозности, в который человечество погружается – это некая спекулятивная религия. Здесь основным инструментом познания Бога является разум, некие спекулятивные теории. Этого не было еще 2000 лет назад. Праотцы Танаха говорили с Богом, тогда как мы Его лишь познаем спекулятивно. Логическим завершением этого спекулятивного этапа является, как говорится в Талмуде, «эстер паним» – «сокрытие Лица». Сейчас мы живем в эпоху «сокрытия Лица», когда мы не видим Всевышнего. А Храм, жертвоприношение определяют совершенно иной тип религиозности. Тогда существовало пророчество. Это есть непосредственное восприятие божественности. Примерно 2000 лет назад, в момент разрушения Храма, религиозный тип всего человечества претерпел некоторые изменения… «Осевое время» и холодная религиозность возникли после разрушения первого Храма, а полная утрата связи со Всевышним, опускание «железного занавеса» – при разрушении второго Храма.
— А возможны другие пути возвращения к Творцу, кроме как через иудаизм? Например, через языческие религии, предшествовавшие «катастрофе 2000-летней давности»?
— Понимаете, религия – это связь. А связь предполагает разговор двух абонентов. Вопрос не в том, что вы выбираете тот или иной телефонный аппарат, а в том, что сам канал связи – он обрублен. В этом смысле современные язычники находятся не в лучшей ситуации, чем, скажем, христиане или мусульмане. Небеса нельзя взять штурмом. Вы можете построить сколь угодно высо-кий небоскреб, запустить какой угодно летательный аппарат – это не приблизит вас ко Всевышнему. Закрыты соответствующие Небесные Врата, после разрушения Храма, опущен железный занавес. Изменения типа религиозности по всему миру и после разрушения Первого Храма и после разрушения Второго Храма произошло не потому, что жрецы от Европы до Китая собрались и постановили более не приносить жертв и ввести спекулятивную религиозность вместо прямого общения с Творцом. Современный человек познает Создателя с помощью спекулятивного разума. А человек эпохи Храма брал часть материального мира – птиц, животных, хлеб, вино, оливковое масло или воду (определенные дни ее тоже возливали на Жертвенник) – и передавал это Создателю, передавал непосредственно, физически, из рук в руки. И Всевышний принимал этот дар. Современному человеку неимоверно трудно, практически невозможно это представить. В процесс принесения жертв определенных типов входило то, что священники (когены) или, в некоторых жертвах, миряне, должны были съесть жертву – это был обязательный завершающий этап жертвоприношения. То есть прохождение жертвы через ротовую полость, пищевод и желудочно-кишечный тракт – это, как Всевышний принимал жертву, это и был акт соединения миров. Мы сегодня просто не в состоянии даже отдаленно представить, что в этот момент испытывали приносящие жертву, что значит иметь общий пищеварительный аппарат со Всевышним. Хотя еврейская традиция знает способ, как снова снять этот железный занавес, снова открыть небеса – восстановить храмовые жертвоприношения. Восстановить Иерусалимский Храм, там, где он должен быть. На Храмовой Горе в Иерусалиме. Технически, с точки зрения галахи – это можно сделать прямо сегодня.
— Если взять Псалмы Давида и Ригведу. Дата создания в обоих случаях – до разрушения Первого Храма. А тип религиозности – один и тот же?
— Да, один и тот же. Но время очень меняет религию. Современный цадик и пророк эпохи первого Храма – это совершенно разные типы святости. Речь не о том, что святые нашего поколения более святы или менее святы. Речь о том, что сам уровень, до которого человек может подняться – он ограничивается «железным занавесом». Обрывки традиции, идущей от Адама, сохранились у многих народов. Многие народы знали, что Бог един. Рамбам (Маймонид) так объясняет появление идолопоклонства: религия – это связь. И это – прямой канал связи, по которому Божественное влияние спускается в этот мир. Но люди в какой-то момент поняли, что можно это влияние как бы перехватывать, играть, и обращаться не к самому Всевышнему, а обращаться к этим каналам. Это – тоже вариант железного занавеса, который создают сами люди. Это и есть язычество.
— А на чем основана иудейская уверенность, что тот канал, по которому работают раввины и праведные иудеи – он наиболее прямой, а каналы языческие, христианские и мусульманские – являются побочными?
— Во-первых, мы не можем доказать праведность религиозной традиции так же, как доказывается правдивость химической теории: два вещества смешиваем и получаем раствор с определенными свойствами. Элемент некоей неопределенности существует всегда. Иначе мы были бы не людьми, а роботами. Но при этом иудейская традиция – самая древняя. Она признается всем человечеством. Основные религии не отрицают Торы и наследия Авраама.
— А тезис о еврейской богоизбранности обосновывается таким же образом?
— Это не так. Все народы избраны Господом. Есть 70 народов, и у каждого народа есть своя миссия. Но именно евреям была дана Тора. Тора – это центр мира, или, как сказано в мидраше, Бог, когда творил мир, смотрел в Тору, как в чертеж. Это – некая самораскрывающаяся матрица. Хранителями ее назначены именно евреи. Именно евреям она дана.
- Prev
- Next >>