Представление о том, что название вещи содержит в себе суть ее существа – одна из наиболее древних и наиболее фундаментальных магических идей. Название каждой вещи является ее миниатюрным двойником и может быть использовано в качестве заменителя самой вещи.
Истинное имя Бога было использовано для созидания Вселенной.
Магическая теория «истинного» имени божества предполагает, что имя содержит в себе суть этого божества и таким образом вмещает в себя его силу. Произнесение имени автоматически вызывает эту силу точно так же, как нажатие выключателя вызывает загорание света.
Господь создавал Вселенную, высказывая свои распоряжения в словесной форме: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Фактически, Бог произносил имя света и других вещей, и в ответ на произнесение их имен, они тут же появлялись, так как имя содержит суть вещи.
«Сефер Йетцирах» объясняет, что акт творения Вселенной есть «запечатление своего имени» Богом, а «Зохар» добавляет, что десять сефирот «составляет священное имя Бога», поскольку Господь создал Вселенную путем распространения своей сути. Сияющие огни сефиротов составляют святое имя Бога, поскольку они и являются его сущностью. Вселенная есть Бог, а сефирот – часть Бога, грани его или вселенской личности. Истинным именем Бога является Бог, он же есть Вселенная, и он вмещает в себя все и управляет всем.
Описывая создание мира, «Сефер Йетцирах» начинается следующим образом: «При помощи тридцати двух путей Мудрости Яг, Иегова Саваоф, Бог Израиля, Элохим живущих, Царь времен, милостивый и всепрощающий Господь, благородный Единый, Обитатель вечности, высочайший и святейший запечатлел свое имя тремя серафимами (способ выражения) – Числами, Буквами и Звуками». При созидании Господь пользовался цифрами, буквами и звуками, поскольку Бог – это увеличенный человек, а счет, письмо и издавание осмысленных звуков являются тремя важнейшими способами выражения мыслей у человека. «Тридцать два пути Мудрости» – это десять сефирот или чисел и двадцать две буквы еврейского алфавита.
Десятиступенчатая лестница Божественных Имен. Кабалисты, умножая божественные имена, связывали их либо с единством тетраграммы, либо с образом тройного, либо с сефиротической лестницей декады. Вот как они изображали лестницу божественных имен и чисел (правильно смотреть направление чисел следует по еврейской традиции – справа – налево):
10;
5; 10;
10; 4; 300;
5; 6; 5; 10;
40; 10; 5; 30; 1;
40; 10; 5; 10; 6; 30; 1;
1; 400; 10; 200; 1; 200; 1;
400; 70; 4; 6; 5; 6; 30; 1;
200; 2; 10; 3; 40; 10; 5; 30; 1;
5; 6; 1; 4; 70; 40; 10; 5; 30; 1;
Этот треугольник можно изобразить латинскими буквами следующим образом:
I;
IA;
SDI;
IEHV;
ELOIM;
SABAOT;
ARARITA;
ELVEDAAT;
ELIMGIBOR;
ELIMSABAOT;
Совокупность всех этих божественных имен, образовавшихся из тетрагаммы – одна из основ еврейского ритуала и тайная сила, призываемая раввинами-кабалистами под именем Семгамфора.
В древности было широко распространено представление о том, что существует тайное имя бесконечной власти, которая правит всем во Вселенной. Магический заговор греков вызывает бога, «чте тайное имя непроизносимо, при звуках которого съеживаются даймоны, изменяют свой ход Солнце и земля, сотрясается Аид, замерзают реки, моря, озера и источники, рассыпаются горы». Это имя имеет власть даже над богами. Ассирийская надпись VII века до н.э., являющаяся переводом гораздо более древнего текста, повествует, как великий бог Эа был призван на помощь, чтобы справиться с семью ужасными демонами, называемыми маским, что означает «ожидающие в засаде». Эа сообщает, что он – единственное существо, которому известно высшее магическое имя. «Когда оно изрекается, все на небесах, земле и в инфернальных владениях склоняется. Лишь это имя может подчинить себе маскимов и прекратить чинимые ими разрушения. Это имя властно даже над богами, и они подчиняются ему».
В иудейской традиции тайным именем бесконечной власти является истинное имя ветхозаветного Бога. Поиски этого имени – одно из главных занятий каббалистической магии. В Библии дано несколько имен Бога, которые использовались в магических целях иудеями и христианами, в их числе Эл, Элохим, Элоя, Саваоф, Шаддай, Адонай, Иегова, Яг и Ихие. Эл – распространенное название божества на финикийском, ассирийском и иврите. Элохим – множественное число от Элоя – также распространенное имя Бога на иврите. Этот же корень встречается в арамейском и арабском языках для обозначения божества. Саваоф обычно переводится как «Господь многих», Шаддай как «Всемогущий», Адонай как «Господин». Но, по сути, все эти имена означают Бог.
Личное имя ветхозаветного Бога – Тетраграмматон, то есть имя, состоящее из четырех букв – YHVH (йод, хе, вау, хе, написаные справа налево на иврите). Это соответствует имени Иегова во многих вариантах Библии. Оно является формой глагола “быть” (хе, вау, хе) и означает “он есть”, “он существует”. Форма первого лица – Ихие – “я есмь” была открыта Моисею в горящих кущах. Ихие Ашер Ихие – “Я есмь то, что есмь”. Яг или Ягве происходит от того же корня и, возможно, является более древним вариантом YHVH.
- Prev
- Next >>