ИМЕНА В МАГИИ

 

 Лапландцы верили, что для переправы через озеро нойде (шаману) не требовалась лодка: он отрезал кусок земли, читал заклинание и пускался в плавание на нем, как на плоту. Но если кто-то в этот момент окликал его по имени, то плот немедленно превращался в остров, а нойда – в камень.

Лапландцы верили, что когда сильный нойда умирал, он превращался в сеид – камень, имеющий собственную душу, и даже способный, как верили саамы, перелетать по своей воле с места на место. Обычному человеку уничтожить сеид практически невозможно: ведь тот, подняв ураган, может покарать противника или же просто перелететь в другое место.

 Имея дело с именем человека, а не с его изображением, выполненным из глины или воска, этому человеку можно нанести точно такой же вред; а когда используется восковое изображение, то во время крещения оно, как правило, нарекается именем жертвы. Классическим методом уничтожения или нанесения вреда врагу является следующая процедура: надо написать имя врага на свинцовой пластинке, воске или керамике, произнести соответствующее проклятие и закопать. Множество таких проклятий было обнаружено в захоронениях и храмах Греции, Малой Азии и Италии. «Как холодеет свинец, путь так закоченеет и он», - сообщает одна пластинка. Иногда, чтобы пронзить врага, в написанное имя вбивался гвоздь. «Я пронзаю его имя, которое есть он сам». Если захоронить имя оппонента в суде, это свяжет его болтливый язык.

Существует магическая концепция «истинного» имени. Если любой человек может оказаться во власти магического влияния лишь в силу того, что известно его имя, жизнь становится слишком опасной, и необходимо принять меры предосторожности, которые не давали бы магу власти над человеком. Таким образом утверждалось, что общепринятые названия вещей являются лишь удобными ярлыками. Имя, вмещающее в себе суть существа, называется «истинным» именем и содержится в тайне.

Во многих первобытных обществах у человека было два имени. Одно для обычного, повседневного использования, другое же, настоящее, хранилось в тайне. Иногда оно не было известно даже своему владельцу, так как было произнесено ему шепотом матерью еще в младенческом возрасте.

Если колдуну удавалось выяснить истинное имя человека, он мог уничтожить этого человека, например, магическим переносом этого имени в листья или солому, которые сжигались или рассеивались по ветру. По мере того как имя сгорало в огне дотла или уносилось ветром, жертва слабела и умирала. Истинное имя содержало сущность человека и, распадаясь, влекло за собой и его распад.

По этой же причине в тайне хранились истинные имена богов, ангелов и демонов. Плутарх сообщает, что в доисторические времена имя божества, охранявшего рим, тщательно скрывалось. Было запрещено задавать вопросы об имени этого божества и что-либо узнавать о нем, даже его пол. Вероятно, римляне боялись, что враги могут лишить их бога силы, если им станет известно его имя, или же вовсе переманить его на свою сторону. Библейский всадник на белом коне из Откровения, которого называют Верным и Истинным, тоже имеет другое имя. «Очи у него как пламень огненный, и на голове Его много диадем; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого». Ангел, посетивший Маною, отца Самсона, также отказался раскрываьт свое имя: «зачем спрашиваешь ты меня о моем имени, видя, что это есть тайна?» Отказался сообщить свое имя и ангел, боровшийся с Иаковом. Возможно, он считал, что Иаков победит, если узнает его имя. Иудецские комментаторы полагали, что настоящим именем ангела было имя Саммаэль. То был страшный ангел яда и смерти, имя которого в переводе означает Яд Господа.

Один из наиболее распространенных текстов заговоров для роженицы (известный на многих языках народов Ближнего Востока и Восточной Европы и применяемый позже против дурного глаза и разных болезней) рассказывает, как некий святой (Илья, Михаил, Сисиний и др.) в дороге (часто – спускаясь с горы) встретил ведьму (часто – у моря) и спросил, куда она направляется. Услышав, что она идет в дом роженицы с целью повредить ей, он заставил ее назвать все свои 9 (12, 40 имен) и поклясться, что она не повредит роженице и младенцу, если увидит в доме свои имена. Амулеты и заговоры для рожениц против Лилит должны были содержать не только имена трех ангелов (пытавшихся возвратить Лилит), но и имена самой Лилит. Некоторые из ее имен: Батна (евр.-арам., «чрево»), Одем («краснота»), Аморфо (греч., «не имеющий формы»), «Мать, удушающая дитя», имя из сирийского текста. Согласно одному преданию, Лилит была первой женой Адама: бог сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал ее Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины. Не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море ее настигли три ангела, посланные богом. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с нее клятву о том, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Они приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из ее детей. Согласно «Зогар» (11, 267 б) Лилит стала женой Самаэля, матерью демонов.

Убеждение в том, что название вещи содержит в себе саму вещь, лежит и в основе библейского обычая употреблять выражение «имя Бога», вместо слова «Бог». Господь сказал «он построит дом во имя мое» – то есть «для меня» – и велел Моисею повиноваться ангелу, который пойдет перед израильтянами, «ибо в нем мое имя» – то есть «я». Святой Павел говорит, что Господь возвысил Христа «над всеми нареченными именами», имея в виду «над всем сущим».

Египетская легенда рассказывает, как богиня Изида пыталась отнять власть у бога Солнца Ра и стать владычицей мира. Для этого ей нужно было узнать его истинное имя. Ра был стар и пускал слюни. Изида собрала его слюну (которая магическим образом сохраняла связь с его телом) и смешала ее с землей, чтобы сделать из нее ядовитую змею. Змея ужалила Ра, и у него начались судороги. Когда все лекарства были безуспешно испробованы, ра согласился на то, чтобы Изида забрала его имя. «Я согласен на то, чтобы Изида вошла в меня, и имя мое перешло из меня в нее». Забирая его имя, Изида присваивала себе и его сущность. Становясь Ра, она могла осуществлять верховную власть.

По иудаисткой традиции, ребенок никогда не назывался именем живущего родственника, так как считается, что родственник умрет, если ребенок заберет его имя.

Люди, вступающие в религиозные или оккультные общества, принимают новые имена, чтобы показать, что они стали другими и начинают новую жизнь. Кроме того, новые имена берут себе ведьмы, идя в услужение к Дьяволу.

Среди евреев и в период средневековья считалось, что жизнь больного можно спасти, заменив ему имя, так как это приводило в замешательство ангела, ответственного за подведение итоговой черты в жизни человека.