Русалки
Поле - прибежище русалок. У восточных славян русалками считают умерших, которые появляются на гряной, русальной неделе (ею могла считаться неделя до или после Троицы). Они иногда приходят в свои дома, поэтому для них нужно оставлять на ночь традиционное поминовение. Порой русалки заботятся о живых.
"То я шчэ дивкою була. На русавныцю до самый вечир полола в жити. А тута до мэнэ прыйшпа маты, шчо вмэрла того року [в том году-В. Х] Бона кажэ: нэ можна тут сыдиты, чого дочи сыдишь, тэбэ вдома чэкають [ждут- В- X]. То и я побигла".(Из Полесского архива ИСиБ АН СССР).
Чаще всего русалок видят в попе танцующими и веселящимися. Когда человек приближается к ним, они спрашивают у него: "Полынь или петрушка?" От правильного выбора зависит жизнь случайно забредшего в поле в неразрешенное время. Если выбрать полынь, то русалка закричит: "Сам ты сгинь!" и убежит, если же выбрать петрушку, русалка радостно заверещит: "Ax ты, моя душка!" и бросится щекотать человека, может быть, насмерть.
В некоторых местах считают, что русалками становятся только утопленники или молодые девушки и маленькие дети и что у них есть постоянное место обитания - определенные речка, озеро. Детки-русалчата, похороненные некрещеными, встречали на русальной неделе одиноких путников, прося у них себе имя или одежду. В таких случаях отказывать нельзя.
Известный современному человеку из литературы образ русалки - полуженщины-полурыбы в восточнославянской традиции не встречается. Он позднее заимствован из европейского фольклора
Водяной
Это хозяин подводного царства, который по отношению к человеку ведет себя так же, как и Леший. Он любит встречаться с людьми в разных обличьях: то ягненка, то птицы, то старика. При этом Водяной пытается затащить в воду, утопить. Этот персонаж напоминает и черта, поскольку с ним можно заключить сделку, продав ему душу. Иногда Водяной так и именуется.
"Старики рассказывали. Из Манилова-озера, версты четыре, ездил черт в озеро Березино и возил свое именье. Приходит он под окошко к мужичку в деревню Березняк и просит дровень перевозить. Мужичок ему дровни дал поездить. Он ночь ездил на дровнях, перед свет дровни ему и представляет под окошко и говорит: "Вот тебе, мужичок, дровни и целковый за удержку дровен". Мужичок выходит, целковый лежит на дровнях, а посмотрел на дровни, на дровнях ездить нельзя, потому что полозье очень изъездилось - очень тонко. Доживает до лета. Этот же мужичок увидал у черта коров на берегу. Взял икону и побежал с иконой и ухватил у него одну корову, а остальные все ушли в озеро. Посля этого одна женщына приходит на озеро с бельем, слышит: в озере плачет и посылает спросить у мужичка корову обратно. Вот он приходит к нему не одну ночь, все прошал коровы. Он ему не отдает, напротив эхтово, сделал он мужичку то, што унес весь горох с полосы. На это озеро все боялись выходить купаться и ездить..."(Из собр. В. и Ю. Соколовых).
Взаимоотношения человека с мифологическими существами, какими бы страшными они ни были, остается довольно простым, обыденно-домашним. С нечистым можно ладить и получить помощь, если соблюдать необходимые правила общежития. От них можно защитить себя матерной бранью, молитвой или предметами-оберегами.