ЭГО
Эго – это мысленный образ человека, то понятие о себе, которое существует в нашем разуме. Оно иллюзорно, поскольку наше высшее, или истинное, “я” существует не в разуме, но в духе. Само эго имеет довльно сложную структуру. В нем есть три аспекта, которые можно еще назвать “слоями”. Внешний, или поверхностный, слой связан с удовлетворением потребностей физического тела и ублажением чувств, хотя само эго никогда не бывает полностью удовлетворенным, так как оно желает получать только то, чего оно хочет, а не то, в чем оно нуждается. Второй слой тесно связан с умственными аппетитами, удовлетворением чувства собственной значимости и индивидуальности. Эта часть выдвигает суждения и делает сравнения. Третий аспект эго связан с потребностью в самооправдании. Власть эго ведет к убеждению, что наше иллюзорное, временное и ограниченное “я” является единственной составляющей нашей целостной личности, которая имеет право на существование.
Эго занимается главным образом установлением связи с вещами, которые, по его мнению, доставляют удовольствие, а также стремится избегать физической боли. Мы часто ведем себя так, словно окружающие материальные предметы и даже некоторые люди на самом деле принадлежат нам. Мы говорим “мой дом”, “моя жена”, “мой автомобиль”, “мой ребенок” – все это привязанности, прикрепленные к нашему эго. Они принадлежат ему, так как существуют в нашем мышлении. Эго привязывается к тому, что оно само сотворило для себя. Оно заставляет человека делать сравнения и судить других людей в зависимости от того, как сильно их мнения и поступки влияют на нас. Человек действует в соответствии с ожиданиями своих ближних и общества в целом, что в конечном счете заставляет его быть “не хуже, чем другие”. Таким образом человек попадает в порочный круг неудовлетворенных желаний и замыкается в схемах поведения, выработанных своими собственными мыслями и убеждениями. Выход существует, но к нему можно прийти, лишь сломав старые схемы и достигнув гармонии между разумом и духом.
Усвоенные человеком схемы поведения влияют на его способ восприятия реальности. В шаманском понимании, это жесткие энергетические схемы, удерживающие человека на одном плане бытия и мешающие ему познать целостность своего существа. Эти схемы генермируют целый комплекс убеждений, основанных на страхе, связанном с выживанием, но на воображаемом страхе, который тем не менее достаточно реален для нашего разума и эго. Такой страх можно различить в вопросах вроде: “А что случится, если…” или “Что сделает такой-то человек, если я сделаю…”. Все это кажется таким реальным, что накладывает на физическое тело человека жесткие ограничения. Многие расстройства и недомогания, в сущности, имеют ментальную природу. Измените свои взгляды на мир, и источник недомогания исчезнет.
ЭГРЕГОР
Эгрегор – это групповое биологическое поле, например, семья: муж, жена, дети, подсознательно живущие одним ритмом. Это может быть любая компания, коллектив, социальная группа, объединения, трудовой коллектив, целая организация, партия, национальные эгрегоры, над национальными эгрегорами – эгрегоры церквей. Кроме того, эгрегоры планет, эгрегор Земли, а также эгрегор всех людей нашей планеты. Формальное активное вступление в какую-то организацию дает групповую энергию: крещение, любое посвящение дает факт вступления в эгрегор, куда входят и люди, которые не несут никакой информации, не ищут энергии, а также люди, которые несут информацию, являются хранителями эгрегора.
В космограмме человека Юпитер показывает его место в эгрегоре.
ЭЗОТЕРИКА
Слово «эзотерический» происходит от греческого «эйс», что означает «внутренний». По большинству словарей слово «эзотерический» означает «нечто, чему учат немногих», а также «посвященный». Это слово связано с элементами таинственности и внутренних традиций. Примерами эзотерических объектов мира являются книги, в которых вы можете обнаружить определенную глубину, учения тайных обществ со многими слоями знания, скрытая истина Библии и других религиозных текстов, литература о мудрости, мистические религиозные тексты и, конечно же, литература гностиков.
Все истины эзотерического мира связаны с духовностью, хотя можно сказать, что во многих обществах существуют свои эзотерические традиции – особый язык, рукопожатие, жесты и мимика – то, что понимают только посвященные.
ЭКСТАЗ
Слово “экстаз” произошло от древнегреческого “экстазис”, которое означает “быть помещенным снаружи”. Под экстазом понимается состояние экзальтации, в котором человек выходит за границы самого себя. Виды экстаза могут варьироваться от овладения злым духом тела человека до вселения в человека божественного духа, от магической трансформации или полета сознания до психиатрических заболеваний.
Принято различать три вида экстаза:
шаманский экстаз;
пророческий экстаз;
мистический экстаз.
Шаманский экстаз возникает при подъеме души шамана на небеса или при ее спуске в подземный мир. Эти состояния экстатической экзальтации обычно достигаются после инициации и долгого напряженного обучения, часто в экстремальных условиях. Контакт, который в результате этого шаман устанавливает с обитателями Верхнего и Нижнего миров, а также с духами природы, позволяет ему успешно выполнять такие задачи, как сопровождение душ погибших к месту их обитания в следующем мире, лечение больных и пересказ историй о путешествиях их души после возвращения в нормальное состояние сознания.
Высказывания шаманов коренным образом отличаются от слов тех, кто испытал пророческий или мистический экстаз. Пророк буквальным образом разговаривает с Богом, в то время как мистик испытывает чувство всеобъемлющего божественного присутствия. В мистицизме прямое осознание и восприятие окончательной божественной реальности может быть получено двумя путями: эмоциональным и интуитивным.
Существует три уровня восприятия в состоянии экстаза:
1.Физиологические реакции, которые заключаются в том, что сознание полностью поглощено доминирующей идеей и сфокусировано на ней. При этом все внимание без остатка извлекается из внешнего мира и обращается внутрь, а центральные области нервной системы отключаются от внешних органов чувств. В результате тело предоставляется само себе и демонстрирует отсутствие рефлексов, непроизвольные нервные реакции или даже состояние бешенства или неистовства.
2.Эмоциональное восприятие экстаза заключается во всепоглощающих чувствах, таких как благоговение, тревога, радость, печаль, страх, изумление, страсть и т.д.
3.Интуитивное восприятие заключается в получении доступа к источникам прямого, минующего слова знания и испытании опыта расширения сознания и гаммы ощущений до уровня, превосходящего “я” конкретного человека. Другими словами, находящийся в состоянии экстаза интуитивно проникает в истинный смысл вещей и узнает правду о самом себе.
Физиологические аспекты экстаза присутствуют всегда, в то время как эмоциональные реакции могут отсутствовать или не иметь большого значения. Главным же средством восприятия для человека, находящегося в состоянии экстаза, является интуиция. Кроме того, некоторые указывают на наличие четвертого уровня, на котором суммарное восприятие выходит за рамки ментальных и эмоциональных ограничений, а также тривиального понимания.
Экстатический опыт шамана не ограничивается ощущением или восприятием святых духов, демонов или духов природы. В состоянии экстаза шаман может отправиться прямо в более высокие или низкие сферы бытия. Такой опыт может быть получен как во время сна, так и во время бодрствования. Сны, особенно те из них, в которых сознание остается активным (“осознанные сны”), очень часто играют огромную роль в жизни шаманов или их учеников.
Экстаз для шамана не является самоцелью, как это может быть у мистика или святого. Скорее он ближе к пророческому экстазу, являясь лишь средством для достижения определенных целей, - в данном случае для перемещения своего сознания в другие миры. И, как практический метод, шаманский экстаз был открыт во многих регионах земного шара. Поэтому, хотя большинство исследований шаманизма были посвящены народностям, живущим в северных и средних областях азиатского континента, этот феномен не ограничивается конкретными культурами или местами.
Погружаясь в состояние экстаза, шаман делает это, чтобы выполнить специфическую миссию. Шаман – это человек, который должен проделать, находясь в трансе, определенную серьезную работу, и он должен знать методы выполнения этой работы. Если, например, ему необходимо вернуть из Нижнего мира животное-хранитель силы своего пациента, шаман должен знать, как достигнуть Нижнего мира, войти в него, найти животное силы и благополучно доставить его обратно. Вернувшись из путешествия в обычное состояние сознания, шаман должен знать, какие инструкции дать пациенту.
Когда во время камлания шаман внезапно падает на пол, говорят, что “он спускается”, что говорит не только о материальном акте, видимом окружающими, но и о вере в то, что шаман в состоянии экстаза способен посещать другие миры, в частности подземный, называемый Нижним. Когда эскимосы рассказывают о шамане, совершающем путешествие, они говорят, что он падает на дно моря, подчеркивая, что он не только опускается на пол дома, но и проникает в океанический Нижний мир.
Обычно совершая путешествие в состоянии экстаза, шаман испытывает невыразимую радость по поводу увиденного, благоговение перед прекрасными и необычными мирами, открывающимися перед ним. Само путешествие похоже на сон, но сон наяву, который кажется реальным и в котором шаман может контролировать свои действия и направлять свои приключения. Находясь в экстазе, он часто бывает поражен реальностью того, что ему представляется. Он получает доступ в другой, очень древний мир, который снабжает его информацией о значении его собственной жизни и смерти и его месте во всей совокупности мироздания. На протяжении всего удивительного приключения он сохраняет контроль над направлениями своих путешествий, но не занет заранее, что он откроет. В конце концов он приносит обратно свои открытия для того, чтобы построить свое знание и помочь другим.
Гордон Уоссон пишет по поводу шаманского экстаза следующее:
“В своем трансе шаман уходит в далекий путь – в место ушедших предков, в Нижний мир или туда, где живут боги…
…Сам по себе экстаз ни приятен, ни неприятен. Блаженство или паника, в которые он ввергает, для экстаза не существенны. Когда вы находитесь в состоянии экстаза, сама ваша душа как бы вырывается из тела и уходит. Кто направляет ее полет – вы, ваше подсознание или какая-то высшая сила? Возможно, это тьма кромешная, но вы видите и слышите яснее, чем когда-либо раньше. Вы оказываетесь лицом к лицу с Абсолютной Истиной – вот то неодолимое впечатление (или иллюзия), которое вас охватывает. Вы можете посетить Ад, Елисейские поля, пустыню Гоби или просторы Арктики. Вы чувствуете благоговение, познаете блаженство и страх, даже ужас. Каждый испытывает экстаз по-своему, и никогда он не бывает одним и тем же. Экстаз – это сама суть шаманизма”.
- Prev
- Next >>