Ш

ШАБАТ (СУББОТА)

В Торе говорится: «Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, Субботу, посвящай Господу Богу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил господь день Субботний и освятил его».
За шесть дней творения Господь создал свет и отделил свет от тьмы, в свод небесный от вод и воду от суши. Господь создал траву и деревья, рыб и птиц, и всех диких и домашних животных, населивших землю. В шестой день сотворил Господь мужчину и женщину. На закате шестого дня Бог посмотрел на все, что он сделал, и увидел, что все получилось хорошо. В седьмой день Бог отдыхал от своего труда, он благословил этот день и объявил его святым. В Торе сказано: «… Закончены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог к седьмому дню труд Свой, который Он созидал… И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день он почил от всей работы Своей, которую совершил Бог созидая». Первый Шабат, первая Суббота – это последний день чудесной недели сотворения мира.


Шабат соблюдают каждую неделю, от захода солнца в пятницу и до захода солнца в субботу. Многие евреи, отложив в сторону все будничные дела и заботы, празднуют Шабат дома и в синаноге, наслаждаясь покоем в кругу семьи и друзей.
Суббота – это время, когда человек прекращает все свои дела, никуда не спешит, ни о чем не беспокоится. У него появляется возможность изменить темп жизни и задуматься о смысле жизни и серьезных вещах. В будние дни бывает трудно найти время для семьи, размышлений и молитвы. В отличии от остальных еврейских праздников, которые отмечают раз в году, Шабат побуждает каждую неделю отрешаться от забот, вспоминать о сотворении мира и вновь почувствовать умиротворение и покой. Шабат способствует отрешению от будничной суеты, отдыху и душевному обновлению. Это время спокойного и гармоничного единения с природой. В этот день человек ощущает себя свободным от материальных забот. Суббота делает человека лучше, добрее, дает силы для более разумной и более достойной жизни.
Тора называет две причины установления Субботы. Первая – это память о сотворении Мира. Вторая – напоминание об Исходе из Египта. В Торе сказано: «Помни, что рабом ты был в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя оттуда дланью могучей, рукой простертой». Рабы в древнем мире не имели права на отдых, они обязаны были трудиться каждый день, умножая богатства своего господина. Тора впервые в истории человечества обязала господина предоставить в Субботу день отдыха даже рабу.
Сегодня каждый человек имеет право на отдых, но не каждый умеет использовать это время с максимальной выгодой для себя. Такие люди постепенно превращаются в рабов, в рабов привычки и обстоятельств. Им кажется, что они что-то выигрывают в жизни, боясь упустить какие-то возможности, торопясь закончить какую-то работу, но на самом деле они забывают о более важных вещих и теряют лучшие часы своей жизни. Только отодвинув все заботы и хлопоты, отказавшись от бесконечного труда и бепрерывных развлечений, люди могут ощутить себя свободными, взглянуть на себя как бы со стороны. Настоящей свободой обладает тот, кто умеет оставаться самим собой – таким, каким его создал Творец. В современном бешеном темпе жизни, Суббота является бесценным даром, данным Богом. Бог сказал: «Есть у меня сокровище бесценное, и отдал Я его народу Израиля. Это сокровище – Суббота». Вот почему евреи так чтут этот день, называя Субботу царицей.
Шабат дает евреям возможность испытать тепло и духовную близость семьи или общины. Во многих семьях из поколения в поколение передаются ритуальные предметы, используемые в этот день – подсвечники, кубки для кидуша, нарядные салфетки для хал. Таким образом, с помощью Шабата сохраняется драгоценная нить, связующая прошлое и настоящее.
Шабат – это еврейский национальный праздник, когда евреи отмечают свое возникновение как нации во время исхода из Египта. Нелегкой была жизнь евреев в других странах. Но даже в самые трудные времена, как только наступал вечер пятницы, и взрослые и дети откладывали свои дела и спешили встретить царицу Субботу. В этот день не только работа считалась нарушением заповеди, но и всякая обида и ссора, вносившая раздор в семью. Пусть внешний мир часто бывал жесток и враждебен, но в своем доме или в синагоге люди чувствовали себя в безопасности. «Где все дышит покоем, там постигают Бога». Даже в самых бедных семьях в Субботу готовили праздничную трапезу. В обычные дни евреи могли недоедать, порой даже голодать, но в Субботу каждый становился благополучным, богатым человеком. Скромное жилище на один день превращалось в царский дворец. И когда наступали будни с новыми трудами и заботами, у людей появлялись новые силы и мужество, чтобы пережить все лишения.