Х

ХЕЛЛОУИН

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_halloween_04.jpgБарбара Уокер в «женской энциклопедии мифов и тайн» пишет, что выражение «Hella cuni” («родственники Хель») в последствии было искажено и стало звучать как «арлекин». Имеются записи свидетельствующие, что в Средневековье Хеллеквины или «Повелительницы ночи», ходили от селения к селению, от дома к дому и принимали пищу и напитки в обмен на пожелание добра и удачи.

ХИРАМ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_hiram.jpgЛегенда о Хираме. Соломон поручает построение Храма Хираму, предводителю избранных людей в количестве 30 000, управляемых 300 мастерами. Хирам делит работников на три категории: изготовителей металлических предметов, каменщиков и плотников.
В каждой категории имеются ученики, товарищи и мастера, получающие различную заработную плату (в английских ассоциациях свободных каменщиков было три степени: ученик, товарищ и товарищ-мастер).
Ученики получают мзду свою у колонны Jakin, товарищи – у колонны Bohas, а мастера – в среднем пространстве (т. е. между колоннами).
Во избежание обманного присвоения младшими разрядами более высокой заработной платы трем степеням сообщаются особые знаки, прикосновения и слова. Ученическим словом служит Jakin, товарищеским – Bohas, а мастерским – полное всеобъемлющего, глубочайшего символического и реализационного значения третье каббалистическое имя Божее, изображаемое 4 буквами : Иод – Хеи – Вав – Хеи.
Три товарища Jubelas, Jubelos, Jubelum (имена условные и в разных редакциях легенды заменяемые другими) задумывают овладеть мастреским словом для присвоения себе ненадлежащей мзды. Для этого они поджидают Хирама у трех врат Храма в час его вечернего обхода. У Южных врат Великого Мастера встречает Jubelas и требует от него раскрытия мастерского слова под угрозою смерти. Хирам отвечает с достоинством, что познание этого слова возможно лишь тому, кто сумеет своим усердием и опытностью в работе заслужить соответствующую степень. Jubelas наносит ему удар тяжелою железною линейкой длиной в 24 дюйма. Удар приходится по шее, Хирам отступает к Западным вратам, но там стоит Jubelos, повторяющий требование товарища. Архитектор ответствует молчанием и получает наугольником удар против сердца.
У него хватает силы дотащиться до Восточных врат, где его противником является Jubelum, умерщвляющий его ударом молотка по лбу. Убийцы скрывают тело во храме под каменной громадою, а позже, под покровом ночи, относят его в ближайший лес, где и хоронят, отметив могилу зеленою ветвью акации.
Соломон, обеспокоенный исчезновением архитектора Храма, посылает на розыски сначала 3-х мастеров, а затем 9-х мастеров. Хирама ищут сначала во Храме, потом вне оного. На седьмой день разыскивается его могила, отмеченная ветвью акации (в некоторых версиях легенды могила узнается по особому сиянию, исходящему из нее, а ветвь акации кладется на нее нашедшими ее мастерами). Для извлечения тела из могилы царь посылает 15 мастеров и вместе с тем поручает им переменить мастерское слово (из опасения, что оно было исторгнуто у Хирама его убийцами). За новое слово они должны принять первое из тех, которые будут ими произнесены при извлечении тела из могилы. Откопав тело, мастера пытаются прикоснуться к указательному и среднему пальцам его руки. При этом вследствие разложения плоть плоть отделяется от костей, что побуждает мастеров воскликнуть: Mak benah (что и дает в переводе фразу: тело истлевает).
В большинстве версий засим следует описание погребения хирама во Храме в присутствии всех мастеров, украшенных своими запонами и другими атрибутами, в числе которых отмечаются белые рукавицы, свидетельствующие о невиновности мастеров в происшедшем злодеянии. На гроб, по повелению царскому, возлагается серебряная треугольная бляха с изображением старого мастерского слова в знак благодарности покойному за оказанную твердость в хранении тайны.
Главного убийцу находят благодаря собаке, выдающей его убежище (пещеру близ источника), и умерщвляют.
Остальные два преступника кончают жизнь самоубийством, низвергаясь в каменоломню, над которой они нашли было себе приют.
Головы убийц доставляют Соломону.

ХОРС

Славянский бог солнца. Изображался козлоногим и козлоголовым четырёхрогим человеком, наподобие греческого ПАНА. Таким знали его на Украине. В Псковской области он изображался иначе — сохранилась статуя Хорса, описанная в своё время ещё Иоганном Давидом Вундерером. Человек, стоящий на змее, с копьём в правой руке и с мечом в левой. Чехи же Хворза представляли в виде змеи, считая его символом земли и воды, уносящейся в воздушные просторы и творившей тучи, заслонявшие солнце. У чехов ХВОРЗ — бог ураганного ветра, ему приносили жертвы ради спасения от ураганных ветров. Болелуцкий называет Хворза Тифоном. Козлоголовый Хорс — брат-близнец аланскому ХВАРЗУ — богу солнца иранских народов. Некоторые источники описывают Хорса как солнечного белого коня. Тифон — демон жары.