ФЕНИКС
Феникс является символом духовной победы и достижений, превращения и возрождения творческой энергии.
Бенбен – священный камень Древнего Египта, имеющий форму пирамидиона. Вероятно, Бенбен метеоритного происхождения. Он хранился в святая святых города Гелиополя, в храме Феникса, и почитался как семя божественной птицы. Позже пирамидион, символизировавший Бенбен, водружали на вершине пирамиды. Сейчас обелиск с вершиной в виде Бенбена стоит в том месте, где когда-то располагался храм Феникса. Высказывается предположение, что истинный камень Бенбен скрыт в толще Великой пирамиды в Гизе.
В Средние века аллегория Надежды изображалась в виде женщины в длинном одеянии, которая складывала руки в мольбе и устремляла взор к небесам; у ее ног сидел феникс на начинавшем гореть костре.
В алхимии завершающая стадия Великого Дела – «Третье Делание» начинается с «философского брака» Короля и Королевы (Серы и Меркурия); на этой стадии рождается Феникс, называемый также «солнечной тинктурой» или «красным эликсиром».
ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ
Философский камень есть идеальное золото, которое проникает в любое вещество, возвращая его к его собственной золотой природе, «золото становится золотом и делает все вокруг себя золотым».
Философский камень, по представлениям алхимиков, обладал властью все превращать в золото. Ж. В. ван Хельмонт, химик XVII века, а также изобретатель термина «газ», описал этот камень в своей книге «О жизни вечной». «Я не раз видел и держал в руках Камень Философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло. Для определенного дела мне была дана четвертая часть зерна, составляющая шестисотую часть унции. Завернув его в бумагу, я положил его на девять унций ртути, которые нагревались на атанаре, и тут же ртуть, издав слабый звук, превратилась в желтую массу. Расплавив ее на сильном огне, я обнаружил восемь унций без одиннадцати зерен чистейшего золота».
В отличие от ван Хельмонта Гельвеций, признанный авторитет в области медицины, скептически относился к алхимии. В 1666 году Гельвеция посетил незнакомец, показавший ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледно-серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился дать Гельвецию кусочек этого материала. Когда Гельвеций пожаловался, что тот слишком мал, незнакомец разрезал его надвое и отдал половину. После ухода незнакомца Гельвеций обернул камень в воск и разогрел его на атанаре с пол-унцией свинца. Он сомневался, что из этого может что-нибудь получится, однако через четверть часа свинец превратился в золото, высокое качество которого было подтверждено анализом.
Философский камень – это основание абсолютной философии, высший и непоколебимый разум.
Философский камень – это попытка примирить 4 (элемента) с 3-мя (ртуть, сера, соль) и 2-мя (противоположности день-ночь и т.д.) в единице. Философский камень - это божественная искра или Святой Дух в ощутимой форме. Это мистическим образом воплотившийся Единый и человек как Бог.
Этот камень, говорят учителя алхимии, истинная философская соль, на одну треть входящая в состав азота. Азот же, как известно, имя великого герметического агента и настоящего философского деятеля; поэтому они изображают свою соль в виде кубического камня.
Авторы сочинений о философской соли изображали дух земли стоящим на кубе, по которому пробегают огненные языки; вместо фаллуса и него кадуцей; на груди его солнце и луна; он бородат, в короне и держит в руке скипетр. Это – «Азот» мудрецов на своем пьедестале из соли и серы. Иногда придают этому изображению символическую голову козла Мендеса; тогда это – Баерометр Тамплиеров, козел шабаша и слово гностиков.
Друиды поклонялись Меркурию в виде каменного куба.
Индийские мифы повествуют, что восьмым сыном Адити – дочери Дакши, седьмого сына Брахмы и седьмого из Владык созданий и Вирини (что означает Ночь), дочери Брахмы, - был Вивасват – бог солнца, которого называют также Сурья. Когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам, ибо он родился безобразным – без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна толщине. Старшие братья – Митра, Варуна, Бхага и прочие – молвили: «Он не похож на нас, он иной природы – и это плохо. Давайте переделаем его». И они переделали его: отсекли все лишнее; так возник человек. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом солнца; и как бог солнца он зовется Сурья.
Серьезная трудность для начинающего алхимика заключается в том, что он не знает, над каким материалом начинать работать. Многие учителя-алхимики ответили бы, что объект работы или материла есть нечто, находящееся повсюду и являющееся абсолютно бесполезным с общепринятой точки зрения.
Распространенным символом деятельности алхимиков была змея или дракон, образующие круг посредством заглатывания собственного хвоста. На этом изображении был выведен греческий девиз «ен то пан» – все есть одно. В этом девизе три слова и семь букв, а 3 = 7 = 10, что символизирует «все» и может быть сведено к единице, то есть единству. Философский камень также есть Один и Все. Он может представлять собой человека, который, становясь Единым, воплощает в себе Все, Вселенную и Бога. Этот труд символизируется кругом, как год, как природный цикл.
Древним философам было известно, что «Бог станет человеком в последний день творения, когда труд будет закончен… Поскольку ни одно существо, за исключением человека, не может объединиться с Богом в силу своих с ним различий, Господь нуждается в человеке, чтобы слиться с ним. И это уже было явлено в Иисусе Христе и его деве-матери».
Многие алхимики идентифицировали Философский Камень с Христом, который одновременно был Богом и человеком. Великий Труд должен быть завершен во время пребывания в теле. Камень есть божественное существо, которое каждый человек должен распять и воскресить в себе, чтобы достигнуть Царства Божия на земле.
Фактически ключом к Философскому Камню было знание. Поняв, что есть камень, алхимик находил его и становился им. Скрытая за символами истинадолжна быть каждым открыта самостоятельно. Оккультные искусства являются искусством в полном смысле этого слова – можно узнать их самые сокровенные тайны, но научить им нельзя.
Ранние авторитеты обычно утверждали, что в работе существует четыре основные стадии, которые различаются по проявлению четырех различных цветов – черного, белого, желтого и красного – в материале, находящемся в сосуде. Эта последовательность изменения цвета описывается в древнейшей книге, посвященной алхимии – «Физическое и мистическое», написанной в Египте около 200 года до н.э. Болом из Мендеса. Возможно, эта цифра связана с четырьмя элементами, а также с нумерологическим значением четырех, как числа, которое управляет формой и конструкцией вещей, включая процесс изготовления золота. К концу средних веков количество стадий сократилось до трех – черное, белое и красное – отражая триединство ртути, серы и соли и значение трех как числа творения.
Некоторые алхимики говорили, что работа состоит из семи процессов, другие утверждали, что из двенадцати. Семь процессов символизировали семь дней творения и семь планет, так как считалось, что от конкретного влияния каждой планеты в земле зарождается особый металл. Металлы различались по степени совершенства: от свинца (самого грязного) до золота. Алхимик начинает с «сырого» материала в его самом грязном «свинцовом» состоянии и постепенно улучшает его, доводя до состояния совершенного золота. Каждый шаг в этой работе соответствует восхождению души сквозь планетарные сферы. Двенадцать процессов связаны со знаками Зодиака. Весь труд должен был копировать природный цикл, так как двенадцать месяцев или двенадцать знаков Зодиака составляют год, в течение которого природа движется от рождения к росту, увяданию, смерти и новому рождению. Эти процессы таковы: обжиг, растворение, разделение, соединение, гниение, свертывание, вскармливание, очищение, ферментация, возвышение, умножение и созидание.
- Prev
- Next >>