Т

 

ТЕТРАГРАММАТОН

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_tetragrammaton.jpgНеизреченное четырехбуквенное имя Бога, имеющее символическое значение. Всего существуют четыре Тетраграмматона. Первый (основной) IHVH (в английской транскрипции).
В Каббале:
I (Йод) – Хохма (Мудрость);
H (Хе) – Бина (Понимание, Божественная Мать, Великое Море);
V (Вау) – Тиферет (Красота, Кротость, активная сила, которая называется Царь и Сын);
H (Хе) – Малкут (Царство, Царица).
Записанные по вертикали, эти буквы образуют тело Адама Кадмона – прототипного человека, прообраза человеческой сущности, не впавшей в грех.
Четыре буквы первого Тетраграмматона обозначают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Если добавить к ним символ духа – букву Шин – Тетраграмматон превратится в имя ЙеХоШУах – Иисус, в котором Вселенная обретает свою завершенность.
Буквы иврита, которыми начертан тетраграмматон, означают «Яхве» – иудейское имя бога Иеговы – мужского монотеистического божества древних евреев. «Я» – это символ Огня, связанного со страстью и энергетикой существа. «Х» – это символ Воды, дающей человеку чувствительность и эмоциональность. «В» – это символ Воздуха, благодаря которому мы обладаем интеллектом и сознанием. «Е» – это элемент Земли, дающий нам чувственность и практичность. Довольно интересно, что «Яхве» звучит почти как «Юпитер» или «Зевс» – имена верховного бога древних греков и римлян.
Символизм четырех мастей Младших Арканов Таро (Жезлов, Чаш, Мечей и Пантакли, обычно называемые Денье или Кружки) заключается в том, что это – иероглифы тетраграммы. Жезл – это фаллус египтян или «июд» евреев; Чаша – ктеис или примитивное «ге»; Меч – их соединение, или лингам, изображаемый «вау» в примитивном еврейском языке до египетского плена; Пантакль, или Кружок – образ мира, - конечное «ге» божьего имени. Июд-Тхей-Вав-Тхей - четыре знака имени, содержащего в себе все имена. Каждая  из четырех мастей является одним из иероглифов тетраграмматона.
Tetragrammatos (греч.) – четырехбуквенный; с ним отождествлялось «заповедное имя», табуированное имя «Яхве», звучание которого было забыто. Его представляли себе как иное, совершенно неведомое речение. «Заповедное имя» Яхве – устойчивый мотив иудейской мифологии, связанный с представлением о том, что знание имени божества дает магическую власть над самим божеством.
Личное имя ветхозаветного Бога – Тетраграмматон, то есть имя, состоящее из четырех букв – YHVH (йод, хе, вау, хе, написаные справа налево на иврите). Это соответствует имени Иегова во многих вариантах Библии. Оно является формой глагола “быть” (хе, вау, хе) и означает “он есть”, “он существует”. Форма первого лица – Ихие – “я есмь” была открыта Моисею в горящих кущах. Ихие Ашер Ихие – “Я есмь то, что есмь”. Яг или Ягве происходит от того же корня и, возможно, является более древним вариантом YHVH.
С древнейших времен Тетраграмматон вызывал глубокое почтение. Иудеи предпочитали не произносить это имя из уважения, а возможно, и из опасений, что оно может быть использовано в магии врагами. Произносилось оно редко и так тихо, чтобы никто не слышал. Ко времени Христа имя Тетраграмматон произносилось раз в год Первосвященником, когда он входил в Святая Святых в день Искупления, а также беззвучно при благословении (Числа 6.24 – 27) после ежедневной службы в Храме. При обычных службах это имя вовсе не произносилось, и если встречалось в Писании, то произносилось как Адонай (Господин) или Элохим (Бог). В результате в течение нескольких сотен лет никто с твердой уверенностью не мог сказать, как это имя произносится. Имя Иегова является средневековым термином и почти наверняка не совпадает ни с одним произношением этого имени на иврите. Современные ученые решительно выступает за Ягве.
С магической точки зрения очень удобно, что имя Бога состоит из четырех букв, так как именно при помощи этого имени была создана Вселенная, а 4 является числом способа организации и созидания всего. Как личное имя Бога и в связи с преклонением, которым оно было окружено, в магии Тетраграмматон всегда считался исключительно важным именем власти. Некоторые оккультисты утверждают, что им известно его истинное произношение, но это тайна тайн, великий мистериальный секрет, который открывается лишь избранным.
Способность правильно произносить имена власти, такие, как Агла или Тетраграмматон является признаком магистра магических искусств. Кроули утверждал, что знает, как произнести “потерянный Тетраграмматон”, чтобы Вселенная распалась. Он ничего не объяснял, но его “потерянный Тетраграмматон”, возможно, было “истинным” именем Бога, произносимым задом наперед. Истинное имя Бога было использовано для созидания Вселенной. Произнести его задом наперед означает – обратить этот процесс вспять и разрушить Вселенную. Точно так же истинным именем Дьявола считается истинное имя Бога, произнесенное наоборот. (По одной из версий – Хавайот).
Философский камень своей символической формой – кубом изображает единый и неизменный закон, от которого зависят все явления природы. Этот закон, выраженный в Каббале четверным, доставил евреям все тайны их божественной тетраграммы. Любая деятельность, любой процесс третичен и в то же время четверичен. «1» – активное начало или сила, которая провоцирует любой процесс; «2» – пассивный элемент, который служит опорой или основой для «1»; «3» соединяет «1» и «2», результат действия. Но три числа вместе создают новое образование, которое есть «4» и которое также является активным элементом нового процесса, «1» следующего треугольника. Алхимики передают из поколения в поколение «высказывание Марии-пророчицы»: «Один становится Двумя, Два становятся Тремя, а из Трех рождается Одно как Четвертое».
Тетраграмматон, считающийся истинным именем Бога, а потому сутью всего, состоит из четырех букв, но в то же время из трех, поскольку одна буква повторяется дважды – йод хе вау хе. Четыре буквы представляют собой четыре элемента, которые содержат пары противоположностей: горячее – холодное и мокрое – сухое.
Йод («1») – Отец, активный принцип в Боге и Вселенной. Хе («2») – Мать, пассивный принцип. Их союз производит на свет сына Вау («3»), который соответствует  воздуху – результату соединения воли и понимания. Наконец, дочь Хе («4») соответствует земле и телу, уплотнению или материализации первых трех. Последняя Хе – дочь, сестра и невеста Вау, как Ева, созданная из тела Адама, порождена тем же  Отцом и является женой Адама. Вау (сознание) – королевский сын, спасающий заколдованную принцессу Хе последнюю (тело) и женящейся на ней. Цель этого – водрузить последнюю Хе на престол ее матери – первой Хе (понимание), ее юные объятия пробудят Йод (волю) всеобщего Отца, и процесс начнется сначала. Эти семейные взаимоотношения символизируют весь ход развития Вселенной.
Развитие Вселенной циклично – змея, пожирающая свой собственный хвост, и круг Великого Труда. Тетраграмматон состоит из четырех букв, являющихся двумя парами противоположностей, но «4» также является «3», и имя совершает круг, возвращаясь к «1», поскольку оно содержит суть Бога, который Един.
Имя Иеговы – краеугольный камень Каббалы. Главным тезисом этого учения является утверждение, что все в мире состоит из Божественного Имени, то есть из четырех начал: активного (I), пассивного (H) уравновешенного (V) и результативного (H). Это так называемая символическая тетрада.
Второй Тетраграмматон – это AGLA, магическая формула, составленная из первых букв еврейской фразы «Да будет твое могущество вечным, Господи». Данное имя непосредственно связано с Вечностью и Духом. Оно воплощает в себе безграничную силу Святой Троицы. AGLA считается сильным охранительным заклинанием и часто гравируется на перстнях, талисманах и пентаклях. Это слово было выгравировано на печати царя Соломона.
Третий Тетраграмматон – это AHIH. Он представляет собой чистое бытие Бога и произносится как «Эхиех». Этим Именем Бог назвал себя Моисею, когда говорил с ним из пылающего куста. На русский язык переводится как «Сущий».
Четвертый Тетраграмматон – ADNI – «Адонай», «Господь». Это слово, которое дозволено произносить вместо истинного Имени Всевышнего. ADNI представляет собой Божественное Имя, наиболее близкое к материальному миру.
Любой формально законченый динамический процесс во Вселенной гностически характеризуется следующим образом. Активное мужское начало (Иод) оплодотворяет пассивное женское начало (Хеи); от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало (Вав). После того как эта схема установлена, появляется представление о семействе, то есть о законченном цикле проявлений.
Иллюстрацией этой схемы элементарного цикла могут служить четыре времени суток. Утро (1) подготовляет и определяет заботы дня (2); плоды дневной деятельности обнаруживаются вечером (3), который таинственным переходом через ночь служит исходной точкой планов и приготовлений следующего утра (4).
Когда мы просто констатируем присутствие законченного цикла Иод – Хеи – Вав, мы ставим после трех букв четвертую букву Хеи, признавая цикл исчерпанным, семейство – образовавшимся, законченным; отсюда обозначение его пассивной буквой Хеи (его сделали, оно получилось). В этой форме полная схема элементарного цикла будет символизироваться великим именем Божиим – Тетраграмматоном.
Другими словами, первая буква выражает активное начало, инициативу, движение, энергию, Я; вторая буква выражает пассивное начало, инерцию, покой, Не я; третья – равновесие противоположностей, «форму» и четвертая – результат или скрытую энергию.
Каббалисты утверждают, что всякое явление и всякая вещь состоит из четырех начал, т. е., что каждая вещь и каждое явление состоит из Божественного Имени. Это означает, что четыре начала проникают и составляют каждую вещь и все.
Если же имя Божества действительно есть во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть аналогично одно другому, самая маленькая часть аналогична целому, пылинка аналогична Вселенной и все аналогично Божеству.
Этому имени Каббала приписывает чудесную силу при условии правильного его произношения.
Вероятнее всего, что первосвященник произносил его в особо торжественных случаях трижды. Первый раз он читал его по буквам -–Иод, хеи, Вав, хеи; второй раз – разделяя на две части и читая первую как название буквы Иод (мужское начало), а вторую этимологически – Ева (на иврите Хавва) (женское начало); получалось Иодева или Иодхавва. В третий раз все слово читалось этимологически. По всей вероятности произношение его было Яхве или Иахве, но уж во всяком случае не Иегова, как думали некоторые авторы XVIII столетия.
Таким образом первосвященник сначала указывал на полную схему элементарного цикла, затем на андрогинат (двуполость) человечества и, наконец, на его единство и на унитарный закон в целом.
Дабы профаны не могли расслышать Священного имени, слова первосвященника заглушались звоном каких-нибудь ударных музыкальных инструментов.
Буква Йод управляет Востоком, Вау – Западом, первая Хе – Югом, а вторая Хе – Севером.