Т

ТОРА

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_tora.jpgТора – символ вечного союза еврейского народа с Богом, основа его существования. Главное значение Торы – не ее историческая часть, а те законы, которые Бог дал через нее евреям и по которым они должны жить. Как сказано: «Тору заповедал нам Моше, наследие общине Якова». Слова эти означают, что каждый еврей причастен к правам и обязанностям, которые определены для еврейского народа Торой.
«Тебе дано было видеть,
что Господь – он Бог,
нет другого, кроме Него».
В этих словах Торы заключается главный принцип иудаизма.
Тора включает в себя пять книг: Бришит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим. Отсюда происходит русское название Торы – Пятикнижие Моисея.
Вторая книга Торы именуется книгой Исхода. Она повествует об историческом Исходе евреев из Египта.
Тора делится на 54 главы. Это деление  ввели мудрецы Вавилонии, жившие в 600 – 1050 гг. н. э., и каждую субботу в синагогах читают одну главу, которая закреплена за данной неделей. Каждая глава разделена на семь отрывков и еще один дополнительный отрывок, «мафтир».
613 заповедей Торы делятся на две части: 248 предписывающих заповедей и 365 запрещающих.
По преданию, на третий месяц после выхода из Египта, евреи подошли к горе Синай. Бог воззвал к Моше с вершины горы: «Вы видели, что я сделал египтянам и как я спас и защитил вас. Если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, вы будете для меня самым дорогим из всех народов, ибо вся земля Моя. Но вы будете у Меня царством священников и народом святым». Израильтяне ответили: «Все, что говорил Господь, исполним». Утром на третий день люди услышали гром и увидели темное облако на вершине горы. Зазвучал шофар, трубный звук становился все громче, гора сотрясалась, сверкали молнии. Бог призвал к себе Моше. Он поднялся на гору и со слов Всевышнего записал на двух каменных скрижалях Десять заповедей. Эти законы записаны в Торе.
В канун праздника дарования Торы, именуемого Шавуот, синагоги и квартиры принято украшать зелеными ветками деревьев, розами, ароматными травами. Травы напоминают о том, что гора Синай, на которой Всевышний даровал сынам Израиля Тору, была покрыта в тот день травой, хотя находилась в центре пустыни. Другое предание говорит, что в день дарования Торы домашний скот не приближался к горе Синай, чтобы есть траву, которой она была покрыта. А зеленые ветви и розы напоминают о древней легенде, согласно которой некий царь захотел вырубить свой сад, потому что он зарос колючками. Но, увидев в саду розу, царь передумал. Так и Тора сравнивается с розой среди колючек – благодаря ей весь мир был спасен от уничтожения.
Старинное предание гласит, что в ночь Шавуот небеса раскрываются и все молитвы достигают Бога.
Сначала еврейский народ получил свободу, но поскольку одной свободы для человека недостаточно, то Бог дал ему нравственный закон, помогающий понять, что есть добро и зло. Еврейский народ у подножия горы Синай принял на себя обязанность следовать законам Торы.
Предание гласит, что однажды к еврейскому законоучителю Гилелю пришел человек и спросил: «Можешь ли ты объяснить мне суть Торы вкратце за то время, пока я устою на одной ноге?» На что учитель ответил: «Могу. Не делай другому того, что неугодно тебе самому. Это – вся Тора. Остальное – толкования».
Цикл чтения Торы начинался и завершался в Шмини-Ацерет. Это происходит 22 тишрэй в Израиле и 23 тишрэй за пределами страны.
Шмини-Ацерет завершает цикл осенних праздников. Название праздника происходит от слов «шмини»  - «остановитесь» и «ацерет» - «праздничное собрание», когда работа приостановлена. В этот день паломники, пришедшие в Иерусалим на праздник, остаются в городе еще на ночь, прежде чем вернуться домой. Начиная с этого дня, в течение всей зимы читают молитву о дожде.
У евреев существует легенда. Однажды какой-то царь устроил пир, на который съехалось много гостей. Пировали семь дней, а на восьмой день собрались домой. «Подождите, - сказал царь, - не уезжайте, побудьте моими гостями еще день». Так и Всевышний словно обращается к Своим сыновьям с просьбой: «Остановитесь! Задержитесь у Меня еще на день! Не спешите возвращаться домой!»
В день Шмини-Ацерет читают недельную главу «Везот гебраха» и сразу же начинают читать первую главу Торы «Брейшит», то есть завершив один, начинают другой цикл чтения Торы. Таким образом евреи хотят подчеркнуть, что даже читая и изучая Тору изо дня в день, человек не может постичь всех ее глубин и тайн, поэтому ее читают вновь и вновь.
В заключительной части Торы, которую читают в праздник Симхат-Тора, рассказывается о последних днях Моше Рабейну (Моисея). По указанию Бога он поднялся на гору Моав, которая расположена против города Иерихона. Взойдя на гору, увидел Моше всю землю, о которой Бог говорил Аврааму, Ицхаку и Якову: «Потомству твоему дам ее».
Никто не знает, где похоронен Моше, народ оплакивал его тридцать дней, а потом поднялся и вступил в землю Израиля.
Последняя часть Торы заканчивается словами: «…чудеса и дела великие, которые совершил Моше на глазах всего народа Израиля». А первая часть начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю». Есть связь между началом и концом: как Бог из ничего сотворил мир, вселенную, так и евреи вышли из рабства египетского и превратились в народ. И тогда Бог дал этому народу Тору. А вновь обретя свою землю, народ превратился в нацию.
Во многих общинах свитки Торы украшают серебряными колокольчиками, цветами, вышитыми платками.