СВАСТИКА (Гаммадион, Гамма-Крест). (см. КРЕСТ)
Слово «свастика» происходит от санскритского слова «благоденствие». В древние времена свастика была символом удачи в самых разных культурах. Это символ шествия солнца по небесам, превращающего ночь в день; символ плодородия и возрождения жизни. Концы креста обозначают ветер, дождь, огонь и молнию. В Японии свастика – символ долгой жизни и процветания. В Китае – это древняя форма знака «фан» – четырех частей света, а позднее – символ бессмертия и бесконечности. Это еще и священный символ буддизма и джайнизма.
Ранние христиане маскировали под свастикой свой крест и ставили ее на могилах, а также изображали на витражах.
Свастикой в геральдике называется «крест крампоне» – железный крюк.
В сознании людей ХХ века свастика тесно связана с идеологией фашизма. Нацистская партия Германии сделала «крючковатый крест» своим символом в 1919 году.
В Индии форма свастики с поворотом концов против часовой стрелки, называемая «саувастика», означает ночь и черную магию, а также является символом «черной богини» Кали, несущей смерть и разрушение.
Свастика – древнейший солярный символ, тетраскеле («четвероногое»), известный практически у всех народов мира «крюкообразный крест». Среди многочисленных толкований свастики – вращающееся солнце, испускающий лучи круг полуденного солнца, солнечная колесница, полюс (центр) и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, вращение колеса Сансары.
Крест как четыре угла квадрата, над которыми движется солнце, превращая их в круг (то есть округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, духа и материи, четыре ступени существования.
Как олицетворение движения солнца, свастика имеет два направления – прямое (посолонь) и обратное (противосолонь). Движение посолонь (благое) трактуется как выражение мужской энергии, движение противосолонь (дурное) – как выражение энергии женской. Правостороння свастика толкуется как знак господства над материей, а левосторонняя – как господство материи над духом. Вследствие негативных коннотаций обратная, левосторонняя, свастика также трактуется как символ черной магии (любопытно, что эмблемой Третьего рейха была именно левосторонняя свастика).
Еще одно толкование свастики – олицетворение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение динамического и статичного, подвижного и неподвижного, гармонии и равновесия, центробежного и центростремительного движений, вдоха и выдоха, начала и конца. Такое толкование свастики неизбежно ведет к сопоставлению ее с тайцзи, объединяющем в себе начала Инь и Ян.
По мнению В. Райха, свастика «действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика – не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая – в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительную идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят».
В каббалистической традиции свастика связана с печатью Соломона. Интересно отметить, что на эмблеме Нью-Йоркского Теософского общества свастика и печать Соломона заключены в круг, образованный змеем Уроборосом.
В буддизме свастика называется «печатью сердца; по легенде, она была запечатлена на сердце Будды. Изображения свастики кладут на сердца посвященных после их смерти.
В ХХ столетии свастика стала политическим символом. Впервые в этом качестве она появилась в 1920 г. на шлемах боевиков «бригады Эрхарда» - ядра германского «Добровольческого корпуса» под командованием генерала Людендорфа. С 1923 г. левосторонняя свастика была принята как официальная эмблема национал-социалистической партии Германии, а с 1935 г. – как официальная эмблема Германии, включенная в герб и флаг страны (в СССР бытовала забавная расшифровка нацистской свастики как четырех «Г» - то есть Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса).
В настоящее время свастика как политический символ активно используется различными неонацистскими и анархистскими организациями.