С

 

СТОУХЕНДЖ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_stounhendsh.jpgСтоухендж - наиболее знаменитый из алтарей Друидов, сделанный на основе астрономических знаний. Это огромные кольца камней на юго-западе Англии. Как передвигались эти глыбы до сих пор удовлетворительно не объяснено.
Кто его построил? Древние британцы называли Стоухендж «Пляской Великанов». Молва приписывала его авторство великому магу Мерлину. Другие предания говорили о живших когда-то, до первого Потопа гигантах. А в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс доказал, что Стоухендж – древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводит астрономические наблюдения.
Стоухендж строили между 1900 и 1600 годами до н.э., и стороительство его заняло чуть ли не столетия. Численность населения Британии была в те далекие столетия невелика. Начиная примерно с 3000 г. до н.э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента – так называемые уиндмиллхиллские люди -  по названию холма близ Стоухенджа. Именно благодаря им Слсберийская равнина стала средоточием ремесел и скотоводства. После 2000 г. до н.э. здесь появились бикеры. Их приход совпал с началом бронзового века. А спустя 300 лет сюда пришли уэссекцы, любители дальних путешествий -  в их могилах особенно часто находят предметы со всех уголков тогдашней ойкумены – фаянс из Египта, янтарь с Балтики, выпрямители стрел из Микен, булавки германцев… От всех этих народов не осталось ничего, что могло бы пролить свет на их причастность к мегалитическим постройкам. Нам остается только гадать – кто из них? Хокинс считает, что все три народа приложили свою «руку» к строительству Стоухенджа.
Камни, из которых сложен Стоухендж, разные. Главный строительный материал монолитов – долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Три вида – долерит, риолит и вулканический туф – встречаются только в одном месте – в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива. Дистанция по прямой составляет 210 км – три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, и это расстояние равно 380 км. Восемьдесят камней весят в совокупности до 400 тонн. Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Кое-какие крупные камни собирали по дороге.
Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что 24 человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора в день. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись.
А самые тяжелые камни – сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоухенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших «серых баранов» (так прозвали эти глыбы) достигает 50-ти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за 7 лет.
Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как везти их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно – вода и ветер за столетия сделали свое дело.
Ученые выяснили также, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была на сантиметров на 90 больше, чем камень. Три стенки лунки делали отвесными, пишет Дж. Хокинс, а четвертой задавали наклон 45 градусов – это был приемный пандус. Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов в веревок ставили вертикально. Быстро-быстро – пока у тех, кто держал, хватало сил, - засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется.
Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус – чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.
А как очутились наверху многотонные перекладины? Возможно, действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен? Приблизительно так: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно: туда-сюда, туда-сюда… И вот каменная крыша уже на самом верху.
Последней задачей было перевалить ее на уготованное место – чтобы все гнезда ее легли на шипы-опоры. Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы 15 кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоухенджа понадобилось 300 лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда.
Во имя чего все это? Для чего строили Стоухендж?
…В день летнего солнцестояния в Стоухендж съезжаются толпы народа – наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Это зрелище впечатляет: сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч – как раз над вершиной Пяточного камня! Точно закрепленные лучи зрения, по мнению астрономов, заставляли наблюдателя смотреть на строго определенные участки неба, задавали направления, где происходили ожидаемые явления. Таким образом, Стоухендж можно считать очень древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на 56 так называемых «лунок Обри», входящих в древний комплекс. «Я заметил, - писал Хокинс, - что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год».

 

СТРЕЛА

У тибетских народностей среди атрибутов Мо-лха – «Мать божества» была стрела призывания счастья, благополучия и благоденствия.
Такие энергетические вторжения, как проклятие, порча, сглаз, зависть часто предстают для шаманов в виде торчащих из тела стрел, иголок, ножей.