Р

РАЙ 

Место вечной радости и вечного счастья. Находится где-то на Небе, на хрустальной горе. Посреди рая растёт Райское Дерево, на котором зреют молодильные яблоки, а из-под корней текут 2 источника: один с мёртвой, а другой с живою водою. Для того чтобы душам было легче взобраться на хрустальную гору, при жизни сохраняли остриженные ногти и волосы, которые при похоронах клали рядом с покойником. Считалось, что на том свете они прирастут и душе легче будет карабкаться на гору. (Можно было ногти сжигать, тогда душа найдёт их уже у подошвы райской горы.) Те же, кто разбрасывает свои ногти, вынуждает свою душу разыскивать ногти по всем местам, где они были разбросаны, что весьма отдаляет время прибытия в страну блаженства. Чтобы помочь душе подняться на гору, вместе с покойником часто хоронили когти рыси и медведя. В раю живут райские птицы, такие как Русалки, Сирины, Алконосты и Гамаюны. РАЙ НАХОДИТСЯ НА ВОСТОКЕ (Ад — на западе). Название хрустальной горы — ГОРА БЛАЖЕНСТВА, или ХАРИВ. Сразу после смерти душа проходит мимо дома главного жреца и оставляет ему что-либо, сообщая о том, чего ей ещё не хватает. После чего жрец указывал ей путь в рай. Ради этого люди ничего не жалели для жрецов, которые за гробом обещали красивых никогда не стареющих жён, прекрасную пищу и прекрасные напитки, спокойный сон, неувядаемую молодость и непоколебимое здоровье. Но князь оставался князем и на том свете, а портной — портным, поэтому воину в могилу клали меч, сапожнику — шило, женщине — веретено. Церковь считает, что Земной Рай находился в Москве на Красной Площади (ранее носившей название ПОЖАР, что означало Торговое Место). Там же стоял храм НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ. МЛРБ — «место лобное рай бысть».

РИТУАЛ

Ритуал – это костяк жизни человека и социума. Он побеждает бесформенность времени. Ритуал сопровождает человека от рождения до смерти.
Ритуал – это подарок каждому человеку индивидуально. Его рождение дает ему право не только быть участником, но и задавать некоторые ритуалы – по крайней мере, для своей семьи. Таковы регистрация ребенка (крещение, называние именем), поступление в школу (первая ступень инициации, службы обществу), проводы в армию или поступление в институт (жесткая инициация), свадьба, продвижение в карьере, юбилеи, пенсия, смерть. Современные ритуалы так же символичны, как и древние. Атрибуты и сюжеты каноничны. Участники ритуала, даже если пытаются отстраниться от него, испытывают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь. Потому каждому такому переходу сопутствует празднование, ощущение прощания со свободой, перерождения.
Ритуал позволяет человеку отрешиться от рутины повседневности. Но он не только и не столько отдохновение, сколько возможность для человека ощутить себя частью всего мира, Космоса, участником событий вселенского масштаба. Религиозные обряды, поднимаясь над понятием «хлеба насущного», позволяют человеку взглянуть в святая святых – в сокровенность своего существования. Благодаря ритуалу человек может заглянуть в глаза вечности. Он становится свидетелем борьбы сил добра и зла, участником этой борьбы. Ритуал не проводит грани между священным и непристойным. Карнавалы, сатурналии, праздники Дураков позволяют человеку на время обернуться в противоположное, радикально нарушить течение жизни, испытать экстаз, встряхнуться.
Ежегодные ритуалы – это праздник рождения Солнца (зимнего солнцеворота), Новый год, Рождество, рождественские святки. Это борьба Зимы и Весны, когда после разгульной широкой Масленицы наступают недели строгого поста, как знак солидарности с силами тепла, которым надо помочь очищением и молитвой. Это ублажение всевозможных сил, содействующих плодородию: земли, человека, домашнего скота и дичи. Наибольшие жертвы приносились на день весеннего равноденствия – жертвы Богу, или предкам, или духам. Летние моления, связанные с необходимостью «правильного поведения природы», актуальны в наше время ничуть не меньше, чем раньше. Осенью повсеместно распространялось освящение плодов и обильные воздаяния за урожай.
На ритуале нет зрителей, только участники. Можно посмотреть ритуал, описать его, понять смыслы его символов – и знание о ритуале войдет в другую культуру. Но это не знание ритуала. Знать ритуал – войти в его ритм, стать музыкальным инструментом в оркестре, исполняющем симфонию ритуала.

РОГ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_rog.jpgВ Сенегале и Гамбии Верховный Бог носит имя Рог. Его волю исполняют предки, осуществляющие контакт потустороннего мира с миром материальным.
При чествовании древнеславянского бога Симаргла пили хмельной напиток из священных турьих рогов. Симаргл являлся посредником между богом и людьми, небом и землей, а также охранником Древа Жизни, дающего семена всех растений.
Рога украшают Великого Козла ведьминских шабашей. Рога, как и любой другой предмет с раздвоенными острыми концами, считаются символами Дьявола. Они отрицают Единого, то есть Бога, и утверждают Двоих – Бога и Его Соперника.
Чтобы защитить себя от дурного глаза, сведущие люди рекомендуют носить на себе рога. И толпа, все понимающая буквально, спешит украсить себя маленькими рогами, не стараясь понять смысла этой аллегории. Рога, атрибут Юпитера, Аммона, Вакха и Моисея, - символ моральной силы или энтузиазма. Чтобы не бояться дурного глаза, нужно властвовать над фатальным током инстинктов посредством великих смелости, энтузиазма и мысли.
Рог изобилия сделал Зевс из рога козы Амальтеи, вскормившей его молоком в детстве. Мать Зевса Рея знала, что его отец Кронос пожирает своих детей и спрятала новорожденного. Поэтому Зевса выкормила своим молоком коза Амальтея, за что впоследствии он поместил ее на небо в виде созвездия Козерога, а из ее рога сделал рог изобилия.
Соедневековые легенды гласят, что рог единорога является отличным противоядием и пьющие из рога защищены от судорог и отравления. До начала нового времени люди верили в этой свойство рога. Богатые и властьимущие платили бешеные деньги за сосуды, предположительно сделанные из рога единорога.
Аптекари часто говорили, что в их арсенале лечебных снадобий имеется рог единорога. Порой ему приписывали способность воскрешать из мертвых. Даже в XVII  и XVIII веках аликорн – порошок, сделанный из рога единорога, был включен в список лекарств, выпускаемых Английским королевским физическим обществом. Безумная стоимость этого лекарства вошла во многие поговорки. Аптекари объясняли высокие цены тем, что единороги живут в Индии и порошок необходимо везти оттуда.
В 1641 году французский маркиз писал, что проездом в Лондоне на выставке в Тауэре видел рог единорога. Это была собственность королевы Елизаветы I, стоившая приблизительно 40 000 фунтов стерлингов. Маркиз захотел проверить подлинность рога. Для этого необходимо было обернуть его в шелк и положить в огонь. Если рог настоящий, - утверждал маркиз, - то шелк не сгорит. По счастью, присутствие стражи не позволило маркизу осуществить этот эксперимент.
Очищающие совйства рога описаны в известной средневековой легенде. Множество животных в сумерки собираются у пруда. Но вода отравлена, и они не могут ее пить. Вскоре приходит единорог, он погружает рог в воду, и яд исчезает. В христианской интерпретации рог символизирует крест, а вода – мирские грехи.
Александра Македонского, величайшего полководца древности (355 – 323 гг. до н.э.) в Азии называли Александром Двурогим – Искандер Зулькарнайн. На монетах его преемников он изображался с рогами, как «сын Юпитера-Аммона (египетского рогатого бога) и царь вселенной».
Рогатый бог. При раскопках древнейших городов долины Инда были найдены печати с изображениями рогатого божества. Исследователи усматривают в них прототип Рудры, который в дальнейшем стал более известен под именем Шива. это божество, во всяком случае с развитием его культа, все больше вбирает в себя черты, определенно восходящие к древним верованиям доарийского населения Индии, - элементы архаических культов плодородия с их фаллической символикой и т. д.
Рога – символ просвещения или просветления.
Традиция изображать Моисея рогатым происходит от употребления в Вульгате (латинском переводе Библии) слова «comutam» (лат. – «рогатый»). В древнееврейском оригинале «рог» и «луч» передавались одним словом. Поэтому описание Моисея, спустившегося с горы Синай со скрижалями Закона, которое должно звучать: «Лицо его стало сиять лучами», трансформировалось, и на многих изображениях перед нами предстает рогатый Моисей.