РОМБ
Ромб считался солнечным оберегом и одним из символов Даждьбога.
Ромб – символ женских половых органов.
РОТ
Третий сын Брахмы – Ангирас – родился из уст Брахмы.
Ангирас, третий сын Брахмы, положил начало роду святых и мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта. Ангирасы – упоминаетмый уже в «Ригведе» род мифических мудрецов и провидцев, посредников между богами и людьми; исследователи сближают санскритское Angiras с греческим aggelos “вестник” (ангел).
РТУТЬ ФИЛОСОФСКАЯ
Философская ртуть – личная ловкость и работа.
Многие авторы подметили сходство между ртутью и Митрой. Точно так же, как ртуть (согласно алхимикам) является растворителем, так и Митра действует как гармонизатор двух небесных сил. В то время, когда Ормузд и Ариман сражались за человеческую душу и за первенство в Природе, Митра, Бог Разума, стоял как посредник между ними.
В алхимии общепринятым символом для ртути был гермафродит.
Ртуть алхимиков – не обыкновенная, а философская – идеальное вещество, лишь отдаленно напоминающее металл, существующий в природе. Алхимики полагали, что вся материя содержит пневму или дух, которые они идентифицировали со ртутью – металлом бога разума Меркурия. Вероятно, яркость и блеск ртути напоминали заключенный в материю божественный свет, и поэтому ртуть воспринималась как жизненный принцип металлов. Возможно, это произошло еще и благодаря жидкому состоянию ртути. Считалось, что жидкости являются вместилищем жизни – дождь, кровь, сперма, содержание яйца. Если металлы являются живыми объектами, то очевидно, что ртуть – самый живой из них, поскольку она в состоянии двигаться.
Ртуть воспринималась как дух любой отдельно взятой материи, испарение, образующееся при нагревании, иногда ее даже рассматривали как Единого. Как и Единый, ртуть соединяет в себе противоположности, она является и металлом и жидкостью. Она жидкость, но не намачивает поверхность, на которой пребывает. По этой причине ее называли «мужской-женской» и часто изображали в образе гермафродита. Также ртуть изрображалась как козерог, укрощаемый девой, - символ примирения противоположностей; как лев, дерущийся с единорогом – символ антагонизма противоположностей, как дракон или крылатый змей, что символизирует плотность (змея, земля) и подвижность (крылья, воздух, пар).
РУКА
Рука – символ Божественной активности.
Руки олицетворяют силу. Поэтому образы индийских многоруких богов – символ их всесилия.
Рука – совершенное орудие человека. «Золотые руки» – символ мастерства.
Рука, сжимающая скипетр, меч, или державу, символизирует власть. Подавать руку – показывать, что в ней нет камня, оружия: открытая рука означает искренность. Указующая рука -–знак направления или руководства. Рукопожатие двух рук – знак мастерства, таланта, дружбы. Мозолистая рука, рука с молотом – символ революционного пролетариата. Во время Второй мировой войны рука, сжимающая оружие (автомат, винтовку, гранату), стала величественным символом защиты Отечества, народа. Рука человека так разумна и сильна, что ей под силу удержать земной шар. Это эмблема экологического и антивоенного движения.
Рука – самый «говорящий», эмоциональный орган. В Италии даже вышла энциклопедия жестов итальянцев. В ней приводятся 60 фотографий основных жестов.
Хирология (от греческого «хеир», «рука», дословно – «речь рук») – искусство общения при помощи жестов или знаков, производимых пальцами. Одна из ее форм, называемая хеирономия, служила своего рода «музыкальной нотацией» в Древнем Египте, Греции, Китае, Израиле, Индии, Риме и других странах. В наши дни сохранилась под названием «письмо в воздухе» при обучении литургии в коптских церквах в Египте.
В искусстве хорового дирижирования разработана целая система, позволяющая дирижеру передать с помощью жестов (и, конечно, мимики) свое слышание произведения, потребовать от исполнителей своевременного вступления и замыкания звучания. В церкви руководитель хора, регент, буквально «вырисовывает» мелодию.
Глухонемые разговаривают при помощи рук. Слепые читают, используя осязание кончиков пальцев как инструмент для чтения. В восточной традиции язык жестов – мудра – до сих пор распространен и понятен. Искусство мудры используется в танцах и в театральных постановках. Каждому образу Будды соответствует определенная мудра.
Соединенные большой и безымянный пальцы правой руки – жест умиротворения в буддийской традиции. По преданию, этого знака не переносила нечистая сила, при виде его власть демонов иссякает.
Обручальными кольцами египтяне украшали средний палец левой руки. Согласно легенде, они верили, что именно от этого пальца прямо к сердцу ведет «артерия любви». Палец, на котором носилось обручальное кольцо, считался даже чудодейственным, и эту могущественную силу придавало ему именно кольцо. Не только египтяне, то также древние греки и римляне использовали именно этот палец при втирании различных целебных мазей, прикладывали его к ожогам, болячкам. В Испании и сегодня болезни глаз лечат водой, настоянной на обручальном кольце. Древние римляне дарили своим невестам кольца, стилизованные под ключ. Вероятнее всего, это символизировало ключ от сердца.
Рука шамана-целителя имеет силу. Ладонь имеет силу, и средний палец имеет силу. Но это не всегда – лишь тогда, когда шаман призывает ее.
Если надо найти где-то больного – сила руки может найти его. Шаман чувствует это, словно выстрел в своем пальце, наподобие электрического тока.
По ладони читают судьбу, в ней видят отражение всего тела, а значит, всего мира. В медицинской практике Су-джок воздействуют на определенные точки ладони для того, чтобы лечить любые органы тела. Верхняя фаланга большого пальца соответствует лицу человека, большой палец и часть ладони до «линии жизни» представляют верхнюю часть тела (до груди), нижняя часть отражена на оставшейся части, при этом средний и безымянный палец – ноги.
Четыре пальца на каждой руке представляют четыре элемента, в каждом пальце по три фаланги – разделение по знакам Зодиака. Две фаланги и основание большого пальца – триединое Божество: первая фаланга – творческий аспект, вторая – охранительный, а основание – производительный и разрушительный аспекты Бога.