ПЕРВОМАТЕРИЯ
Алхимия, как и все магические искусства, основана на предположении, что Вселенная представляет собой единство. Основа единства и порядка была обнаружена алхимиками в веществе, называемом первоматерия, в веществе, которое остается неизменным при всем разнообразии. Первоматерия не является материей в точном смысле этого слова, она является ее возможностью. Первоматерия может быть описана лишь в противоречивых терминах. Она не обладает ни свойствами, ни качеством, и в то же время имеет все качества и свойства, так как содержит в себе возможность всего, что находится в ней в летентном состоянии. Первоматерия – это то, что остается от предмета, когда он лишен всех характеристик.
Вплоть до XVIII века, а то и позже, алхимики считали, что объект может быть лишен своих свойств и низведен до первоматерии, к которой затем можно прибавить другие, лучшие свойства. Они базировались на распространенной тогда теории материи, развитой Платоном, Аристотелем и дополненной позднейшими философами, - теории четырех элементов. Согласно этой теории, не подвергавшейся сомнениям вплоть до XVII века (когда на нее обрушился с критикой Роберт Бойль), Вселенная создана Богом или менее значительным сверхъестественным существом из первоматерии, которая была им создана или обнаружена. После чего первоматерия была оформлена и одухотворена. Четыре элемента – огонь, воздух, земля и вода – были получены из нее первыми. Каждый из этих элементов содержит два из четырех основных свойств, существующих во всех вещах – жар, холод, мокрость и сухость. Огонь жарок и сух, воздух жарок и влажен, вода холодна и мокра, земля холодна и суха. Все создано из этих четырех элементов, и различия между предметами и материалами объясняются разницей в пропорциях, в которых эти элементы сочетаются в них.
ПЕЩЕРА
Христос воскрес в погребальной пещере у столба на Голгофе и родился в пещере. Погребальную пещеру Христа называют «святой пещерой воскресения» или «пещерой, несущей исцеления».
Церковь Рождества в Вифлееме подтверждает теорию о том, то Иисус родился в пещере.
По преданию, Зевс родился в день зимнего солнцестояния в пещере на горе Иде.
Бог Солнца Митра так же появился на свет во мраке подземной пещеры из расколовшегося камня.
Культ Митры свершался в пещерах. Порфирий в своей «Пещере Нимф» утверждает, что Заратушра (Зороастр) был первым, кто сконцентрировал внимание на пещере как месте для поклонения Богу, потому что пещера является символом земли, или низшего мира тьмы. Джон Лунди в своем «Монументальном христианстве» описывает пещеры Митры так: «Эти пещеры были украшены знаками Зодиака: Рака и Козерога. Зимние и летние солнцестояния были в центре внимания как ворота для душ, сходящих в этот мир или восходящих к Богу. Рак был первыми воротами схождения, а Козерог – вторыми воротами восхождения. Это были два пути бессмертного прохождения с неба на землю и с земли на небо».
Пещера является символом как чрева, из которого на свет появляется жизнь, так и могилы, в которой она заканчивается – это образ начала и конца судьбы. (Шарман-Бюрк)
В 23 главе 1 кн. Моисея описываются похороны Сары, жены Авраама. Тогда Авраам получил от хеттов фамильную гробницу: «на поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре (получил он) поле и пещеру, которая на нем, и все деревья, кторые на поле, во всех пределах его вокруг». Там, в «пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон в земле Ханаанской», похоронил он свою жену.
Принимая на веру этот библейский текст, мусульмане чтят сдвоенные пещеры Авраама в Хевроне. Этим они поддерживают древнехристинаскую традицию. Ведь во времена Юстиниана над одной из пещер, называемой Махпела, была построена христинаская церковь. Спустя тысячелетие, крестоносцы обновили ее или построили заново. В конце концов мусульмане превратили эту церковь в мечеть Харам, строго запретив всем иноверцам в нее входить. Верующим мусульманам они стали показывать пустые гробницы, выдавая их за усыпальницы Авраама и его семьи.
Погребальная пещера и большое дерево – важные элементы библейской мифологии. Пробраз большого дерева и пещеры находится на небесах. Дерево – это Млечный Путь. Близ него – пещера, в которую заходит Луна, когда с неба исчезает убывающий лунный серп. Это происходжит во время летнего солнцестояния; тогда по старому исчислению кончаеться текущий год и начинается новый. В этой пещере не только хоронят старую луну, но здесь и рождается новая. Многие пещеры-склепы у больших деревьев служили местом погребения великих народных вождей, правителей и героев. И если случайно близ подобной пещеры не было большого дерева, его здесь сажали, чтобы оно было предметом почитания потомков, которые, наверное, удивились бы, увидев пещеру-склеп без традиционного дерева.
Там, где стоял священный древний дуб, под сенью которого Авраам принимал трех мужей, предсказавших ему рождение сына Исаака, хотя Авраам и его жена были уже очень пожилыми людьми (об этом рассказано в 13-й и 18-й главах, I кн. Моисея), находилась пещера Махпела, в которой вопследствии была похоронена семья святого праотца и он сам.
Сами по себе большие пещеры, пещеры-гробницы под огромными деревьями, ничего необычного не представляют. В Африке подобные пещеры встречаются так часто, что хочется заглянуть под каждое большое дерево – не находится ли там погребальная пещера.
Согласно библейской легенде, Моисей провел 40 дней в пещере на горе Синай, где общался с богом, после чего получил от него и принес соему народу 10 законов.
Члены культа Митры встречались в пещерах под городом Римом.
Первые христиане, сходившиеся на собрания в Риме, делали это в подземных храмах Митры.
Пещера – это символ прошлого, темной неразличимой массы, материала, из которого лепится индивидуальность.