П

 

ПОКОЙНИК В ДОМЕ

Покойного следует как можно скорее снять с постели и положить на стол: душа его мучается за каждое перышко в перине или подушке. Постель усопшего на три дня выносят в курятник, чтобы петухи отпели.
Две ночи покойник должен обязательно ночевать дома, а на третий день его хоронили. Ночью около него кто-нибудь попеременно сидел.
Возле умершего спать нельзя – надобно охранять покойника, чтоб его черти не украли. Если мимо дома движется похоронная процессия, всех спящих в доме надобно разбудить, не то душа умершего может забрать с собой душу спящего.
В доме до сорока дней закрывали чем-нибудь темным зеркала и все блестящие предметы. Зеркала завешиваются, чтобы душа покойника не могла в них отразиться, а потом показываться оттуда, до смерти пугая живых.
Чтобы не бояться покойника, надо, пока он лежит дома, потрогать или даже поцеловать ему ноги. Когда гроб вынесут, надо сразу же сесть на лавку, где он стоял, и посидеть некоторое время. Когда похоронят, надо пройти по всем дверям в доме, начиная с улицы, задом наперед. При этом в каждой двери наклониться, развести руки в стороны и сказать: «Не я тебя боюсь, а ты меня бойся».
Сор при покойнике выметать – вскорости всех из дому вынести.
После выноса покойника веник выбрасывают вместе с мусором и щепками от гроба.
Если умерший снится, надо помянуть его: подать милостыню (конфеты, печенье) старушкам или детям.
Особая ветвь гомеопатической магии специализируется на покойниках: согласно гомеопатическому принципу, вы можете с помощью костей мертвеца или вообще всего, тронутого дыханием смерти, сделать людей слепыми, глухими и немыми, как покойник. Например, когда молодой галело идет ночью на любовное свидание, он набирает на могиле горсть земли и посыпает ею крышу дома своей возлюбленной как раз над тем местом, где спят ее родители. Он воображает, что могильная земля погрузит их в крепкий, мертвецкий сон, и они не помешают его свиданию с возлюбленной. Воры-взломщики во многих странах непременно использовали этот вид магии, который очень «полезен» в их профессии. Так, у южных славян взломщик иногда начинает ограбление с того, что подбрасывает над домом кость покойника, говоря с едким сарказмом: «Пусть эти люди проснутся не раньше, чем эта кость». После этого в доме якобы не бодрствует ни одна душа. На острове Ява взломщик берет с могилы землю и рассыпает ее вокруг дома, который он намеревается ограбить, будто бы погружая его обитателей в глубокий сон. С той же целью индус насыпает у двери дома золу с погребального костра, перуанские индейцы – пыль от истолченных костей покойника, а взломщик-русин вынимает из берцовой кости мозг, заливает туда сало и поджигает его. После того как сало загорится, он трижды обходит вокруг дома с такой своеобразной свечой, что якобы заставляет обитателей дома заснуть мертвецким сном. Или тот же русин делает флейту из ножной кости мертвеца и играет на ней, отчего будто бы всех слушателей одолевает дремота. С той же злонамеренной целью мексиканские индейцы использовали левое предплечье женщины, которая умерла при рождении первого ребенка. Прежде чем войти в дом, намеченный для ограбления, индеец стучал костью о землю. Это должно было вызвать у жителей дома потерю дара речи и способности двигаться; видя и слыша, они становились совершенно бессильными, как мертвые. Подобные же свойства в Европе приписывались «славной руке», представлявшей собой не что иное, как высушенную и забальзамированную руку повешенного. Если в «славную руку», как в подсвечник, вставляли зажженную свечу, сделанную из жира преступника, также окончившего жизнь на виселице, то она будто бы повергала в оцепенение всех, кто ее видел; подобно мертвецам, они и пальцем не могли пошевельнуть. Иногда свечой, точнее, связкой свечей становилась сама рука покойника, так как поджигали все ее иссохшие пальцы. Если один из таких пальцев не загорался, значит, кто-то из домашних бодрствовал. Такого рода нечестивые огни могли быть погашены только молоком. Нередко предписывалось изготовлять воровскую свечку из пальца новорожденного или, еще лучше, мертворожденного ребенка. В других случаях считалось необходимым, чтобы вор имел при себе по одной такой свече на каждого жителя дома, потому что, будь у него одной свечой меньше, кто-нибудь в доме обязательно проснется и схватит его. В XVII столетии случалось, что грабители нападали на беременных женщин, чтобы извлечь на такие свечи плод из их утробы. У древних греков грабитель или взломщик думал, что самая злая сторожевая собака замолчит и обратиться в бегство, если он принесет с собой головню от погребального костра. Сербские и болгарские женщины, которых раздражают тяготы супружеской жизни, прикладывают медную монету к глазам покойника, омывают ее вином или водой и дают мужьям выпить эту жидкость. После этого те делаются якобы столь же слепыми к прегрешениям своих жен, как покойник, к глазам которого монету прикладывали.