П

ПОЛЕЛЯ

Второй сын славянской богини любви Лады, младший брат Леля. Даже самое имя его означает: "следующий по Леле", ибо брак всегда следует за любовью, венчает ее. Полеля, бог брака, славянский Гименей, древнейшеё и наиболеё чтимое нашими предками божество.
Облаченный в дорогие, златотканые одежды, увенчанный венком из цветущего шиповника, он подает молодоженам такой же венок, и рог, в котором всегда пенилось вино, столь же хмельное, как счастье, которого желал им сей добрый и ласковый бог.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Согласно мифам африканского народа сенуфо первое захоронение появилось благодаря некому Гбе. Он не хотел, чтобы гиены – ненавистные животные – съели труп его друга Нголо, и накрыл его камнями. Это первое захоронение – копия подземного убежища кубеле ка, где собираются бессмертные души мертвых. Этот поступок совпал с зарождением культа предков.
Хоронить людей стали с появлением кузнеца, который как бы символизировал смену каменного века веком железным и стал выполнять функции ремесленника и служителя культа.
Согласно мифам африканского народа бауле, у бога неба Ньамие, посылающего грозу и дождь, который оплодотворял Ассие-землю (их дети – бауле), была и вторая жена – Аго. В некоторых литературных источниках упоминается, что у Аго и Ньамие родились два сына: Какандийе и Гбекре. Кака-Гийе ведает похоронами, ведет души в загробный мир и заботится о том, чтобы обеспечить превосходство мужчин над женщинами. Замкнутая организация мужчин бауле, группирующихся вокруг символического рога Какандийе, остается существенным фактором мужского превосходства в «борьбе полов», усилившейся под влиянием новых условий. Какандийе помогает его брат Гбекре, который в загробной жизни наказывает души злых и оберегает верующих от их врагов. Среди литургических статуэток Гбекре представлен в различных видах получеловека-полузверя (человек-павиан, человек-гиена и т. д.). Какандийе руководит похоронами – очень важным событием в жизни общества, по поводу которого приводится в действие большой арсенал «технических» средств.
Некоторые похоронные обряды имеют своей целью примирение души сулд умершего с духом газрин изен, чтобы дух предка мог мирно существовать в природе. Газрин изен – это духи, являющиеся хозяевами различных мест на земле, таких, как горы, воды, скалы, деревья, поселения, здания и даже страны. Иногда они вступают в конфликт с духами предков, которые хотят поселиться на принадлежащих им местах.
Домашнее хозяйство умершего человека, а также люди, которые хоронили тело, становятся на некоторое время табу, потому что они были возле места выхода душ из нашего мира. Имя умершего также становится табу на определенный период, который длится от нескольких дней до бесконечности. Монголы верят, что упоминание имени мертвого человека может заставить его душу “санс” остаться возле места смерти или вызвать ее обратно из Нижнего Мира. Это опасно, потому что умерший человек может попытаться взять с собой души “санс” тех людей, которых он любил.
Во время похоронного обряда в древнем шумерском городе Уруке мертвых засыпали глиняными черепками. Еще и сегодня считается, что черепки приносят счастье, а в древности они обещали плодородие и новую жизнь.
В погребениях, раскрытых при раскопках в древнешумерском городе Уре, трупы также покрыты мелкими черепками или они подложены под тело. Однако покойники уже не сидят на корточках в своих могилах, а лежат, вытянувшись, и руки их скрещены на животе. Сохранился только древний обычай класть вместе с покойным разные вещи: вазы, кувшиня, нити жемчуга, браслеты, кольца и обручи для ног, топоры, стрелы с долотообразными наконечниками из камня и других материалов.
Чтобы способствовать воскресению Осириса египтяне складывали черепки сначала на могиле Осириса, а потом и на других могилах. Считалось, что черепки приносят новую жизнь. Это было одним из многочисленных представлений и верований, связанных с луной. Причем мы встречаемся с ними не только у могил раннеисторического и доисторического времени и не только в Абидосе на Ниле; эти суеверия еще и сегодня сохраняются во всем мире. В Центральной Европе, например, есть народная примета, по которой тот, кто долго смотрит на луну, вскоре начнет бить посуду.
Архелог Вулли находил в глубоких слоях и иные формы погребального обряда. Умершие положены на бок и держат перед лицом чаши. Над ними лежат глиняные сосуды. Посуда чаще всего служила погребальным инвентарем. В одном из погребений были найдены 32 глиняные чаши. Конечно, это было священное число. Иногда рядом с трупами попадались своеобразные глиняные женские фигурки. Натуралистически оформленные стройные тела обнажены до пояса, ниже краской намечено длинное платье. Однако эти фигурки имеют змеиные головы, и только парик из темного битума говорит о женской прическе. Некоторые из них держат на левой руке младенца или же кормят его левой грудью.
Зимой 1928/1929 года археолог Вулли нашел усыпальницу древнешумерского царя Мас-калам-дуга. Труп царя лежал на правом боку. Вокруг талии был обернут широкий серебряный пояс. К нему подвешен золотой кинжал и оселок из лазурита. В руки покойного была вложена чаша из самородного золота. Рядом с ней лежала еще одна овальная, тоже золотая, но покрупнее. Третья золотая чаша находилась над головой. Кроме того, вблизи трупа стоял золотой светильник в форме раковины. Тело царя было осыпано сотнями бусин из золота и лазурита. У правого плеча лежал двусторонний топор из электрона, у левого – обыкновенный топор из того же металла. Позади тела в одной куче переплетались браслеты, жемчужины, серьги в форме полумесяца, спиральные кольца, а также золотой головной убор и амулет – золотой телец. Значит, уже отцы Авраама в Уре знали и почитали золотого тельца, а 500 лет спустя дети Израиля на Синае все еще молились ему.
Вулли, открывший царские могилы Ура, попытался восстановить похоронную церемонию III тысячелетия до н. э. Вот как, по его мнению, это происходило. Когда умирал царь или царица прежде всего выкапывали прямоугольную яму глубиной 9–10 метров. У одной ее стороны сооружали наклонный спуск, служивший входом в могилу. (Церен)
На дне, в углу ямы, строили затем усыпальницу – каменный склеп с крепким кирпичным сводом. В одной из более длинных стен усыпальницы оставляли открытую дверь.
Потом к могиле подходила траурная процессия с мертвым владыкой и несколькими приближенными, которые занимали места рядом с трупом в каменном склепе. Этих людей, очевидно, убивали или отравляли каким-либо ядом. После этой церемонии вход в гробницу замуровывали.
Начиналась вторая часть церемонии. Погребальная процессия – придворные, слуги, конюхи, возницы, женщины, солдаты – подходили к яме и опускались по наклонному настилу, усыпанному цветами, в яму.
Женщины, участвующие в этой процессии были подкрашены зеленым гримом и одеты в яркие красные одеяния, на которых сверкали различные драгоценности. Военачальники шли со всеми знаками отличия, музыканты с арфами или лирами. За ними въезжали повозки, запряженные быками, или сани. На повозках сидели пажи или возницы, ездовые вели упряжки под узцы. В конце концов все занимали заранее отведенные им места; дежурные воины, замыкая процессию, становились на страже у выхода.
У всех мужчин и женщин в руках была небольшая чаша – единственный предмет, необходимый для завершения обряда. Некоторые жертвы в последние минуты своей земной жизни должны были еще выполнять определенные задания. По крайней мере точно известно, что музыканты до самого конца играли на своих инструментах. Когда через тысячелетия гробница была вскрыта, их руки все еще судорожно сжимали струны арф или лир.
По команде все выпивали смертоносное зелье. В одной из гробниц археологи нашли посредине рва большой медный горшок, в ктоорый, очевидно, был налит яд. После этого каждый укладывался на свое место в ожидании смерти и перехода в иную жизнь вместе сос воим царем или царицей.
Затем могильщики убивали жертвенных животных, клали лиры или арфы на тела умерших музыкантов и обрушивали сверху на еще борющихся со смертью людей землю, пока вся яма не оказывалась засыпанной до конца.