ПРЕДКИ
Согласно представлениям африканских мифов, человек не выходит за пределы постоянного циклического движения, он рождается, живет и умирает, объединяя при этом два полюса – живых и мертвых. Смерть кладет конец материальному существованию и открывает переход в другую сферу, сверхъестественную, благодаря которой умерший обретает качества активного предка, высоко ценимого и совершенно необходимого представителя коллектива живых людей в потустороннем мире, откуда исходит энергия, способствующая нормальной деятельности общества.
Великая тайна смерти рождает надежду на возрождение, которое происходит в ходе непрерывного циклического процесса смены поколений, начиная с первого предка данного рода. Умершие предки тесно связаны и очень близки к божественной субстанции, распределяющей жизненную силу, необходимую для продолжения рода. Предки находятся между ойкуменой (обитаемым миром) и более возвышенными сферами, поэтому живущие в настоящее время потомки поручают им роль посредников при общении с потусторонним миром. Предки не становятся при этом существами божественного порядка, но имеют право на ежедневное ритуальное почитание. Культ умерших предков данного рода, группы или племени можно считать основой всей литургической системы и, следовательно, стержнем религиозной доктрины. Литургия создавалась постепенно и была основана на мифах о сотворении мира. Система обрядов должна была, с одной стороны, усмирить силы недоброжелательные, а с другой – сделать более благосклонными силы доброжелательные. Посредническая роль предков занимает в традиционных литургиях и в племенной этике очень важное место.
Предки – стражи общественного порядка. Основополагающий принцип большинства африканских обществ гласит, что самое ценное их достояние это – умершие предки. Авторитет умерших предков, возведенных в ранг полубогов, оказывает на живущих в настоящее время объединяющее влияние, содействует созданию необходимого органического единства. Предков можно считать хранителями традиций и исполнителями санкций, причем сферой их деятельности является, как правило, семья, а не семейная группа, род.
Живых и мертвых соединяют непрерывные связи. Их олицетворяют главы больших семей, которых рассматривают как лиц, наиболее приближенных к потусторонним силам. Дагомейцы, нигерийцы, конголезцы, родезийцы, жители Руанды и других стран в знак уважения при встрече со стариком преклоняют колени. Общественное внимание, которым пользуются старики, принимает временами размеры настоящего культа, но его нельзя, конечно, сравнить с почтением, оказываемым какому-либо божеству. Отношение к старикам не надо рассматривать как просто уважение, потому что над сыновними чувствами обычно довлеют безотчетный страх и боязнь тайн священного, тем более что особое положение занимают далеко не все старики. Число привилегированных старцев – их называют моа или мекпа – очень ограниченно, как правило, каждый род (тура называют его сийа) имеет только одного моа и считает его своим представителем при умерших предках. Собрание почитаемых стариков составляет мощный коллектив, возглавляемый наиболее «сильным» старцем, хранителем ритуальных реликвий. Эти функции передаются по наследству. Моа сам выбирает ученика и готовит его себе на смену. Обычно выбор падает на наиболее способного из его сыновей, достигшего определенного возраста.
Во время ритуальных церемоний мекпа выступает не от своего собственного имени, а всегда от имени всех своих предшественников, причем самых близких он называет по имени, а более далеких вспоминает вкупе. Старец, совершающий жертвоприношения, делает подношение всем умершим старикам своего рода, но обращается сначала к своему непосредственному предшественнику (с ним он находится в постоянном магическом общении) и просит передать его молитву остальным старикам, в том числе тем, имен которых он уже не знает, так как перечень их уходит в глубь веков.
Гекполо – тайный объект высокой сакральности, вместилище сверхъестественной силы старика хранителя тайн, живущего в настоящее время. Гекполо передается по наследству. Это реликвия, представляющая самый большой пакет чар, увеличивающийся со смертью каждого моа данного рода. Когда какой-нибудь моа умирает, весть о его смерти держат в тайне до торжественной интронизации его наследника. Пока же в деревне объявляют, что «старик болен», что «он сломал себе ногоу» или что «он предпринял большое путешествие» (последнее бывает не часто). Смерть почитаемого старца ни в коем случае не должна прерывать нормальной жизни общества и даже соблюдения ритуальных церемоний – официально ее ведь не признали. Единственное исключение из правила (кстати, это случается не так редко, как может казаться) происходит тогда, когда моа, перед тем как испустить последний вздох, признал, что занимался колдовством. В таких случаях он умирает в собственных экскрементах, от отвратительной болезни: у него при жизни гниет тело, размягчаются кости и вздувается живот.
В содержимом гекполо конденсируются сверхъестественные качества всех предшествующих старцев (кроме тех, кто был признан колдуном). Символически – это наиболее представительные части тела, обработанные соответствующим образом, чтобы не подвергаться разложению или гниению. Можно вообразить, какие размеры принимает этот пакет, если в нем по меньшей мере представлены десять человек.
Спустя несколько часов после кончины старика в покойницкой хижине тайно собираются все моа, мекпа и галвы культа Зоми данного селения, а также некоторые другие старики преклонного возраста. Принимаются самые тщательные меры, чтобы не беспокоить собравшихся и не допустить вторжения какоголибо непосвященного человека. Особенно нежелательным является присутствие женщины, за исключением жены умершего, которую отождествляют с посвященным мужчиной. Тогда по ритуалу преемник умершего отрезает с трупа часть его половых органов, разрезает на куски левую руку, рассекает нижнюю губу и вырезает с середины лба кусок кожи. Все это коптят на огне, зажженном внутри гбене – дома, где жил моа. Потом все эти части по отдельности кладут в мешочки разной величины, сшитые из местной грубой ткани. Их вкладывают один в другой, и вместе они составляют компактный пакет.
Посвященный человек понимает символическое значение каждого из этих отдельных элементов, в сумме своей представляющих личность покойника в целом. Часть мужского члена содержит творческую, производительную силу и – в широком плане – энергию всего рода. Левая рука, которой очищаются после испражнений, всегда считается грязной, т. е. нечистой с ритуальной точки зрения. Поэтому она относится к области «злой магии», напоминая о чем-то оккультном, непонятном и опасном. Нижняя губа, по мнению мудрецов тура, имеет большое значение, потому что по ней изо рта жреца исходят заклинательные слова. Ну а кусочек кожи со лба символизирует сумму всех мистических познаний умершего.
Умерший ценен тем, что он освобождает свою жизненную энергию и передает ее своей семье или роду. Предком его начинают считать только после тщательно проведенной целой серии обрядов отделения от мира живых. Кульминационным пунктом этих обрядов являются похороны, они могут растянуться на несколько лет. Даже после всех церемоний такой предок (если только он не пользуется особым общественным статутом) считается новичком среди своих старших сородичей.
В обществах, создавших государственность, предки королевского рода считаются подлинными вождями, их воля имеет в общественных делах решающее значение. Они следят за исполнением законов обычного права, соблюдением обрядов и запретов, а в случае необходимости наказывают виновных: навлекают болезни на домочадцев и скот, задерживают дожди, насылают засуху и делают женщин бесплодными. Чтобы смягчить их гнев и заручиться помощью, члены данного рода приносят им жертвы искупительного, просительного или благодарственного характера.
Есть предки, основатели династий, которые в мифах выступают в роли могучих демиургов или культурных героев, способных завершить процесс созидания. В частности, это удалось первому предку зулусов. Мукулехе (Северный Камерун) считают, что все они чудодейственным путем порождены первым мукулехе – своего рода суперменом. Чтобы совершить такой гигантский подвиг, он был наделен половым органом длиною в несколько метров, который он при передвижении три раза обвязывал вокруг талии. Этот предок – не только выдающийся производитель, но и создатель проса.
Ходио Ниепапло – страшный герой кру, живущих на побережье, походил на гигантского примата с большим волосяным покровом. Очень злой, он обладал баснословной силой. Этот мифический тиран проводил крупные общественные работы, к которым привлекал запуганное население. Например, тепо были вынуждены в течение долгих и тяжких лет носить воду из моря, чтобы наполнять реки и озера, кторыми пользовался людоед-фантазер. Погиб он в результате предательства своей жены: только она знала уязвимое место героя – большой палец на левой ноге, где была сосредоточена вся его сила.