П


Во всех районах Африки распространена легенда о предке-охотнике, основателе первой деревни. Хотя он стал главой клана, культа его не существует. Однако Фабори у лунди и леле в районе Йенде Милиму, расположенном между городами Кисидугу и Гекеду, в Верхней Гвинее, имеет иногда свои алтари, сделанные из веток кустарника. Подобное же положение существует в коллективах охотников бобо, груси, буссанго, бирифор и лоби на территории Верхней Вольты.
Во время развертывания пророческих движений – самым крупным из них был кимбангизм, - на первом плане у африканского народа байомбе появились нкулу – бессмертные сущности умерших вождей, покоящихся в своих подземных бидила. Исцелители экзорцисты мбонго в своей борьбе против колдунов всегда обращались за помощью к предкам, самыми страшными среди которых были ндоки и манкунду. Магическим средством при этом служила горстка земли, взятая с могилы какого-нибудь предка и смешанная с волосами и кусочками ногтей клиента.
Иерархический порядок среди предков у догонов устанавливается по хронологическому принципу. Главного предка – змея Сиги – представляет большая маска, сменяемая в торжественной обстановке каждые 60 лет. Затем идут бину, в настоящее время воплощенные в кусочках священных камушков, и, наконец, предок Лебэ, связанный с энергией земли, порождающий просо, основной продукт питания всех суданских народов.
Семейные алтари. Маны – по верованиям древних римлян – души умерших предков, покровители семьи. Почитались как божества.
Когда в деревне умирает человек, то при последнем вздохе от его телесной оболочки отделяется бессмертная частица. После того как тело закапывают в землю, она продолжает жить в покойницкой хижине до полного окончания всех похоронных церемоний. За это время такая «душа», если только что-нибудь ее рассердит, может докучать всем живущим на белом свете и появляться перед ними в страшном виде. Банда, кру, бете, гере, даны видят свои привидения белыми или прозрачными; у герзе они похожи на какие-то нитевидные существа; у манджа они лишены одной ноги или даже головы, а если голова и существует, то она не больше страусиного яйца. Кроме того, эти привидения совершенно беззубые, тело у них покрыто белой шерстью, груди у них женские и служат им вместо глаз. Однако деятельность этих призраков строго ограничена во времени, а именно сроком, прошедшим со дня смерти до последнего тура похорон.
Однако обычный обожествленный предок старается скорее приносить пользу своим потомкам, чем терроризировать их. Конечно, когда он сочтет нужным, то может причинять и неприятности. Наказания, которые он в таких случаях посылает, могут быть очень тяжелыми и касаться отдельных людей или целых коллективов.
При посредстве предков небесные божества обеспечивают регулярные дожди, а также хорошие пастбища для скота. У африканского племени тсвана души предков отождествились с обожествленными явлениями природы.
У банту, заселивших всю центральную часть Африканского континента ритуал целиком посвящен обожествленному прародителю, который вытеснил небесное существо, подлинно божественное, но бездеятельное. Первопредок зулусов Ункулункулу слился с образом Создателя. В долине Замбези ила, а также их северные соседи ламба считают основоположника своего рода Лутиеле духовным отцом Вселенной, но не настоящим создателем ее, а полномочным представителем главного божества Леза. Племена басари и коньяги, живущие в области Юкункун в Гвинее почитают своего общего предка Нумба больше, чем самого бога-создателя Уну. В качестве мистического предводителя обрядов инициаций Нумба несет верховную ответственность за биологическое существование данной группы и ее потомков. Тем не менее за Уну сохраняются прерогативы божества, распределяющего жизненную энергию, и ему в конечном счете предназначены молитвы и жертвоприношения. В Сенегале и Гамбии придают исключительное значение опекунской деятельности предков панголь, но рассматривают их не как божественные существа, а как простых исполнителей воли Верховного Бога по имени Рог.
Культ обожествленных предков, самодержавный правитель рассматривался как воплощение бога на земле. Обожествленные прародичи представлены находящимся у власти вождем. Предки могли связываться с первноначальным земледельческим населением северо-восточной Африки, а главное божество -  пастушеской цивилизацией хамитов.
Человек находится в двух состояниях: одно представлено поддающейся разрушению плотью, а другое – бессмертной психической субстанцией. При соблюдении ритуалов почитания предков главное, по мнению африканцев, заключается в том, что таким путем они приводят в действие силы, необходимые для их существования. В центре литургических обрядов находится понятие жизненной энергии. Ее обозначают несколькими терминами: «душа», «жизненный флюид», «двойник», «тень». Различные народы Африки имеют несколько «душ»: бамбара – две, йоруба – три и фон – четыре «души».
Каждый индивид обладает частицей общей жизненной силы. Эта индивидуальная жизненная сила, наследуемая от отца и составляющая неотъемлемую часть имени, может быть сосредоточена в одном органе человеческого тела и более слабо распространена по всему организму. Мегбе у пигмеев, обитающих на берегах Итури, келе и лоби, мезру у данов, зузу у гере, огувон у бете, ваве у бауле, нери у сенуфо, ни, диа, ниама у бамбара, бозо, коно и догонов циркулируют в крови или живут в дыхании. Население Гвинейского залива считает, что жизненная сила обосновалась в печени, в сердце и в голове, а северные конголезцы помещают свою элиму в селезенку и желчный пузырь; бывает, что жизненная сила обитает в ухе или в глазу.
Центральные банту считают, что человеческая личность мунту тоже не может существовать без постоянного снабжения энергией.
В культовых отправлениях банен (Камерун) особую роль играют черепа, обиталища жизненной силы. Местами они являлись ранее объектами активной охоты и каких-то темных людоедских ритуалов. У народов, живущих вдоль р.Бенуэ, такая практика прекратилась, по правде сказать, только в совсем недавние исторические времена.
В самом низу пирамиды невидимых существ находятся в силу своего смиренного человеческого происхождения души умерших предков. За редким исключением, они не претендуют на божественный статут в полном смысле слова, однако посещают богов в качестве посредников или даже посланцев живущих на земле потомков. У африканского народа лоби предки-покровители смешались с мелкими семейными божествами. Предметы культа предков-покровителей обычно стоят внутри дома (укрепленные сукалы, построенные из самана), где им иногда отводится отдельная комната, или на террасе.
Главную роль в ритуальных церемониях догонов играют души умерших предков, без них не обходится не одна церемония.
Экпа – так называют души умерших йоруба и наго.
В глубинных районах Анголы в перечень духов входит несколько категорий: людские души онделе и подлинно божественные существа. Кроме того, есть еще группа духов, низводящих умерших в подземное царство, их называют осанде. Потусторонним миром, где находятся умершие, управляет с двумя помощниками высший дух Нгунгунти, или Самбулу.
Религиозные представления коно (Верхняя Гвинея) пронизаны верой в загробную жизнь. Смерть считают неизбежной, но и желательной с точки зрения интересов общества. Смерть – это не только возмездие создателя за какой-то мнимый или действительный проступок, но и условие возобновления жизнетворных сил. В эсхатологической системе коно таким источником энергии являются души предков ни, обитающих в подземном мире – ниамата.
Мир мертвых в точности похож на мир живых, только краски его слегка приглушены. Оба эти мира в ходе бесконечного взаимообмена фатально зависят друг от друга. Отсюда и двуликая маска ведающего ими верховного божества (смерть, представленная Са, и жизнь, представленная Алатанга, составляют неразрывный замкнутый цикл. Оба божества, представляющиеся независимыми, на самом деле имеют общую сущность: активно действующий бог с более материальными интересами не противостоит создателю; несмотря на неизбежные расхождения во мнениях, он является законным продолжателем его дела. Са символизирует темную, эзотерическую и мистическую сторону этого органического единства, а светлую его сторону – материальное существование – представляет динамичный, полный сил Алатанга). Однако Алатанга вел суровую борьбу за власть с состарившимся богом. Са сопротивлялся, опираясь на свою свиту, состоящую из сонмов ни – теней умерших предков. Са обосновывается в подземном мире и окружает себя ни, чтобы лучше контролировать деятельность механизма вселенной.
Согласно мифологии ашанти земля доверена богине Асасе Афва, а подземным миром командует другая богиня, по имени Асасе Йаа.
Асасе Афва приставлена наблюдать за сельским хозяйством и следить за состоянием посевов. Ее поминают каждую пятницу – в этот день прекращаются все работы на полях, происходят жертвенные возлияние богине, ей делаются подношения.
Асасе Йаа отмечена знаком шестерки, числом смерти. Она распоряжается полезными ископаемыми, в том числе золотом. Ее символы из мира животных – змея и скорпион. Асасе Йаа принимает в свое темное царство добрые души умерших людей – их называют кра, а неправедные души остаются на земле и бродят по ней, подобно привидениям.
Согласно сибриским и монгольским верованиям, душа человека состоит из нескольких частей, обычно из трех, которые после смерти человека имеют разную судьбу. Одна из них, известная как «сулд» или «унен фаенга», навечно остается на земле, становясь одним из духов предков.
Родовой дух не теряет контакта со своими родственниками и потомками, становясь обычно защитником и помощником. По прошествии нескольких поколений духи предков могут уже не находиться постоянно около домов своих родственников, но тем не менее они всегда готовы по зову явиться для оказания помощи. К этому времени они становятся частью группы предков, которая при обращении к ней во время молитвы называется «дидес мини». После того, как родовой дух прекращает жить рядом со своими родственниками, он обычно находит себе естественное убежище: скалу, источник или дерево. Затем он может быть призван в качестве духа-помощника шаманом, который поселяет его в доме духов – «онгон».
Некоторые духи называются духами предков, хотя и не являются предками в прямом смысле этого слова. Монголы почитают как своих далеких предков Голубого Волка и Красного Оленя, а буряты имеют мифологического предка, которого они называют Бух Баабай Нойон – Принц Отец Бык. Многие сибирские племена считают своим далеким предком медведя; более того, слово монгольского языка, которым называют медведя, является производным от слова «отец». Родовым духом, защищающим всех монголов, считается Чингисхан. Ему поклоняются как покровителю нации и хранителю браков. В священном месте монгольского жилища обычно находятся изображения Чингисхана и умерших родственников, а также «онгон», которые шаманы создали для данной семьи.