О

 

ОГОНЬ

Центральным учением древней оккультной науки, впервые сформулированным Риши в Индии, является доктрина Огненного Принципа – субстанции вселенной и инструмента богов.
Агни – Огонь, скрытый во всем сущем, изначальный и невидимый Огонь, дым, пламя и свет которого являются лишь внешними проявлениями Агни, созидательного Огня, есть поистине универсальное начало и субстанция. Ибо, с одной стороны, Огонь является элементальной формой материи, а с другой – облачением и, в некотором смысле, телом богов, посредником, через который они воздействуют на мир. Дорога Пламени, которою Дух нисходит в материю, - это та же Дорога Света, по которой материя восходит к Духу.
Гераклит – величайший из греческих философов ионийской школы – усматривал в Огне главный принцип видимой вселенной. «Огонь есть элемент рождающий, из его трансформаций происходит все сущее. Конденсируясь, огонь становится паром, пар становится водой, вода через дальнейшую конденсацию становится землей». Этот процесс Гераклит называет движением сверху вниз. С другой стороны, земля, разжижаясь, превращается в воду, из которой возникает почти все остальное через испарение с ее поверхности. Это – движение снизу вверх. Добавим, что огонь является не только животворящим принципом, но также и принципом разрушающим. Вселенная была порождена огнем, и огнем же она должна рассеяться.
Интересно сравнить эту древнюю идею, согласно которой весь видимый мир является эманацией Огня, то есть Теплоты, с открытиями современной астрономии, сделанными при помощи спектроскопии. Вот отрывок из замечательной статьи Шарля Нордманна «Метаморфозы звезд и их температура» (напечатанной в журнале «Revue des deux Mondes» в июне 1910 года): «Существенные различия, которые имеются между разными типами звезд, с точки зрения их химического состава, следует отнести за счет различия их температуры. Когда температура повышается, атомы химических элементов, показанные линиями спектра, разрушаются, уступая место более простым формам, что отражено «интенсивными лучами», которые Локье назвал «протоэлементами». Эти протоэлементы при дальнейшем повышении температуры преобразуются в другие, еще более легкие и простые, и в конце концов процесс приводит к полной трансмутации в водород и гелий. Звезды Ориона представляются самыми горячими, а большая или меньшая простота звездного спектра, наряду с важностью роли, которую играют в нем интенсивные линии, показывают температуру звезд. Две важные философские идеи вытекают из этих исследований: идея химической и термической эволюции звезд и идея трансмутации химических элементов под воздействием теплоты… Таким образом, впервые показана возможность подобной трансмутации элементов, которую столь истово искали средневековые алхимики и в отношении которой химиками девятнадцатого столетия было высказано столько насмешек… Звезды демонстрируют нам трансмутацию в алхимическом смысле, поскольку более тяжелые элементы не появляются до тех пор, пока более легкие не охладятся в достаточной степени».
В этих движениях – сверху вниз и снизу вверх, в двух этих явлениях конденсации и разжижения суммирована вся космогония нашей планетарной системы. Обо они сопровождают нисхождение Духа в материю и возвращение материи к Духу. Гераклит поместил свою книгу об Огне-Принципе в храм Дианы в Эфесе, подчеркнув этим, что знание было получено им через посвящение и от богов, то есть посредством вдохновения, а не через рассудок и размышление. В ту эпоху философия была в основном интуитивной и синтетической. Ее сделали аналитической и диалектической Сократ, Платон и Аристотель.
Мудрый теософ-мыслитель Рудольф Штайнер писал по поводу Огненного Принципа, заключающегося в том, что весь мир является эманацией Огня и оккультной доктрины четырех элементов:
«Для того чтобы понять это древнее священнное учение, пришедшее к нам с Востока, мы должны рассматривать Огонь в связи со всеми четырьмя элементами. Значение четырех элементов остается вне понимания современого материализма. В эзотерическом смысле элементы эти не обозначают простых и неизменных субстанций, что следует из концепции современной химии, но являются последовательными состояниями материи. 1. Земля означает твердое состояние (в этом смысле лед есть земля). 2. Вода символизирует жидкое состояние . Огонь отличается от трех других элементов, во-первых, тем, что он проникает сквозь каждый из них и сквозь все вещи. Далее, вы можете дотронуться до того, что твердое, жидкое или газообразное, и осязать это, встречая определенное внешнее сопротивление. Но вы не можете даже дотронуться до горящего вещества, ибо тепло, исходящее от него, ощущается и внутри и снаружи. Огонь – это элемент одновременно внутренний и внешний по отношению к человеку и ко всему сущему. Древняя мудрость содержала это знание. Мудрецы говорили: «С огнем материя становится душою. Есть душа в огне – есть огонь в душе».
Следовательно, огонь представляет собой дверь, через которую мы входим извне внутрь вещей. Когда мы смотрим на горящий объект, то кроме огня видим еще две вещи – свет и дым. Свет рождается от огня, но видим ли мы его? Мы думаем так, но это неверно. Мы видим твердые, жидкие и газообразные субстанции, озаренные светом. Мы не видим сам свет. На самом деле свет невидим. Переходя от огня к свету, мы входим в невидимое, эфирное, духовное. С дымом же все наоборот. Когда что-то горит, мы воспринимаем переход от материального к духовному, что порождает свет. Но этот переход сопровождается и дымом. С дымом огонь заключает духовный элемент в материю. Ничто не рождается отдельно. Всякий прогресс оплачивается пропорциональным откатом. Рождается свет – рождаются тени. Воздух рождается от огня, ставшего дымом, вода – от воздуха, сконденсированного в жидкость, земля – от отвердевшей жидкости. С этой точки зрения, вся вселенная представляет собой концентрированный огонь – дух, закованный в материю». (Из записи лекции доктора Штайнера, прочитанной им в апреле 1909 года)
Открытие наукой строения вещества из атомов, рассматривает атомы как состоящие из электронов, то есть заряженных атомов, сгрупированных определенным образом. Согласно этой гипотезе, вся вселенная представляет собой чисто электрический феномен, и здесь мы очень близко подходим к концепции Агни – «скрытого огня» ведических гимнов.
Таким образом, в сосудах лаборатории вселенной циркулирует начало жизни – тонкий и всемогущий Огонь. Арии обожествляли Огонь, ибо видели в нем трон, субстанцию и облачение богов. (по Шюре)
Согласно древнеиндийским мифам, Вивасват – прародитель смертных на земле, который впоследствии сравнялся с богами и стал богом солнца, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана, духа ветра, и тот принес его с небес на землю. Мудрецы рода Бхригу научили смертных, как обращаться с огнем. Это индийский вариант мифа о Прометее, лишенный, однако, мотива богоборчества.
Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел удивительное явление: куст, объятый сильным пламенем, горел, но никак не сгорал. Из огня раздался голос Бога, который повелел Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства. Вместе со своим братом Аароном Моше отправился к фараону с просьбой отпустить еврейский народ в пустыню. Известно также, что Аарон как первосвященник использовал жезл или посох, вокруг которого обвивалась змея и в нем находился священный огонь.
Тройственный аспект огня: огонь Солнца, свечение воздуха и обычный огонь на земле. Агни – бог огня, содержащий в себе тройственный аспект огня, является одним из трех великих божеств: Агни, Вайю и Сурья.
В древнеегипетском символическом изображении знака Стрельца –  существа с туловищем животного, но торсом и головой человека, покорителя четырех стихий, стихия огня изображалась в виде стрелы, которой Стрелец побеждает Скорпиона для дальнейшего своего продвижения.
Огонь, добытый путем трения деревом об дерево называли «живым огнем». Обычно такой огонь ежегодно разжигали парни в день Ивана Купала (7 июля, летний солнцеворот). Летний Купала – бог земных плодов, приносящий зрелость всему живому сменял влюбчивого и жизнерадостного весеннего Ярилу. Бытовало поверье: чем выше будет пламя купальского костра, тем выше заколосятся хлеба в поле. Возле купальских костров царило веселье: кружились хороводы, прыгали через огонь. Купальский огонь был наделен очистительной силой, наделял силой и здоровьем. В купальскую ночь влюбленные парень и девушка, взявшись за руки, трижды перепрыгивали через пламя костра. Если при этом их руки не размыкались, считалось, что они скоро вступят в брак, и семья их будет крепкой и дружной.
В ночь на Ивана Купалу наиболее отчаянные смельчаки уходили в одиночку в глухие лесные дебри, чтобы добыть цвет папоротника – огонь, который зажигал сам Купала ровно в полночь в самой густой чаще леса. Тот, кому посчастливилось добыть цвет папоротника, обретал дар понимать язык всех живых существ и мог видеть, где в земле спрятаны клады. А девушки днем плели себе венок из самых разных цветов, а вечером, воткнув в него зажженную свечу, опускали на воду. Если венок не тонул и плыл хорошо, а свеча не гасла, - это была верная примета, что девушка скоро выйдет замуж. Если же венок кружился на месте, - значит еще посидит в «девках».
Согласно древнеславянским мифам бог Сварог научил людей легко и просто добывать огонь при помощи кремня и пользоваться им для своих потребностей.
Буквы иврита, которыми начертан тетраграмматон, означают «Яхве» – иудейское имя бога Иеговы – мужского монотеистического божества древних евреев. «Я» – это символ Огня, связанного со страстью и энергетикой существа.
Лев – царь зверей, а также астрологический символ стихии Огня и знака Льва. Лев – король, динамичное и властное создание, гордое и прекрасное, обладающее силой и теплотой. Американские индейцы связывали со львом понятие лидерства, человека, берущего на себя решение проблем окружающих. Когда никто не хочет или не может взять на себя эту роль, Лев смело разрешает ситуацию, но затем подвергается упрекам, что все идет не так, как нужно. Льву предстоит научиться правильно пользоваться энергией, вести за собой остальных. Лев – не охотник, но охотится львица. И она всегда берет только то, что нужно для поддержания ее собственной жизни и жизни ее семьи.
Лев – священное животное Сехмет – львиноголовой сестры Баст, известной в Египте как Грозная и Могучая, Возлюбленная Птаха. Оня являлась воплощением разрушительной силы Солнца и повелевала войнами и сражениями.
Палеонегритские племена Северного Камеруна считают, что сначала существовал огонь, потом его залила вода, а первые люди появились после потопа.
Согласно легендам африканского племени догонов, первый предок-демиург украл у одного из близнецов-номмо священный огонь и устроил на террасе обители, построенной им же в виде корзины – символа сочетания живой и мертвой природы, первую кузницу. Близнецы-номмо – прообраз человеческой четы, хотя в их внешности было мало человеческого: глаза красные, конечности не двигались, а тело было покрыто зеленой шерстью. За этот поступок они рассердились на первопредка-демиурга и, переломав ему конечности, бросили на землю, приговорив навечно к полевым работам. Однако семь других первопредков бессмертных и двуполых первопредков также покинули корзину-обитель и устроились на земле людей.
Место огня в юрте считалось центром мира – точкой пересечения оси, соединяющей три мира, с землей. Дочерью Матери-Земли и Отца-Неба является Голомто – дух огня, которая, как считается, рождается кремнем и железом. Огонь, который зажигают в юрте, находится в центре мира, и через отверстие для выпуска дыма сверху на него падает солнечный свет. Являясь одновременно и порождением Земли, ее полезных ископаемых или растительных материалов, огонь представляет собой подтверждение союза между Небом и Землей. Свет огня является напоминанием о свете Неба, а его тепло заставляет вспомнить взращиваемую функцию Земли.
Согласно легенде, джинны состоят из огня.
В храмах Друидов хранился священный огонь.
Стихию огня древние китайцы соотносили с южным направлением.
Монголы считали огонь символом рождения, процветания, возрождения, благополучия человека, семьи или народа.
Индуистская религия утверждает, что по окончании Кали-юги огонь и вода разрушат мир.
Согласно древнеиндийским мифам, огонь уже когда-то был разрушителем мира. Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата, вначале были бессмертными. В Критаюге, Золотом веке, они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии.
Так шло время, и живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме – она уже не могла выносить далее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мирах, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель. Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал: «Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!» И когда Шива молвил это, Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную.
Огненный принцип символизируют пирамиды и обелиски.
Душа символизируется дымом, потому что она извлекается из огня Мистерий. Дым символизирует восхождение души, потому что эволюция есть процесс подъема души, подобно подъему дыма из божествено поглощенной материальной массы.
«Календарное колесо». Мудрецы майя заметили, что можно совместить религиозный календарь из 260 дней и астрономический из 365, поскольку 73 «цолькина» (260 х 73) дают то же число дней, что и 52 «хааба» (365 х 52), или 18 980 дней. Нужно было, чтобы истек этот период, для того чтобы соответствие между определенным днем «цолькина» и определенным днем в одним из месяцев «хааб» повторилось. Как называли этот период сами майя – неизвестно, но историки, исследователи культуры майя, назвали его «календарным колесом». Майя и другие мезоамериканские народы, в том числе и ацтеки, придавали этому циклу большое значение, полагая, что в конце его может наступить «конец света». Из дошедших до нас источников известно, что в последние пять дней этого цикла ацтеки держали детей и беременных женщин взаперти, все огни гасились, всю без исключения домашнюю посуду полагалось разбить, все дители собирались на холмах. И как только Плеяды достигал зенита, верховный жрец зажигал новый огонь. Вслед за этим огни вспыхивали по всей стране, начиналось празднование нового цикла.
Ангел-Хранитель четвертой сефиры Древа жизни - Чашмалим. Это – языки пламени, от которых появились все «живые существа», они же символизируют отцовство.
В заголовке французского перевода сочинения де Нюизмен о философской соли дух земли изображен стоящим на кубе, по которому пробегают огненные языки; вместо фаллуса у него кадуцей; на груди его солнце и луна; он бородат, в короне и держит в руке скипетр. Это – «Азот» мудрецов на своем пьедестале из соли и серы. Иногда придают этому изображению символическую голову козла Мендеса; тогда это – Баерометр Тамплиеров, козел шабаша и слово гностиков.
Лисица – символ огня.
Флегитон – огненная река в подземном мире в греческой мифологии.
Молодой талантливый египетский археолог Мохамед Закария Гонейм писал, что древнеегипетские владыки разных рангов часто использовали для собственного погребения старые гробницы. Бессовестно сбивались старые надписи, вырезались новые, на место чужого саркофага помещался свой. Но прежде чем занять чужую гробницу, древние египтяне разжигали в усыпальнице костер, чтобы огнем прогнать дух прежнего владельца. «Я сам, - пишет Гонейм, - да и многие другие археологи не раз находили следы подобных ритуальных пожарищ».
Ритуал очищения огнем для того, чтобы прогнать злых духов, демонов, нечистую силу, широко практиковался и до сих пор практикуется в разных уголках Земли. (Фурдуй) Огонь обладает очистительной силой.
Огонь – одна из основных стихий. Символ духа, Бога. Последнее, третье крещение – крещение огнем.
Огонь – символ торжества света над мраком и смертью, символ всеобщего очищения. Символ домашнего богатства. В Китае в новогодние дни не разрешали отдавать огонь в другой дом.
У славян – символ творческого мужского начала, которое в союзе с водой и светом создало все на земле. Считался живой, вечно голодной и очистительной силой.
Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. На Востоке разрушительное действие было одним из проявлений Бога, в христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским.
В балийской культуре экстрактом огня считалась вода.
Обычай поклонения неугасимому огню, поддерживаемому девами-весталками, был распространен в Лации с древнейших времен.
Огонь священен в шаманской традиции, ибо олицетворяет средоточие всего сущего и источник шаманского могущества.
Кактус – вместилище бога Огня. Мексиканские индейцы племени гуичоль обращаются как с полубогом с одним из видов кактусов, который приводит отведавшего его человека в экстатическое состояние. В их стране это растение не произрастает, и поэтому мужчины должны для его добычи ежегодно отправляться в поход, длящийся 43 дня. В течение всего времени, которое проходит до начала праздника кактуса, мужчины и женщины моются только в особых случаях, и то лишь водой, приносимой из дальней страны, где растет священное растение. Те и другие подолгу голодают, не употребляют в пищу соль и строгим образом воздерживаются от половых сношений. Считается, что нарушители этих правил подвергают себя опасности заболевания, а главное, ставят под угрозу достижение цели, к которой устремлены желания всех членов племени. С нахождением кактуса, этого вместилища бога Огня, индейцы связывают здоровье, счастье и жизнь. Но подобно тому как чистый огонь не может принести пользу человеку нечистому, мужчины и женщины обязаны не только временно сохранять целомудрие: они должны очиститься от скверны прошлого греха. Поэтому через четыре дня после начала экспедиции женщины собираются вместе и исповедуются Деду Огню в том, скольких мужчин они любили, начиная с детских лет. Они не имеют права ничего упускать, иначе мужчины не найдут ни одного кактуса. Для того, чтобы ничего не запамятовать, каждая женщина завязывает на веревке столько узелков, сколько у нее было любовников. С этой веревкой она приходит в храм, и, стоя перед огнем, громким голосом поименно перечисляет отмеченных узелками мужчин. После окончания исповеди она бросает веревку в огонь, и, когда «чистое божественное пламя» ее поглотит, женщине отпускаются все грехи, и она уходит с миром. С этого момента женщины неохотно позволяют мужчинам даже проходить рядом с ними. Таким же образом очищаются от своих былых прегрешений и сами искатели кактуса. На каждый прошлый грешок они завязывают на веревке по узелку и, исповедавшись «на все четыре стороны», отдают эти своеобразные четки с перечнем грехов руководителю экспедиции, который сжигает их.
Согласно шаманским верованиям, вторгшиеся духи особенно страшатся огня, и укол в пораженное место горящей спичкой выпроводит даже наиболее упрямых непрошенных гостей.
Ритуальное использование огня, как символ духовного света, представляет собой очень древний обычай. Ритуальное использование огня в качестве символа света является очень древним обычаем, и в наши дни соблюдаемым большинством из существующих в мире религий.  Костер – символ подвластного человеку огня – огня, вызванного к жизни и питаемого человеком.