ОРО
Оро – религиозная и политическая организация нигерийских йоруба. Члены Оро считают себя исполнителями воли умерших предков. Они выходят по ночам под звуки священных трещоток, хватают осужденных и ведут их в тайные места своих сборищ, где и убивают их. Они действуют согласно приказам-пророчествам, получаемым от коллектива Огбони, своего рода тайного суда, состоящего из стариков, представляющих различные города страны йоруба. Поддерживая тесные связи с алафином – царем, олицетворяющим бога Шанго, - они оказывают бесспорное влияние на государственные дела.
ОРУЖИЕ
Ваджра. Палица грома, оружие бога Индры (отсюда один из эпитетов Индры – Ваджрабхрит, то есть «носящий ваджру»). О ваджре говорится, что она лежала в океане, что в руках Индры она как солнце в небе, что у неё сто углов и тысяча зубцов; все эти атрибуты связывают ваджру с Мировым Древом. Также ваджра считалась символом плодородия – когда Индра взмахивал палицей, гремел гром (и проливался дождь).
У буддистов ваджра – символ прочности и неуничтожимости; ваджраяна (буддийское течение, основанное на почитании ваджры) толкует ваджру как мужское начало пути. Она – непременный атрибут изображений Будд и бодхисатв; как правило, ваджра изображается вместе с колокольчиком, который символизирует женское начало и мудрость.
Оружие. В «Ади-Парве», одной из книг великой «Махабхараты», бог Агни дарит герою по имени Васудева особый диск, называемый чакра, и говорит, что с помощью чакры Васудева сумеет сокрушить всех врагов: «Это оружие, исполнив свою задачу, будет всегда возвращаться к тебе».
И вот Васудева, оказавшись в смертельно опасной ситуации, решает применить чакру против своего заклятого врага – Шисупалы: «Диск [посланный героем] мгновенно отделил голову царя [Шисупалы] от туловища и возвратился в руки Васудевы».
Читая это описание, можно подумать, что чакра – это нечто вроде острого как нож бумеранга. Однако это вовсе не бумеранг, ибо это оружие, подарок «бога огня», было окружено пламенем. Васудева и сам изрядно обжег руки, ловя этот «бумеранг».
Герою эпоса, Арджуне, было хорошо известно, что боги, появляясь иногда среди людей, обладают грозным оружием. И однажды Арджуна решил обратиться к великому богу Шиве с мольбой о даровании ему такого оружия. И бог дал ему просимое, сопроводив свой дар такими наставлениями по его применению: «О могучий герой, я хочу вручить тебе моё любимое оружие – пашупат. Однако ты должен быть очень осторожен, чтобы не применить его неподобающим образом. Если ты обратишь его против слабого врага, оно может разрушить весь мир. Нет никого, кто мог бы устоять против такого оружия… После очистительных жертвоприношений Шива поведал ему [Арджуне] секреты применения пашупата. Затем он велел Арджуне явиться в царство небожителей. Арджуна обратился с просьбой к Шиве, властелину Вселенной, который со своей супругой – Умой – является и исчезает в облаках, словно заходящее солнце…».
От бога Куверы Арджуна получил оружие под названием антрадхана – дорогостоящее и коварное оружие, обладающее способностью повергать врага в сон.
На всем протяжении батальных сцен «Махабхараты» ведется повествование о войнах за власть между династиями куравов и пандавов. В эти войны всегда вмешивались боги, и всякий раз исход битвы решало их грозное оружие. Так, в ходе одной из битв против войск пандавов было применено оружие нарайана: «Ушераздирающий грохот заполнил поле сражения. В воздухе проносилось оружие нарайана, и тысячи жалящих стрел, похожих на змей, так и сыпались из него во все стороны, поражая воинов». Так сказано в «Дрона-Парве» - одной из книг великой «Махабхараты».
Создателями самых грозных видов оружия неизменно считались сами боги. И вот Арджуна получил это оружие. И тогда боги, испугавшись, потребовали, чтобы он применял только «первое оружие», которое они вручили ему сперва, ибо «последнее оружие» обладает слишком грозным разрушительным действием. Но, вообще говоря, и «первое оружие» было далеко не картонным мечом :
«Снаряды взлетали высоко в воздух и взрывались, и из них вырывалось пламя, похожее на огромный пожар, который испепелит землю при конце времен. С неба попадали многие звезды. Животные в водоёмах и на суше затрепетали от страха. Вся земля содрогнулась». Это – цитата из «Ауншана-Парвы», одной из книг «Махабхараты».
К счастью, даже в те далекие времена были проницательные люди, прекрасно понимавшие, что может произойти, если будет применено «последнее оружие». И вот в кульминационный момент сражения вперед вышел мудрец по имени Веда-Вьяса и потребовал от противоборствующих армий, чтобы они убрали «последнее оружие», которое те уже совсем было собрались пустить в ход. Дело в том, что если бы они применили такое оружие, «…в стране бы целых двенадцать лет царила засуха… и неродившиеся дети погибли бы в материнской утробе».
Волшебные мечи. В легендах средневековой Европы часто фигурируют волшебные мечи. Например, в легенде о принце Дитрихе и его учителе прославленном рыцаре Гильдербранде упоминается волшебный меч Нагелринг. Его подарил Дитриху карлик Эбельгаст, принц воров. Меч Нагелринг наделял своего обладателя силой двенадцати мужчин. С этим мечом принц Дитрих сражался с великанами Гримом и Хильдой, а также с их племянником могучим великаном Зигенотом.