МАГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Описание магического кабинета из книги Элифаса Леви «Учение и ритуал высшей магии»: В этом кабинете он должен был провести ритуал некромантии. «Кабинет, приготовленный для вызывания, находился в небольшой башне. В нем были расположены четыре вогнутых зеркала, род алтаря, верхняя часть которого из белого мрамора была окружена цепью из намагниченного железа. На белом мраморе был выгравирован и вызолочен знак пентаграммы в том виде, в котром он изображен в пятой главе этого сочинения («Учение и ритуал высшей магии»). Тот же знак был нарисован различными красками на белой о новой коже ягненка, распростертой пред алтарем. В центре мраморного стола стояла маленькая медная жаровня с углями из ольхи и лаврового дерева. Другая жаровня была помещена передо мной на треножнике.» Между алтарем и треножником был заранее начерчен магический круг.
МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ
Идея мкрокосма и микрокосма пришла в средние века из античного мира. В этот период развития человечества зависимость людей от природы была настолько сильной, что человек воспринимал природу как неотъемлемую часть самого себя. Поэтому создаваемый в период античности образ мира нес в себе черты самого человека. Так, элементы человеческого организма, по мнению философов античности, идентичны элементам, образующим Вселенную. Плоть человека -–из земли, кровь – из воды, дыхание – из воздуха и тепло – из огня. Каждая часть человеческого тела соответствует части Вселенной: голова – небесам, грудь – воздуху, живот – морю, ноги – земле, кости – камням, жилы – ветвям, волосы – травам, а чувства – животным. Но еслм в человеке (микрокосм) можно найти все основные черты Вселенной, то и природа (макрокосм) мыслится в человеческом облике. \
Эта аналогия между микрокосмом и макрокосмом, известная и в античном мире и на Древнем Востоке, легла в основу средневековой символики. Так, например, до нас дошла миниатюра, украшавшая сочинение эльзасской аббатисы Геррады Ландсбергской, где изображен человек-микрокосм, окруженный планетами и четырьмя мировыми элементами (огонь, вода, земля, воздух).
Однако в понимании микрокосма и макрокосма античности и средних веков существует глубокое различие. Если в античном восприятии мир целостен и гармоничен, то в восприятии средневековья он дуалистичен. Если античный космос – это красота природы, ее порядок и достоинство, то в христианской интерпретации он уже не красота, ибо он греховен. Этот дуализм в представлении людей средневековья резко расчленил мир на полярные пары: небесное – земное; Бог – дьявол; верх, сочетающийся с понятием благородства, чистоты, добра и низ, имеющий оттенок грубости, нечистоты, зла.
Средневековый дуализм в сочетании с античной идеей аналогий между микрокосмом и макрокосмом привел к тому, что каждый предмет в восприятии людей той эпохи предстал в двух ипостасях – земной и небесной. Иными словами, каждый предмет, помимо сведений, касающихся его физической природы, имеет и смиволический смысл. Таким образом,с редневековый символ выражал и неведомое и умопостижимое через видимое и материальное. Считалось, что помимо буквального, фактического понимания любого явления, можно найти для него и символическое или мистическое толкование. Системы символических толкований и аналогий в свою очередь стали средством всеобщей классификации разнообразнейших вещей и событий и соотношения тех с вечностью. На окружающий мир стали смотреть как на книгу, по которой можно научиться мудрости. Надо лишь научиться читать эту книгу, переводить символы и каббалистиечские знаки на обычный человеческий язык.
- Prev
- Next >>