МИСТЕРИИ
Мистерии Адониса праздновались ежегодно во многих частях Египта, Финикии и Вавилона. Имя «Адонис» означает «Повелитель»; оно прилагалось к солнцу, а позднее было заимствовано евреями как экзотерическое имя для их Бога. Смирна, мать Адониса, была превращена в дерево богами, и через некоторое время ствол раскрылся и на свет появился ребенок. Согласно другой версии, ребенок был освобожден кабаном, который подточил материнское дерево клыками. Адонис родился в полночь 24 декабря, а в связи с его несчастной смертью были установлены Мистерии, означавшие спасение его народа. В еврейский месяц Таммуз (другое имя для этого божества) он был убит диким кабаном, посланным богом Арсом (Марсом) Церемония оплакивания безвременной смерти убитого бога называется Адониасмос.
В «Иезекииле» (VIII, 14) написано, что женщины оплакивали Таммуза (Адониса) у северных ворот Дома Господня в Иерусалиме. Сэр Джеймс Джордж Фрэзер цитирует и комментирует Иеремию: «Он говорит нам, что Вифлеем, традиционное место рождения Господа, затмевается рощей еще более старого Сирийского повелителя Адониса и что там, где оплакивался младенец Иисус, скорбели по любовнику Венеры (см. «Золотую ветвь»). Говорят, что на воротах Иерусалима было изображение дикого кабана в честь Адониса и ритуалы Адониса справлялись в гротах Вифлеема. Адонис как «окровавленный» или «забоданный» человек (или «бог») является ключом к использованию Фрэнсисом Бэконом фразы «дикий кабан» в его зашифрованном символизме.
Поначалу Адонис был андрогинным существом, божеством, представлявшим солнечную силу, которая зимой убивалась злым принципом холода – кабаном. Через три дня (месяца) пребывания в могиле, на 25 день марта, Адонис триумфально, под восторженные крики жрецов и последователей, воскрес. Адонис родился из дерева мирры. Мирра, символ смерти из-за ее использования в процессе бальзамирования, была одним из подарков, принесенных волхвами Иисусу.
В Мистериях Адониса неофит проходил через символическую смерть бога, «воскрешался» жрецами, входил в благословенное состояние искупления, ставшее возможным благодаря страданиям Адониса. Почти все авторы полагают, что поначалу Адонис был богом, прямо связанным с ростом растений, и эту версию поддерживает существование такого названия как «сады Адониса», представляющие небольшие корзины с землей, где высеваются семена, подкармливаемые восемь дней. Когда семена умирают из-за недостатка земли, они рассматриваются как эмблема убитого Адониса, и вся корзина выбрасывается в море.
Мистерии Атиса. Во Фригии существовала замечательная школа философии, которая концентрировалась вокруг жизни и преждевременной смерти Бога-Спасителя, известного под именем Атис, или Аттис, который многими рассматривался как синоним Адониса. Это божество родилось в полночь 24 декабря. По поводу его смерти есть две версии. По одной, он умер такой же смертью, как и Адонис. По другой версии, он сам оскопил себя под сосной и тут же умер. Его тело было взято в пещеру Великой Матерью (Кибелой), где оно оставалось целые века, не разлагаясь. Обрядам Атиса современный мир обязан символизмом Рождественского дерева. Атис передал свое бессмертие дереву, под которым он умер, и Кибела взяла дерево с собой, когда забирала тело. Атис оставался в могиле три дня, после чего восстал ко времени Пасхи, и своим воскресением преодолел смерть для всех, кто был посвящен в его Мистерии.
«В Мистериях фригийцев, - пишет Джулиус Фирмиций, - которые связываются ими с МАТЕРЬЮ БОГОВ, каждый год СОСНА срубается и внутрь дерева вставляется изображение юноши. В Мистериях Исиды срубается СОСНА, внутренность дерева тщательно выскабливается, и идол, сделанный из этого куска дерева, хоронится. В Мистериях Прозерпины дерево обрабатывается так, чтобы получилось изображение НЕПОРОЧНОЙ, и когда оно приносится в город, то хоронится на 40 день, но на 41 ночь СЖИГАЕТСЯ!»
Мистерии Атиса включают поедание неофитом сакраментальной пищи – он ест из барабана и пьет из цимбал. После крещения кровью быка инициируемый кормится молоком – это символизирует, что философски он еще младенец, совсем недавно родившийся из сферы материальности (см. «Золотую ветвь» Фрэзера»). Есть ли какая-нибудь связь между этой молочной диетой в Мистериях Атиса и упоминанием св. Павлом пищи для духовных младенцев? Саллюстий дает ключ к эзотерической интерпретации ритуалов Атиса. Кибела, Великая Мать, означает оживляющие силы Природы, а Атис – тот аспект духовного интеллекта, который находится между божественной и животной сферами. Мать богов, любя Атиса, дает ему звездную шапку, означающую небесные силы, но Атис (человечество), влюбившись в нимфу (символ низших животных склонностей), лишился своей божественности и потерял творческие силы. Становится ясно, что Атис представляет человеческое сознание и что его Мистерии обыгрывают получение назад звездной шапки (см. «Боги и миры» Саллюстия)
Ритуалы Сабазия были очень похожи на ритуалы Вакха, и многие полагают, что два этих божества на самом деле тождественны. Вакх родился в Сабазии, или Саваофе, и эти имена часто сопутствуют ему. Мистерии Сабазия совершались ночью, и ритуал включал проползание змеи по обнаженной груди испытуемого. Клемент Александрийский пишет: «Мистерии Сабазия характерны фразой «божество, скользящее по груди»». Золотая змея была символом Сабазия, потому что это божество представляло ежегодное обновление мира солнечными силами. Евреи заимствовали слово Саваоф из этих Мистерий и приняли его как одно из обращений к своему Верховному Богу. В течение некоторого времени Мистерии Сабазия праздновались в Риме, где его культ получил много приверженцев и позднее повлиял на символизм христианства.
Кабирские Мистерии Самофракии были по своей известности в древнем мире почти равны Элевсинским Мистериям. Геродот говорил, что самофракийцы приняли свои доктрины от пелегианцев, особенно в том, что касается Меркурия. Мало что известно о ритуалах Кабиров, потому что они проводились в исключительной секретности. Некоторые полагали, что Кабиров было семь, и говорили о них как о «Семи Духах огня перед троном Сатурна». Другие считали Кабиров семью звездными странниками, которых позднее назвали планетами.
В то время как с Кабирскими Мистериями ассоциируется большое количество божеств, ритуальные драмы концентрируются вокруг четырех братьев. Трое из них – Ахиерос, Ахиохерсус и Ахиохерса – нападают и убивают четвертого – Кашмала (или Кадмиллия). Дионисидор, однако, отождествляет Ахиероса с Деметрой, Ахиохерсуса с Плутоном, Ахиохерса – с Персефоной и Кашмала – с Гермесом. Алесандр Уайдлер замечает, что самофракийский ритуал «Кадмиллий включает фиванского бога змеи, Кадма, Тота египтян, Гермеса греков, Эмефа, Эскулапа александрийцев и финикийцев». Здесь опять повторение истории об Осирисе, Вакхе, Адонисе, Бальдере и Хираме Абиффе. В Самофракийские Мистерии также включалось поклонение Атису и Кибеле. В ритуалах Кабиров можно проследить культ соснового дерева, посвященного Атису. Там оно расщеплялось так, чтобы образовался крест, и затем срубалось в честь убитого бога, чье тело было обнаружено у подножия дерева.
«Если вы хотите узнать что-нибудь об оргиях Корибантов, - писал Клемент, - тогда знайте, что, убив своего третьего брата, они покрывают голову убитого пурпурной тканью, возлагают на нее корону, воздевают ее на острие копья, несут и хоронят под Олимпом. Короче, эти Мистерии есть убийство и похороны (этот доникейский Отец в своих усилиях лишить славы языческие обряды, кажется, игнорирует тот факт, что подобно Кабирским Мистериям, где есть мученик, Иисус тоже был предан, подвержен пыткам и, наконец, убит! – М.П.Х.). И жрецы этих ритуалов, которые назывались царями обрядов, придавали особую странность трагическому событию, запрещая подавать к столу петрушку с корнями, потому что полагали, что она произросла из крови Корибантов; точно так же женщины, празднующие Фесмофорий, не ели гранаты, потому что, если они падали на землю, то могли рассматриваться как капли крови Диониса. Этих Корибантов также называли Кабирами, и сами церемонии назывались Кабирскими Мистериями».
Кабирские Мистерии разделялись на три части, в первой из которых праздновалась смерть Кашмала от руки трех его братьев; вторая – обнаружение его изуродованного тела, части которого нужно было найти и собрать вместе, и третья, сопровождаемая всеобщей радостью и счастьем, - его воскрешение и, как следствие, спасение мира. Храм Кабиров в Самофракии вмещал в себя большое число любопытных божеств, многие из которых из-за их неправильных форм принимались за стихии Природы, возможно, за Вакхических Титанов. Дети принимали участие в Кабирских Мистериях с такой же серьезностью, как и взрослые, а преступники, сумевшие добраться до места священнодействия, освобождались от преследования. Самофракийские ритуалы часто были связаны с навигацией; Диоскуры – Кастор и Поллукс, боги навигации, были среди тех божеств, которым поклонялись в Мистериях. Экспедиция аргонавтов, послушавшись совета Орфея, остановилась на острове Самофракия для того, чтобы члены экспедиции были инициированы в Мистерии.
Геродот пишет, что, когда Камбис вошел в храм Кабиров, он не мог удержаться от веселья. Перед ним была фигура мужчины, стоявшая нормально, и фигура женщины напротив него, но стоявшая на голове. Если бы Камбис был знаком с принципами божественной астрономии, он тогда бы понял, что перед ним ключ к универсальному равновесию. «Я спрашиваю, - говорил Вольтер, - кто были эти жрецы, эти священные масоны, которые праздновали древние Мистерии Самофракии, и откуда пришли они и их боги Кабиры?» Клемент говорил о Мистериях Кабиров как о «священной мистерии убийства брата его братьями», и что «кабирская смерть» была одним из секретных символов античности. Таким образом, аллегория Себяубийства не-собой проходит через религиозный мистицизм всех народов. Философская смерть и философское воскрешение есть Малая и Великая Мистерии.
Любопытным аспектом мифа об умирающем боге является Висельник. Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуалы Одина, где Один вешается на девять суток на ветке Мирового Дерева и пронзает себя в бок священным копьем. В результате этой великой жертвы Один, подвешенный над глубинами Нифл-хейма, открыл через медитацию руны или алфавит, посредством которого летописи его народа были сохранены. Имея в виду его замечательный опыт, Один иногда показывается сидящим на виселице-дереве. Это божество стало патроном всех тех, кто угодил в петлю. Эзотерически Висельник есть человеческий дух, висящий на идущей с неба единственной нити. Мудрость, а не смерть является вознаграждением за добровольную жертву, при которой человеческая душа, подвешенная в мире иллюзии и размышляющая о своей нереальности, вознаграждается достижением самореализации.
Эта мистерия умирающего бога продолжилась в христианстве в распятии и смерти Богочеловека – Иисуса Христа. Важность этой мировой трагедии и ее действующее лицо – Универсальный Мученик – должны быть открыты заново, если христианство хочет достичь высот, которых достигло оно в дни своего философского господства. Миф об умирающем боге является ключом к универсальному и индивидуальному искуплению и возрождению, и те, кто не понимает истинной природы этой высшей аллегории, не могут считать себя ни мудрыми, ни религиозными людьми.
Интересно, что изначально кабири были фригийскими богами плодородия, связанными с культом богини-матери. Они защищали моряков и навигаторов. Кабири были таинственными демонами, и имели во многих местах ритуальные культы. Среди них было всего два мужских божества – Аксиосерс и его сын Кадмил. Также существовало два женских божества, которые упоминаются в противовес мужским божествам. Их звали Аксьерус и Аксиосерса. Паусаний описывает их как племя. Считается, что двое мужских божеств кабири изначально были священными метеоритами, которые упали с неба и хранились в священных вместилищах – звездных ковчегах. Все остальные кабири были звездами на небе. Точно описать культ кабири сложно, так как ритуалы и обычаи, связанные с ним, хранились в тайне. Происхождение слова «кабири» вызывает много дискуссий. Правильно это слово пишется «каберойи», однако его этимология неизвестна. Существует много версий его происхождения, среди которых слово «кабир», что в семитских языках означает «великий».
МОГИЛА
Древние египтяне определили длину года в 360 дней. Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Осириса» 360 бронзовых жертвеных чаш, одна из которых, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день года.