М

МОИСЕЙ (Моше Рабейн)

b_300_200_16777215_00_images_stories_moisei.jpg210 лет евреи были рабами у египетских фараонов. Они прибыли в Египет в то время, когда сын Якова Иосиф был первым министром фараона. Сначала все шло прекрасно: евреи много трудились, строили свои дома, богатели. Постепенно из маленького племени они превратились в большой народ. Новый фараон, которому не было дела до заслуг Иосифа, решил превратить евреев в таких же рабов, какими были все его подданные. С тех пор евреи стали выполнять все самые тяжелые и изнурительные работы, под палящим солнцем они изготавливали из глины кирпич.
Но и после этого еврейский народ продолжал умножаться. Тогда фараон велел «всякого новорожденного у евреев сына бросать в реку, а всякую дочь оставлять в живых». Он надеялся, что дочери евреев будут выходить замуж за египтян, и евреи перестанут существовать как народ. «Вот народ сынов Израилевых. Многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей».В 2368 году по еврейскому летосчислению (вXIV в. до н. э.) в одной семье родился мальчик. Его назвали Моше (Моисей). Родителями его были Амрам и Иохаведа из колена Левия. Мать вопреки указу фараона, оставила младенца в живых. Но она понимала, что рано или поздно его найдут слуги фараона и убьют. Поэтому, когда ребенку исполнилось три месяца, она уложила его в тростниковую корзинку, обмазанную смолой, и оставила в камышах на берегу реки, в том месте, куда приходила купаться дочь фараона. После купания дочь фараона нашла корзинку с ребенком, пожалела красивого мальчика и взяла его во дворец.
Моше, будущий вождь еврейского народа, вырос во дворце. Случайно кормилицей ему назначили собственную родную мать. Поэтому в конце концов он узнал, кто он на самом деле.
В юношеском возрасте Моше увидел однажды, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. В гневе Моше убил египтянина, за что был приговорен к смерти, но бежал в пустыню. Он отправился в землю Мидиан, где стал пастухом. Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел удивительное явление: куст, объятый сильным пламенем, горел, но никак не сгорал. Из огня раздался голос Бога, который повелел Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства.
Вместе со своим братом Аароном Моше отправился к фараону с просьбой отпустить еврейский народ в пустыню, но в ответ фараон лишь ужесточил угнетение израильтян.
Тогда Бог встал на защиту своего народа. Всевышний насылал на Египет страшные казни: воду в Ниле он превратил в кровь, в реке погибла вся рыба; он наслал мор на скотину, на людях и на животных появлялись язвы; наслал на Египет тысячи лягушек; и град побил посевы и сады, а что уцелело от града, сожрала саранча, наконец, скрылось солнце, и тьма окутала землю. После каждого такого наказания фараон обещал отпустить евреев и отменял свое решение, лишь бедствие миновало. Так было девять раз.
А в десятый Бог наслал на Египет самое страшное бедствие. Всевышний предупредил Моше: «Скажи своему народу, пусть в каждой еврейской семье зарежут годовалого ягненка и его кровью помажут дверные косяки. А мясо ягненка зажарят на огне и в ту же ночь съедят. В эту ночь я пройду через весь Египет и поражу первенца в каждой египетской семье и перворожденного всякой скотины. Но тот дом, дверной косяк которого будет вымазан кровью, я миную, и вы будете спасены. Отсюда и название праздника. Песах означает «миновал, перепрыгнул, прошел мимо».
И действительно, среди ночи погибли все старшие сыновья во всех египетских семьях «от первенца фараона, сидящего на троне, до первенца рабыни, которая при жерновах». Тогда фараон призвал Моше и Аарона и сказал: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и выйдите, совершите служение Господу, как говорили вы».
В ночь с 14 на 15 нисана 2448 года по еврейскому летосчислению (1312 г. до н. э.) евреи в спешке выходили из Египта, где прожили 400 лет. Они так торопились, что хлеб пришлось готовить из нескисшего теста «нес народ тесто свое прежде, чем оно сквасилось». С этим связан один из наиболее известных пасхальных обычаев – есть на протяжении семи дней мацу. В Песах запрещено есть хамец, то есть кислое тесто и изделия из него. Маца готовится на воде без соли, поэтому ее называют еще опресноками. Маца является символом свободы, напоминанием, что евреи когда-то были рабами. Тора говорит: "« первый месяц, с четырнадцатого дня месяца, с вечера, ешьте опресноки (мацот) до вечера двадцать первого дня того же месяца». Мацу пекут из теста, которое не успело скваситься (с момента  соприкосновения воды с мукой не должно пройти больше 18 минут).
Фараон, отпустив евреев, начал сожалеть об этом. Он отправил вдогонку большое войско. Ужас охватил израильтян при виде египетских колесниц. Бежать им было некуда: с одной стороны было море, с другой – воины фараона. Тогда Бог приказал, чтобы Моше поднял свой посох над волнами. Моше повиновался. В ту же минуту начал дуть сильный восточный ветер и отгонять воду от берега. Дно моря обнажилось, и евреи ступили на него и побежали. Египтяне погнались следом, но как только евреи выбрались на другой берег, Моше снова поднял посох, и вода вернулась на место, поглотив все войско фараона. Так Бог спас Свой народ, даровав ему свободу.
Никто не знает, где похоронен Моше. Его последние дни описываются в заключительной части Торы. По указанию Бога он поднялся на гору Моав близ города Иерихона и увидел всю землю, о которой Бог говорил Аврааму, Ицхаку и Якову: «Потомству твоему дам ее». Народ оплакивал Моше тридцать дней, а потом поднялся и вступил в землю Израиля.
Западные ученые утверждают, что обстоятельства, при которых умер пророк Моисей, окутаны тайной, существует множество свидетельств о том, что он пришел в Кашмир в свои последние дни. Бог повелел ему уйти из Синая и умереть на горе Нево: «Отправляйся на гору Нево и умри, но не вступай в землю, которую я даю сынам израилевым».
«И взошел Моисей с равнин Моавитских (Moab) на гору Нево (Nebo), на вершину Фасги (Pisgah), что против Иерихона (Jericho), и показал ему Господь всю землю… И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора (Beth-peor), и никто не знает места погребения его даже до сего дня». (Второзаконие, 34:1 – 6)
Из вышеприведенных слов следует, что Моисей умер в земле, прилегающей к Иерихону с востока, но я предполагаю, что в этом библейском утверждении нет географической точности. Большинство ученых, которые пробовали отыскать место его могилы, потерпели неудачу и пришли к выводу, что пять упомянутых мест, видимо, затерялись и исчезли за три тысячи лет. Все же пять упомянутых в связи с этой землей мест обнаруживаются в Кашмире: Беф-Фегор – Bethpoer (Бандипур, который ранее назывался Бетхпор – Bethpor или Ветхпор – Vethpor), Хесбуб – Hesbub, Фасги – Pisgah (Пиш – Pish или Пишга – Pishga), гора Нево – Nabu (Небо-бал – Nebo-bal) и долина Моав – Moab (Мову – Mowu).
Существуют указания на то, что могила Моисея находится в Кашмире и что за ней традиционно ухаживают люди еврейской внешности. В персидских трудах упомянуто, что Кбар-и-Муса, или могила Моисея, находится на вершине Небо-баал в Бетхпоре. Я посетил это место дважды и взял интервью у её хранителя, Вали Риши. Он сообщил мне, что около могилы Санга-Биби, затворницы, имеется могила Хазрата Момы, или Моисея, расположенная между двумя гималайскими кедрами. В старых летописях в Кашмире написано, что он пришел в это место и умер здесь. Его могила – очень почитаемая святыня на горе Набу; она называется святыней «пророка Писания» и ныне посещается многими кашмирскими верующими, которые полагают, что Моисей пришел в Кашмир, чтобы проповедовать слово Бога.
Абдул Кадир, историк, в своем труде «Хашмат-и-Кашмир» пишет, что Хазрат Мусса похоронен в Бутхе (Booth), на горе Нево (Nebo) в Бандипуре (Bandipor). Джордж Мур, который провел всестороннее исследование потерянных племен, полагает, что Моисей пришел в Кашмир проповедовать, ибо он потерпел неудачу среди сынов израилевых. Я склоняюсь к тому мнению, что как Ханаан был святой землей семитов, так и долина Кашмира могла быть землей обетованной.
В Кашмире имеются две священные реликвии, связанные с Моисеем. Одна из них – асса-и-Моса, или посох Моисея, а вторая – ка-ка-пал, или камень Моисея. В Айш-мукаме в Кашмире находится могила Зайна Риши, расположенная на высоком отроге горы. Среди других священных реликвий там хранится также и посох, асса-и-Моса. Этот деревянный посох выставляется напоказ публике во времена больших бедствий, таких как наводнения или эпидемии. Поскольку некоторые ученые связывают Айш-мукам с Иссой, или Иисусом, они полагают, что этот посох принадлежал Иисусу. В персидском труде «Риши Намах», или «Книге о могилах риши (святых)» также упоминается, что Исса был здесь.
Другая реликвия – ка-ка-пал, или камень Моисея, лежащий на территории храма Шивы в Биджбехаре в Кашмире. Я совершил множество поездок с целью увидеть могилы с еврейскими надписями, упомянутые некоторыми учеными. Я обнаруждивал могилы, расположенные с востока на запад, но не видел на них никаких надписей. Также я хотел проверить легенду, связанную с ка-ка-палом, в которой говорится, что он якобы поднимается над землей одиннадцатью пальцами. Хранитель собрал одиннадцать людей, попросил каждого из нас дотронуться одним пальцем до камня и повторять слова «Ка, ка, ка». Мы сделали то, о чем о нас попросил, и, к нашему удивлению, камень поднялся на метр над землей. Чтобы проверить легенду, мы попробовали задействовать десять пальцев, но в этом случае камень не поднялся. Этот овальный камень весит примерно 40 килограммов. «Ках» на кашмирском языке означает «одиннадцать». «Кака» означает «почитаемая личность» и может относиться к Моисею.
Николай Нотович – русский путешественник утверждал, что он видел тибетские рукописи об Иисусе в монастыре Хемис. Он сломал ногу возле Хемиса в Ладакхе и находился на лечении у врачей моравианской миссии. Содержание этих рукописей разъяснял Нотовичу обладающий глубокими знаниями лама в течение тех месяцев, когда он находился в миссии. В рукописях говорилось о путешествии Иисуса по Индии.
Кем был Николай Нотович? Он родился в Крыму в 1858 г. Его родители были евреями, но он и его брат Осип Нотович в молодости обратились в православную веру. Он начал свою карьеру как журналист и позже стал автором примерно дюжины книг. Его главный интерес заключался в социополитическом изучении русских людей. Он также глубоко изучал религию и написал книгу «Правда о евреях», которая была до некоторой степени антиеврейской. Из-за этой книги он был осуждаем евреями и восхваляем христианами.
Николай Нотович писал на французском и русском языках, и его книги читались в политических кругах (Гитлер упоминает направленные против иудаизма письменные высказывания Нотовича в своей автобиографии «Майн кампф»). Его книги есть в различных библиотеках Европы. Но именно его книга об Иисусе Христе сделала его известным. Эта книга вышла вначале на французском языке под названием «Неизвестная жизнь святого Иссы» («La Vie Incornnue de Saint Issa»), а затем на английском под названием «Неизвестная жизнь Христа» («The Unknown Life of Christ»).
В Хемисе Николай Нотович записал 244 стиха о жизни и деяниях Иссы – под этим именем Иисус был известен на Востоке. Однако среди них есть и стихи о Моисее или Моссе.
1. Народ Израиля, который жил на плодородной земле и владел большими стадами, своими грехами вызвал на себя гнев Бога.
2. Бог наложил на них ужасное наказание, забрав у них землю, скот и имущество. Израиль был превращен в страну рабов, оказавшихся под властью фараонов, которые правили Египтом.
3. Пребывая в страшной беде, народ Израиля вспомнил своего небесного заступника. Люди плакали и молили Его о прощении и милосердии.
4. У нового фараона было два сына, и младшим из них был Мосса (Моисей), который был добрым и сострадательным.
5. Ученые израильтяне, которые учили Моссу разным наукам, просили его вступиться за них перед фараоном.
6. Фараон повелел Моссе увести всех еврейских рабов в другой город далеко от столицы.
7. Тогда Мосса отвел их вместо этого в ту землю, которую они потеряли своими многими грехами. Он дал им законы и предписал им всегда молиться невидимому Творцу.