КАББАЛА
Все религии сохранили воспоминания о примитивной книге, написанной мудрецами первых веков посредством образов. Еврейское предание считает автором этой книги Еноха – седьмого учителя мира после Адама, египтяне приписывали ее авторство Гермесу Трисмегисту, а греки – Кадму – основателю святого города. Эта книга была символическим сокращением примитивного предания, позже названного Кабалой – еврейским словом, эквивалентным преданию. Впоследствии ее упрощенные и введенные во всеобщее употребление символы предоставили письменности буквы, слову – его отличительные признаки, а оккультной философии – ее таинственные знаки и пантакли. Раввины делят Каббалу на Берешит, или универсальное Бытие и Меркаву, или колесницу Езекииля. Затем из двух различных способов толкования каббалистических алфавитов они образуют две науки, называемые Гематрией и Темурой, и составляют из них искусство знаков. Эта наука в своей основе – полное знание символов Таро и сложное и разнообразное их применение к угадыванию всех секретов, как будущего, так и философии и природы.
Раймунд Луллий писал, что каббала означает «крыло Божие».
Каббала – это законченная оккультная теория иудейского происхождения, которая, начиная с XV века с энтузиазмом была воспринята неиудейскими оккультистами. Под ее значительным влиянием находились Леви, Матерс и Кроули. Каббала привлекает современных оккультистов своей древностью и таинственностью, а также тем, что из нее могут черпаться великие магические идеи о том, что Вселенная едина, что ее скрытый механизм связан с числами и планетами, что человек есть Бог и Вселенная в миниатюре, что человек может развить в себе божественную искру, познать Вселенную и стать Богом.
Тексты Каббалы зачастую мистически туманны и настолько сложны, что пересказ их требует упрощения. Каббала является «хокхмах нистарах» - «тайной мудростью», и должна в тайне передаваться от поколения к поколению мудрых со времен Авраама, которому она была открыта самим Богом. Современные каббалисты утверждают, что записанная и опубликованная часть Каббалы не содержит существенных тайн, которые открываются лишь достойным и передаются из уст в уста или же хранятся в древних документах, никогда не покидавших рук посвященных.
Если не считать современных комментариев, то сама по себе Каббала состоит из многочисленных сочинений различных анонимных авторов. Наиболее важными являются «Сефер Йетцирах» (Книга Создания), написанная на иврите, вероятно, в Вавилоне между III и VI веками н.э., и “Зохар” (Сефер ха-Зохар – Книга Славы), написанная на арамейском языке. Предполагается, что основа этой книги была создана в Испании вскоре после 1275 года каббалистом и ученым Моисеем де Леоном. (Кавендиш) Источником для Зохара были труды Рабби Хамнуна, жившего в III веке.
В Книге Зохар вполне ясно говорится, что Земля вращается вокруг собственной оси: “Вся Земля вращается, поворачиваясь как шар. Когда одна ее сторона внизу – другая вверху. Когда для одной стороны свет, для другой – тьма. Когда на одной стороне день, на другой – ночь”.Многие из основных идей Каббалы можно обнаружить и в гностицизме, развившемся в то же самое время и в том же месте – в странах восточного Средиземноморья в эпоху Христа. Общим для них является та важность, которая придается знаниям. Оба направления утверждали, что обладают гнозисом или знанием Бога, которое не приобретается рациональными размышлениями и бесплодными спорами относительно природы Бога. Познание Бога приобретается через непосредственное божественное вдохновение или через священные традиции, которые сами являются боговдохновенными. Это знание трансформирует человека, делая его частью божественного существа – знать Бога значит быть Богом. Избранными являются не те, кто ведут добропорядочную жизнь, а просвещенные, обладающие знанием божественного. Грехом, отрезающим человека от Бога, является не какая-либо форма морального падения, а лишь невежество. Эта теория познания является одной из основных для оккультизма в целом. Она объясняет презрение к традиционной морали, проявляемое некоторыми гностиками и каббалистами.
Знание – ключ к божественному, и высшее знание должно объяснять все. Это неизбежно включает в себя и разум. Каббалисты начинают с заявления, что рационально мыслить о Боге бесполезно, но само заявление это уже является рационально обоснованным, и понятие о Боге не может быть воспринято или передано другим без использования рассудка. Нечто абсолютно иррациональное и бесформенное непостижимо и необъяснимо, но, несмотря на изначальное отрицание разума, каббалистическая жажда знаний приводит к наложению на Бога и Вселенную жесткой рациональной схемы.
Каббалисты, как и гностики, пытались ответить на вопросы, которые встают перед любым религиозным мыслителем. Благ ли Господь, и каким образом в мире, созданном Богом, появилось зло? Если Господь милосерден, почему в жизни существуют страдание и боль? Если Господь безграничен, бесконечен и вечен, какова связь между ним и миром, который ограничен во времени и пространстве? По определению, Господь непознаваем, ибо он безграничен, а познать – значит ограничить; тогда каким образом человек может познать Бога?
Каббала дает два главных ответа на эти вопросы. Первый заключается в том, что Господь есть сумма всех вещей. Любая идея содержит внутри себя противоречие и Бога, который есть сумма всех вещей, и включает в себя все противоречия. Господь одновременно благ и зол, милосерден и жесток, безграничен и ограничен, непознаваем и познаваем – и все эти противоположности объединены в одном великом целом, являющимся Богом.
Второй ответ заключается в том, что связь между Богом и миром является опосредованной. Как если бы Господь был зеркалом, из которого исходит свет. Свет отражается во втором зеркале, которое, в свою очередь, отражается в третьем, а третье – в четвертом и так дальше. С каждым отражением свет и зеркала что-то теряют от своего чистого сияния, пока наконец свет не отражается тусклым лучом от потрескавшейся отполированной поверхности нашего конечного порочного мира.
- Prev
- Next >>