КОЛОКОЛЬЧИК
Во многих еврейских общинах свитки Торы украшают серебряными колокольчиками.
Легенды древних славян утверждают, что появлению верховного бога Перуна – грозного повелителя четырех стихий, грома и молнии, управляющего жизнью и смертью предшествовал перезвон бронзовых и серебряных колокольчиков.
Колокольчик использовался как в христианских ритуалах, так и в ритуалах культа Митры.
Майя называли Плеяды Цоб – «Бубенчики», так как в их контурах находили определенное свойство с погремушками на хвосте гремучих змей.
В традиции Вуду во время одержимости, когда другая личность проявляется в теле медиума, руководитель ритуала должен потребовать, чтобы она назвала свое имя. Если дух согласен сотрудничать, можно начинать задавать ему вопросы. Если дух неуправляем, или дезориентирован, или враждебно настроен, главный маг должен властно и непреклонно заставить его уйти. Традиционно для этой же цели используются колокольчики и опрыскивание специальной освященной жидкостью. Это древний метод, известный всем древним культурам и скопированный (как и многие другие языческие практики) христианской церковью.
Колокольчики входят в шаманский набор.
У буддистов колокольчик символизирует женское начало и мудрость.
КОМЕТА
Появление кометы на восточном небосклоне сулит удачу как для человека, так и для страны в целом.
Кометы – звезды исключительных героев, и посещают Землю, чтобы возвестить ей о великих переменах. Не было небесных тел, которые вызывали бы больший мистический ужас и больше суеверий, чем кометы. Они возникали неожиданно и в разных частях неба; их появления, казалось, не подчинялись каким-либо закономерностям, как, например, движение Солнца, Луны и планет. Теперь известно, что кометы движутся по определенным орбитам, но поскольку периоды обращения комет очень велики, периодичность их появления была не замечена в древности. Поэтому кометы воспринимались сугубо как «небесные знамения». Слово «комета» в переводе с греческого озхначает «волосатый». Смысловой основой этого термина послужило наличие у кометы видимой оболочки, похожей на волосы. От греков этот термин перешл к римлянам и затем распространился по всей Европе.
В Россию слово «комета» пришло из польского языка в XVII в. Сохранилась переводная статья середины XVII в. «Поучение о комете», где уже имеется этот термин: «Комета огненная чрез немалое время видена бяше». Непосредственно из греческого языка были взяты формы «комита» и «комида», известные в нескольких восточнославянских рукописях астрономического содержания. Но в Древней Руси кометы назывались не греческим термином, а описательно. В конфигурации комет древние русичи видели не «волосы», а «хвост»: «звезда хвостата». Например, Ипатьевская летопись под 1265 г. сообщает: «Явися звезда на востоце хвостатая образом страшным». Реже комету называли не «хвостатой», а «волосатой звездой» Интересно, что в Ипатьевской летописи о той же комете, кторая явилась «образом страшным», говорится: «Си же звезда наречаеться власатая».
В старинных названиях комет прослеживается сравнение не только с волосами и хвостами. Комету сравнивали с копьем («звезда на образ копийный», лучом («звезда с лучом»), трубой («подобна трубе»), метлой («звезда с метлою»), опахалом («звезда с опахалом» и т. д.
Плиний насчитывает 12 родов комет в зависимости от формы, длины и блеска хвоста: «Одни пугают гривою кровавого цвета; их лохматые лучи поднимаются к небу. У бородатых волосы ниспадают в виде величественной бороды. Дротик как бы устремляется, подобно стреле, и потому имеет самую большую скорость во вреям своего появления; если хвост короче и кончается острием, то ее называют саблей; это самая бледная из всех комет: она имеет блеск сабли без всякого луча. Блюдо или диск носит название, соответствующее его фигуре; эта комета цвета янтарного, из ее краев исходит несколько лучей, но весьма слабых. Бочка действительно представляют фигуру бочки, погруженной в дым, проникнутый светом. Рогатая напоминает фигуру рога, а лампа – фигуру пылающего светильника. Лошадь представляет лошадиную гриву, сильно развеваемую посредством кругового или, скорее, цилиндрического движения. Иная комета отличается странной белизной и серебряного цвета лучами; она есть до того ослепительна, что на нее почти енвозможно смотреть. Есть кометы лохматые; они похожи на взериные шкуры, покрытые щетиною, и окружены тонким легким облаком. Наконец, бывают случаи, когда кометы принимают форму копья». (Цитируется по: Фламарион К. История неба. СПб, 1875.)
В старой литературе и народных преданиях других стран содержатся также сравнения кометы, точнее, кометного хвоста с мечом, косой или саблей, рукой. Руку с растопыренными пальцами видели в комете, имеющей несколько хвостов, либо в комете, хвост которой членился на яркие полосы – синхроны. Любопытно предположение Н.А. Морозова, что легендарная огненная рука, начертавшая перед пирующим вавилонским царем Валтасаром (убит в 539 г. до н.э.) пророческие слова «мене, текел, перес» (исчислено, взвешено, разделено), - суть мистический отголосок большой кометы.
Кометы считали «бичом Божьего гнева». Суеверные жители Египта, Греции и Рима испытывали безотчетный страх при появлении на небе ярких комет, которые считались знамением войн, вселенского мора, ужасных стихийных бедствий. Кроме того, бытовало убеждение, что кометы могут сильно повлиять на поступки и судьбы людей, и в первую очередь на «сильных мира сего» – королей, императоров, полководцев. Как известно, комет на протяжении истории человечества было немало, и по поводу каждой из них современники могли указать то или иное политическое событие, причину которого сваливали на комету. Диодор Сицилийский, например, сообщает, что «незадолго до разрушения городов Гелиса и Буры видели в продолжение нескольких ночей сряду огненный свет, который назвали воспламененным столбом» (Диодор Сицилийский, кн. XV). Писатель Сократ говорит, что в 400 г. комета, имевшая форму меча, появилась над Константинополем в то самое время, когда этому городу грозило великое бедствие. В июле 1264 г. появилась блестящая комета, котоаря исчезла в самый день смерти папы Урбана IV, то есть 3 октября. Это совпадение вызвало множество толков. Комета 1556 г. знаменита в истории отречением короля Карла V (1500-1558). Комет боялись. Известно, что патриарх Никон грозил кометой царю Алексею Михайловичу, когда их отношения обострились. «Да разметет Господь Бог вас божественною метлою, иже является во дни многи» – так говорил патриарх Никон в одну из ночей 1664 г., когда над Московой стояла комета.
Таинственная природа комет была разгадана русским астрономом Ф.А.Бредихиным (1831-1904). Он доказал, что кометы – это тела Солнечной системы с периодами обращения вокруг Солнца от 3,3 года (комета Энке-Баклунда) до многих тысяч лет. Размеры кометы огромны (хвосты некоторых комет имели в длину сотни миллионов километров), но массы их малы и почти полностью сосредоточены в ядрах с поперечником от 0,5 до нескольких десятков километров.
Природа комет представляет собой загадку для современной науки. Несмотря на обилие данных и исследований, кометы остаются наиболее загадочными элементами Солнечной системы. Эти обледеневшие маленькие небесные тела обращаются вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам, в отличие от планет, орбиты которых близки к окружностям. Некоторые кометы возвращаются к Земле лишь раз в несколько тысяч лет: комета с самой вытянутой орбитой – это комета Когоутека, ее время обращения – 75 тысяч лет. Кометы считаются «мятежными членами» Солнечной системы, поскольку они обращаются вокруг Солнца в нескольких различных плоскостях и движутся в направлении, обратном движению планет, то есть по часовой стрелке.
Вначале думали, что кометы, как и астероиды, представляют собой обломки взорвавшейся планеты. Но затем наука пошла по пути построения все более сложных теорий, основывающихся на предположении, что кометы – это остатки от построения Солнечной системы. Согласно учебникам, кометы каким-то образом ускользнули от полей гравитации формировавшихся планет, и образовали в глубине космоса, за планетой Плутон, скопления, именуемые Облаком Оорта (Облако Оорта было названо по имени открывшего его голландского астронома Яна Оорта (1950 год). «Накопившись» в резервуаре Облака Оорта, некоторые из комет по непонятным причинам «иногда начинают обращаться по траекториям, уходящим в глубину Солнечной системы».
Один из немногих свободно мыслящих современных астрономов – Том Ван Фландерн – недавно подверг сомнению «некоторые малоправдоподобные аспекты ортодоксальных теорий» комет, и в особенности – «сомнительную гипотезу Оорта». Ван Фландерн пересматривает основные положения господствующей науки, которая не в состоянии объяснить, почему орбиты некоторых комет удаляются от Солнца в тысячу раз дальше, чем Плутон, и почему они обращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении – по часовой стрелке. Нынешние теории не объясняют также сколько-нибудь основательно, как могло образоваться такое невероятное явление, как Облако Оорта.
Ван Фландерн рассматривает единственную возможную альтернативу гипотезе Оорта об облаке – взрыв планеты – и доказывает при помощи математического моделирования, что все кометы имели общее исходное происхождение. В заключение он пишет: «Кометы возникли в результате энергетического взрыва тела, вращавшегося вокруг Солнца в нынешнем местоположении Пояса Астероидов или вблизи от него…».
Именно так это описывается в вавилонском эпосе о сотворении мира «Энума Элиш» – тексте 4000-летней давности. В эпосе рассказывается о сражении бога Мардука с богиней Тиамат и победе Мардука. Как отмечал Закария Ситчин, направление движения планеты Мардук было противоположно движению планет по их орбитам. Во время первого прохождения Мардука спутники Тиамат «были сломлены» и множество малых планетарных тел (богов) были ударом отброшены на другие орбиты, «повернулись спинами», чтобы двигаться далее по направлению часовой стрелки, как двигался сам Мардук.