К

 

КОНУС

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_konus.jpgКонус символизирует солнце.
Шляпа конической формы встречалась в древнем мире, и считалась символом просвещения и мудрости. На сегодняшний день она обычно ассоциируется со шляпой волшебника или ведьмы.

КОПЬЕ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_kopio.jpgСогласно скандинавским мифам, Один девять суток висел на ветке Мирового Дерева и пронзил себя в бок священным копьем Гунгнир

КОРАБЛЬ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_korabl.jpgКорабль – символ Земли, плывущей в безграничном океане Космоса. Это символ жилища, организованного для жизни в экстремальных условиях, в открытой стихии. Корабль является миром в себе, одновременно цельным и отграниченным. Это странник в космосе, в стихии.
По верованиям народов Двуречья, модель лодки или корабля, положенная в гробницу, должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.
Корабли мертвых с алтарем умершего посредине существовали в Египте как жертвенные корабли. В Италии они символически изготовлялись из бронзы и имели многочисленные фигурки зверей на борту, т. е. представляли собой своего рода Ноев ковчег.
Это водное транспортное средство, призванное облегчить переход души усопшего из мира людей в мир посмертного существования, неразрывно связано с восприятием загробного мира как места, отделенного от этого света преградой в виде реки мертвых (например, Стикс) или даже мирового Океана, что возвращает нас к символическому, широко распространенному представлению, что крупные водные преграды есть границы обитаемого мира, непреодолимые для живых.
С этим поверьем мы сталкиваемся также на тихоокеанском побережье Северной Америки у индейцов-хайда. Когда мужчина из племени хайда находится при смерти, он видит каноэ, на веслах которого сидят его умершие друзья. Оно приплывает вместе с приливом, чтобы передать ему привет из страны духов. «Иди с нами, - говорят друзья, - вот-вот начнется отлив, и мы должны уходить».
Со времен древности у всех народов приморских стран эмблема корабля означала достижение цели. Так, до сих пор даже у вполне «сухопутных» людей существует пожелание «Счастливого плавания!» или «Семь футов под килем» всем, кому предстоит одолеть нелегкий путь, или тем, в чьей судьбе ожидается крутой поворот.
В западноевропейской традиции элементы структуры церковного здания так же являются архитектурным воплощением Ноева ковчега, спасительным для любого христианина. Внутренние продольные части храма носят название «неф», т. е. «судно». Сосуд для сжигания ладана (кадило), начиная с IX века, делают в форме ладьи и называют «кораблик для ладана».
Корабль в древних вавилонских ритуалах был символом Луны. В праздник нового года по Ефрату плавал священный «корабль процессий». Он был похож на лунный корабль, плывущий по Млечному пути. Нос этого лунного корабля был украшен змеиной головой, которая в Египте и других местах являлась древнейшим символом Луны. Вавилонский «корабль процессий», украшенный золотом и драгоценными камнями, по сведениям клинописных текстов, так «сверкал на солнце, как звезда на небе».
В Древнем Египте наибольшей популярностью пользовался образ Солнца, плывущего в ладье по небу, представлявшемуся голубой рекой или озером, которое является продолжением моря или Нила. Точнее говоря, бог Солнца имел две разных ладьи: одну – Манджет – днем, а другую – Месектет или Мезе(н)хтет – ночью
Великий Ра – владыка всего сущего плавает в священной Ладье Вечности. По утрам Нут покидает Геба, принимает облик небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой, как жук-скарабей (греч.; египт. хеперер) катит свой шар, и, достигнув зенита, передает диск великому Ра. Владыка всего сущего берет Солнце и в своей священной Ладье Вечности везет его через небесную реку – по животу Нут.
По небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад; а ночью Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат, возвращалась с запада на восток, к месту восхода и воссияния Светила. В распоряжении солнечного бога две Ладьи: дневная – Манджет и ночная – Месктет.
Когда Сет-Сириус провозглашал на южном небе приближение вод Нила, по небу на восток, туда, откуда из сияющей пропасти выходило потом солнце, плыл узкий, ущебный серп луны, напоминающий таинственный корабль мертвых. Этот корабль исчезал там же, на востоке.
Через три дня или на третий день на западе вечернего неба появлялся новый лунный серп. Это, без сомнения, был новый корабль.
Древние славяне вышивали образ Даждьбога – солнечного бога на парусах кораблей, отправлявшихся в дальние плавания. Каждое утро из своего дворца на светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями, выезжает Даждьбог и совершает круговой объезд по Небу.
Посвящение в Друидические Мистерии во время полночной церемонии достигалось через стеклянную лодку, называемую Cwrwg Gwydrin. Эта лодка символизирует луну, которая, проплывая через воды вечности, защищает семена живых созданий внутри лодкообразного полумесяца. Высшим испытанием при посвящении было отправление человека в лодке в открытое море. Проходя это испытание, многие лишались жизни. Те немногие, которые проходили его, считались «возрожденными к жизни», и им доверялись секретные истины, которые жрецы Друидов сохранили с древних времен. Из этих инициированных вышли многие знатные представители британского религиозного и политического мира. Лодки мертвых распространены на всем пространстве от Северной Европы до Африки и от Средиземного моря до южной части Тихого океана. Это копия лунного серпа, который плывет по небесному океану на восток – навстречу Солнцу. Там, в сияющей и сверкающей стране Солнца, исчезает небесная ладья. Там находится иной мир. 10 Пик – карта потерь, и зачастую это необратимая потеря (например, человек умер, а если жив, то просто навсегда или очень надолго ушел из жизни Вопрошающего, и прошлые отношения и эмоции больше не вернуть никакими силами).
Погребальная процессия в Древнем Египте начиналась на восточном берегу Нила, где саркофаг с мумией ставили в плоскодонную лодку, имевшую посередине балдахин и очень щедро украшенную цветами. С обеих сторон гроба сидели с обнаженной грудью супруга и дочь умершего, в то время как жрец мертвых с наброшенной на шею шкурой леопарда разжигал над мумией благовония. Перед лодкой с мумией шла еще небольшая лодка с каким-нибудь родственником мужского пола, который через сверкающие белыми отблесками воды реки громко кричал рулевому: «Поверни к Западу, к земле правых. Женщины на лодке льют потоки слез. С миром к Западу. Ты, бесценный, приди к миру. Когда день станет вечностью, тогда мы снова увидим тебя. Видишь, ты идешь в страну, которая перемешает всех людей.
В зависимости от положения и числа родственников умершего, в переправе принимало участие разное число лодок.
Древние египтяне считали, что по небу плавают два корабля: дневная и начная барка. Ночная барка шла с запада на восток, так же как и убывающий серп луны, который в конце месяца исчезает на востоке – там, где утром восходит солнце. Дневная барка совершала обратный путь с востока на запад, так же как солнце, луна и звезды, ежедневно появляющиеся на небе.
Два лунных серпа, которые появляются то справа, то слева от солнца, символизируют смерть и воскресение. Египтяне изображали солнечный диск всегда между двумя рогами, двумя змеями или двумя ладьями, то есть между двумя лунными серпами. Оба серпа перемещаются в суточном движении звезд с востока на запад, а в течение месяца – с запада на восток.
Египтяне считали луну «солнечным кораблем» потому, что «небесные корабли» всегда появлялись вблизи солнца. «Ночная ладья» проплывает перед восходом солнца прямо около него, «дневная ладья», в свою очередь, видна вечером у солнца. В текстах пирамид встречаются обе солнечные ладьи – «сверкающие золотом барки длиной в 770 локтей». Ладья «захода», корабль мертвых, ущербный серп луны называлась «Манецет». Она направляется в сверкающий потусторонний мир и плывет перед солнцем или за ним. В ней по утрам появляется невредимый солнечный бог. Вечерняя ладья, или «Месектет», наоборот, - «корабль восхода», полная луна.
Гаванью «солнечных кораблей» в египетской религии был потусторонний мир - место около солнца, где исчезала одна ладья и появлялась другая. Сверкающее под лучами солнца наиболее светлое место – потусторонний мир – место вечного покоя мертвых, вечного сна у Осириса обязательно утопало в сверкающих лучах солнца. Небесный потусторонний мир лежал в солнечном золотом венце, а не в темном подземном царстве, как это утверждало созданное позднее религиозное учение. Потусторонний мир был миром тишины и молчания. Даже сегодня многие южные племена еще сажают своих покойников в лодки, а потом выпускают в море. На вопрос, куда эта лодка идет, они дают ответ, известный древним египтянам: «К солнцу».
Лодки жители заболоченного низовья Ефрата делали из тростника и смолы. Та же самая ладья из серебра лежала в гробнице А-бар-ги. Грабители похитили все, кроме этих лодок. По-видимому, они считались священными и неприкосновенными. Эти лодки подобны тем, какие нашли рядом с могилами фараонов на Ниле, хотя там они были намного больше, а иногда и богаче. На таких лодках царь и его придворные отправлялись на тот свет.
При дорожных работах, связанных с раскопками усыпальниц членов царской семьи, во множестве окружающих пирамиду Хеопса, египетский инженер Кмаль-эль-Маллах натолкнулся на массивные плиты из известняка. Они лежли сложенными в два ряда, протянувшись в дину почти на 40 метров. Египтологи пробили в одном из блоков отверстие размером с голову человека, чтобы посмотреть, что скрывается под ним. Поднять хотя бы один блок было просто невозможно, ибо каждый из них имел 4 метра в длины и 2 метра в ширину. Из проделанного отверстия пошел теплый воздух, и присутствующие ощутили аромат ладана и дерева сикимора. Поспешно просверлили второе отверстие и приложили зеркало. Отраженный луч выхватил из глубин контуры большой лодки. В конце 1954 года в присутствии восьми известных египтологов с восточной подземной камеры сняли один из 20-тонных блоков. И действительно, появилась лодка тридцатиметровой длины и трехметровой ширины. Это была барка с пятиметровыми веслами. Разумеется, она пришла в негодность за четыре с половиной тысячи лет, но ее внешний облик можно было легко восстановить. В некоторых пирамидах ранее уже встречались подобные барки, но все они были ограблены. Барка же Хеопса оказалась нетронутой, вероятно, благодаря необычайно тяжелым блокам, закрывавшим камеру.
Для возврата духа-хранителя больному человеку шаманы делают групповые путешествия в Нижний Мир, для которого они создают «духовную лодку» или «духовное каноэ». Ко входу в Нижний Мир можно спуститься по реке духов.
Использование духовной лодки для шаманского путешествия встречается в Сибири, Малайзии, Индонезии, где связано с «ладьей мертвых». Часто духовные каноэ имеют форму змеи, как, например, в Австралии. В других местах используются иные формы.
В назначенную ночь шаманы создавали два «воображаемых» каноэ, становясь двумя параллельными рядами внутри большого дома. Рядом с каждым шаманом находилась его магическая кедровая доска, врытая в земляной вал. Каждая доска была украшена изображениями того, что ее обладатель видел в своем первом духовном каноэ. Кроме того, у каждого шамана был шест, которым он толкал каноэ или греб. Шаман, сидящий на носу каноэ, считался ведущим, а сидящий на корме – рулевым.
В сопровождении трещоток, барабанов и пения шаманы «проваливались» сквозь землю, «плывя» в духовной лодке, имеющей силу «причаливать в воде», где бы они ни путешествовали. Каждый шаман, находившийся в духовном каноэ, пел песню своего хранителя. Зрители сидели вдоль стен, присоединяясь к пению, чтобы помочь шаманам.
Путешествуя в духовном каноэ иногда в течение 5-6 дней, шаманя днем спали, а по вечерам толкали каноэ с того места, где они остановились на рассвете. Чаще всего путешествие продолжалось две ночи. Первая ночь была путешествием в страну духов, а вторая – возвращением оттуда. Шаманы начинали обратный путь, как только становились обладателями духа-хранителя исцеляемого. После того, как дух-хранитель был возвращен пациенту, он вставал и плясал.
Корабль – это духовное средство, тело, прогресс. Корабль служит символом жизненного путешествия. Корабль связан с духовным удовлетворением, досугом или выигрышем. Корабль – это посредник, переносящий нас из одного места в другое, причем часто в переносном смысле – через эмоциональное море. Если корабль построен надежно, он обеспечит нам поддержку и помощь, но если же он хрупкий и вот-вот рассыпется, то вряд ли можно рассчитывать на чью-нибудь помощь в наших начинаниях.
По японскому обычаю, в дни празднования Нового года, вечером второго дня, было принято класть под подушку бумажную картинку с изображением семи богов счастья, сидящих в лодке. Эти семь богов выбраны из пантеона китайских, японских и индийских богов.
Корабль – символ христианской Церкви.
Корабль – это спасительное средство во время Всемирного Потопа (в Библии оно называется «ковчег», то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне).
Парусник – символ устремленности к новым берегам, к неизведанному, а поэтому – воли и романтики:
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой».
  М. Лермонтов