КРУГ
Первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства.
Круг – лицевая сторона талисмана Солнца.
Розами в готическом искусстве назывались розетки в виде мозаики, укравшавшие фасады трансептов и главный вход соборов. Одна из роз, северная, черная, никогда не освещалась солнцем. Другая, южная, белая сверкала в лучах полуденного солнца; последняя, красная, освещалась зарей заката, находилась над главным входом в собор и называлась Rota, колесо. Роза изображает действие огня и его продолжительность. Эмблема синтеза.
Круг мог изображаться как символ змеи, кусающей себя за хвост.
Как бесконечная линия, символизирует время в вечности. Идея круга проявлялась в календарях, связанных с солнцеворотом. Календарь природы строится на том, что каждая дата, отмеченная на круге, обозначает поворот погоды.
Как макрокосмический знак образует круг Зодиака.
Противоположность квадрату (круг представляет собой небо в противоположность квадрату земли). Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
Символический прообраз круга во всех культурах – солнечный диск. К примеру, обряд приготовления блинов во время Масленицы у славян олицетворял Солнце.
Круг в янтрах – тантрических диаграммах для медитаций служит символом целостности и полноты.
Задолго до того, как этот символ перешел к солнечным богам, он считался символом Луны. Каменные круги на Оркнейских островах в Шотландии до сих пор называют Храмами Луны. Древнегреческий инструмент для гадания был известен как Круг Гекаты – золотой шар с сапфиром в центре, висел на ремне из воловьей кожи. Колесо. Хотя колесо и считалось символом Солнца, иногда оно представляло и Луну – Серебряное Колесо Арианрод или Гребное Колесо.
Все возвращается на круги своя, к своим истокам. Это конец, за которым идет другое начало, т.к. круг не имеет ни начала, ни конца. Бесконечность круга – символ того, что нет смерти, а есть повторение жизни на новом витке развития.
Круг – символ Вселенной и вечного движения небесных сфер.
Круг в понимании масонов – конец всех фигур, в нем заключена тайна творения.
Круг – символ женских половых органов.
Согласно представлениям африканских мифов, человек не выходит за пределы постоянного циклического движения, он рождается, живет и умирает, объединяя при этом два полюса – живых и мертвых. Смерть дает надежду на возрождение, которое происходит в ходе непрерывного циклического процесса смены поколений, начиная с первого предка данного рода.
Круг – это по сути своей многогранник с неопределенным количеством граней. Круг символизирует вечность, дух, завершенность. Круг – это символ Бога, совершенства, бесконечной любви и сверхсознания.
В древних традициях круг являлся символом мира, солнца, надежды и счастья. Окружность означала небо, ее части (дуги) – Луну. Ноль, этот чудесный символ нашей математики, пришел к нам в средние века через мусульман, а ведь это – не что иное, как окружность, обрисовывающая пустоту, ничто.
Кочевники, что перемещались в предгорьях Альп, между Баварией, Бургундией и Провансом, понимали под окружностью требование двигаться дальше, перемещаться в другие местности. Знатоки усматривают в этом знаке символ вечного движения, постоянных перемещений кочевников. Они бесконечны, или, другими словами, кончаются на том же месте, с которого начались. Символ движения по кругу.
В гадании на чае круг обычно означает деньги. Чем больше круг, тем больше денег. Также круг означает успех после многих неудачных попыток и тяжелого труда.
Вселенную монголы представляли как круг, причем не только в пространственных измерениях, но и во времени. Все в мире находится в циклическом движении: ежедневный путь Солнца, смена времен года, цикл существования всех живых духов, раз за разом возвращающихся на Землю для новой жизни. Круг делится на четыре части осями четырех направлений, или сторон света, а ось, проходящая через его центр, направляется через Отца-Небо в Верхний Мир и через Мать-Землю в Нижний Мир. На эту схему накладывается образ Вселенной, таким, каким он предстает в шаманских путешествиях. В этих путешествиях шаман может подняться по «дереву мира», или полететь в Верхний Мир, или спуститься по реке духов ко входу в Нижний Мир, находящемуся на севере, или просто найти туннель в земле, по которому можно спуститься вниз.
От двух энергетических каналов нади, лунного (ида) и солнечного (пингала) расходятся в разные стороны круги, и точки их пересечения называются чакрами. Чакры – это энергетические водовороты, где энергия движется против часовой стрелки. Чакрой (Chakra, санскр. – круг, диск) называется орган астрального или эфироного тела человека, преобразователя жизненной энергии.
В символике чакр круг символизирует пустоту (шуньяту).
В Бразилии сакральный круг обозначают цепочкой или шнуром.
Круглый стол рыцарей короля Артура. Из книги Дженнингса «Розенкрейцеры. Их обряды и тайны». Согласно фольклорно-исторической традиции, Артур взошел на британский престол в 516 г. и вскоре после коронования учредил рыцарский орден Круглого стола. Из множества рыцарей, стекавшихся в Каэрлеон, столицу артуровской Британии, король отобрал 24 рыцаря – знатнейших, храбрейших и превосходящих остальных добродетелями. По легенде, каждый из избранных был столь велик в благородстве, доблести и силе, что никто из них не мог занимать более высокое, по сравнению с другими, место за столом. Поэтому было решено проводить собрания членов ордена за круглым столом – в этом случае все рыцари оказывались равными друг другу и ни у кого не могло возникнуть претензий.
В буддизме единство внутреннего и внешнего миров, передающее сознание в его непрерывности становления, символизируется тремя кругами. Первый круг – демон держит в своей пасти 12 изначальных первопричин. Во внутреннем круге сцепились курица, змея и свинья – сладострастие, гнев и омраченность. Средний круг вмещает картины шести категорий: царство людей, царство богов, царство демонов, царство животных, царство ада, царство страдающих духов.
Круг с точкой посередине в астрологии обозначает Солнце, в алхимии – золото, у розенкрейцеров – императорскую власть, которая в центре несет творческое начало, дающее смысл всему окружению. (Котельниковы) В Египте круг с точкой в центре был символом человека.
Ковчег Завета предположительно находился в центре Храма Соломона, в месте, известном как Sanctum Sanctorum (Святая Святых (лат.). Сэр Исаак Ньютон связывал его с вечным огнем света, распространяющимся кругами и в то же время возвращающимся к священному центру. «Согласно этой идее, точка в круге была символом света в древнем Египте. В ритуале масонской ложи существует сходный диалог, происходящий между магистром и его смотрителями, который касается утраченных тайн. Магистр задает вопрос: «Как вы надеетесь найти их?» Ответ: «По центру». Вопрос: «Что есть центр?» Ответ: «Точка в круге, от которой равноудалена любая часть окружности» Точка в круге – главнейший из всех масонских символов».
Точка в центре круга была символом солнца с древнейших времен, и некоторые полагают, что точка – это солнце в центре солнечной системы.
Если вы возьмете палку с прикрепленной к ней веревкой, то сможете начертить на земле идеальный круг. Так начинается наша священная геометрическая фигура, великолепный союз эзотерического и экзотерического. Если смотреть сверху, палка будет выглядеть как точка в центре круга, которая напоминает коническую шляпу. Шляпа такой формы встречалась в древнем мире, и считалась символом просвещения и мудрости. На сегодняшний день она обычно ассоциируется со шляпой волшебника или ведьмы.
Точка может также представлять внутреннее солнце или внутреннее просвещение. Она иногда рассматривается как центр всех вещей, собирающий всеобщность в сингулярность, что-то вроде черной дыры, которая притягивает всю материю, а в нашем случае – знание. Это место, обладающее энергией, необходимой для творческой искры, подобно структуре атома, в которой отражена наша солнечная система. Точка пребывает в пустом пространстве, из которого (как верили древние) возникли все мысли. Эта внутренняя идея самости, божественности, всеобщего знания, отражена в точке, которую индуисты ставят на лбу, это точка в центре истинного Храма. Этот символ представляет огромное количество идеальных предметов.
Круг с вписанным в него перевернутым треугольником в символике чакр означает шакти (творчество и проявление).
Круг, в который вписаны два пересекающихся квадрата – символ изображения второго пространства. Познать первое, вмещающее в себя деканы, нам представляется возможность только по аналогии со вторым. Впрочем, в любом случае есть закономерность: пространство превосходит все, что вмещает в себя или творит в себе. Проявленное второе пространство жизнедательно. Но его непроявленное наличие настолько превосходит организационный момент солнечной системы и зодиакальных созвездий, что угрожает их самостоятельному существованию. Вот почему имя второго пространства NUT – богиня, убивающая разум Вселенной.
Современный рисунок, сделанный художником племени Хопи, наводит на мысль о мандалообразном опыте с Туннелем в путешествии шамана в Нижний Мир. Концентрические круги мандалы схожи с ребристыми стенами Туннеля, и медитация на мандалу может вызвать ощущение, подобные испытываемым при входе в Туннель. В тибетском буддизме, находящемся под сильным влиянием шаманизма, мандала имеет вид круга, в центре подобного Туннелю, чтобы служить местом входа в миры богов и духов, изображенных вокруг него. Концентрический узор олицетворяет отверстие, через которое шаман проникает «по ту сторону», в Нижний Мир или на Небо. Маски эскимосских шаманов имеют вид концентрических кругов, исходящих из пустоты в центре. С помощью темноты и барабанного боя шаман концентрируется на мандале, двигаясь прямо в Туннель, а затем по ту сторону. Концентрические кольца света и темноты открываются вокруг шамана, и возникает ощущение, что не столько он двигается вдоль туннеля, сколько сам туннель – вдоль него.
Секторы круга символизируют фазы Луны.
Евреи в средние века обязаны были носить на одежде с левой стороны, около сердца, желтый круг.
Ноль или круг соответствует божественной полусфере или абсолюту. Круг – символ божественного мира.
Колесо – символ изменчивости счастья, непременный атрибут античной богини Фортуны.
Колесо – символ Солнца, бега времени по определенной колее. Движущееся колесо – знак динамизации жизни. Колесо – символ непрерывного движения и постоянных перемен, образ катящегося по небу солнца, не знающего ни устали, ни покоя. Это круглый символ перемен, колесо приводится в движение божественными силами, никто не вращает его, вечное движение колеса неуправляемо. Колесо – это цикличность, сменяемость чего-либо с определенной периодичностью, по правилам, оно может вращаться быстрее или медленнее, и поэтому оно – символ хода времени.
Колесо символизирует управляющие нами ритмы, эволюцию мира, вечное возобновление. Это круговорот вселенной: добро поднимается вместо зла, день сменяет ночь, жизнь сменяется смертью. Колесо – знак Солнца, обладающий также семантикой круга. Спицы колеса придают этому знаку смысл вращения, движения, в том числе движения Солнца (ср. ритуал скатывания с горы горящих колес – эмблем солнца). В Библии горящие колеса с глазами и крыльями – херувимы. Книга пророка Даниила говорит о пылающих колесах вокруг головы Бога: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело как снег, волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь» (Дан., 7 : 9).
Солнце также олицетворяется колесницей – колесницей солнечного бога или громовержца (Тор, индийские Индра и Сурья, Перун и т. д.), в христианстве – колесницей Ильи-пророка.
Кроме того, колесо в символической форме олицетворяет течение жизни, как отдельного человека, так и человеческих обществ (ср. выражения «колесо будет вращаться», «повернуть колесо истории»).
В азиатской традиции колесо – эмблема круговорота рождений, колесо Сансары, буддийское «колесо учения», а также символ космического порядка; ср. замечание В. Мюллера: «Иран является классической страной колесного города с математически точным круговым контуром… сообразно иранскому представлению о расширенной, круглой, жестко ограниченной земле, которая делится на шесть каршваров (секторов), расположенных вокруг центрального, седьмого каршвара как «лучистого, звучного колеса». Ступицу, спицы и обод имеет также иранская метрополия». У китайцев колесо Закона – одна из эмблем удачи, иллюстрирующая бегство от иллюзий к «центру».
В европейском искусстве средневековья часто изображается «колесо жизни», которое поднимает человека и может снова его опустить, или «колесо счастья», которое никогда не останавливается. Богиня счастья и удачи Фортуна чаще всего изображалась стоящей на шаре или на колесе, которое толковалось как знак непостоянства, переменчивости судьбы (отсюда выражение «колесо Фортуны»). Известны изображения колеса Фортуны с четырьмя венценосцами подле него: первый держится за колесо – это значит: «Я буду царствовать», второй сидит на вершине колеса – «Я царствую», третий падает с колеса – «Я царствовал», четвертый лежит под колесом – «Я отцарствовал». С символикой колеса счастья и колеса Фортуны связан образ одной из карт Таро.
Известны колеса-кресты (колесные кресты) с крестообразными спицами, в которых явлен образ Христа. Эти колеса символизировали господство Христа над землей. Колесо, вращавшееся посолонь, называли колесом добра, а то, которое вращалось противосолонь, - колесом зла.
Колесо Судьбы – популярный средневековый сюжет, знак переменчивой судьбы, неизбежности происходящего и безвозвратности уходящего. Колесо Судьбы отождествляется с Колесом Жизни тибетского буддизма, идея которого также основана на представлении и последовательных и эволюционирующих существованиях человека. Колесо представляет собой Зодиак, оно соответствует миру. Его середина – это неподвижный центр, а сам круг – исходящее от него проявление. Мандала, оружие медитации у тибетских буддистов, имеет форму колеса, изображающего космос, ту же форму имеет восточная Сансара и Рота каббалистов. (по Зайченко)
Колесо с шестью спицами – знак бога Перуна.
Колесо с восемью спицами, Колесо Закона, Дхарма чакра – главный символ буддизма. По буддийскому учению, Колесо Дхармы может остановиться, и тогда наступит конец мира и жизни. Для продолжения жизни должен явиться святой человек, который повернет колесо. Таким человеком 2500 лет назад стал Будда Шакьямуни. )
Колесо с шестнадцатью спицами – эмблема цыганского народа.
Колесо Сансары – индийский символ чар видимого мира. Попадая под эти чары, душа оказывается в бесконечной череде перевоплощений, своими поступками создавая карму.
ROTA – алхимический символ времени, необходимый для выплавки материи философского камня, символ самой этой плавки.
Существовали колеса-кресты, где изображение Христа было в виде спиц внутри колеса. Колесо, которое вращалось против солнца означало колесо зла, а то, которое вращалось по солнцу – колесо добра.
«Календарное колесо». Мудрецы майя заметили, что можно совместить религиозный календарь из 260 дней и астрономический из 365, поскольку 73 «цолькина» (260 х 73) дают то же число дней, что и 52 «хааба» (365 х 52), или 18 980 дней. Нужн было, чтобы истек этот период, для того чтобы соответствие между определенным днем «цолькина» и определенным днем в одним из месяцев «хааб» повторилось. Как называли этот период сами майя – неизвестно, но историки, исследователи культуры майя, назвали его «календарным колесом». Майя и другие мезоамериканские народы, в том числе и ацтеки, придавали этому циклу большое значение, полагая, что в конце его может наступить «конец света». Из дошедших до нас источников известно, что в последние пять дней этого цикла ацтеки держали детей и беременных женщин взаперти, все огни гасились, всю без исключения домашнюю посуду полагалось разбить, все дители собирались на холмах. И как только Плеяды достигаил зенита, верховный жрец зажигал новый огонь. Вслед за этим огни вспыхивали по всей стране, начиналось празднование нового цикла.
Символ замкнутости, возвращения.
Колесо прялки, из которой древнеславянская богиня Мокошь прядет нить людских и божьих судеб. Она восседает на колесе в образе грозного льва. По сторонам колеса – Доля и Недоля, младшие пряхи. Доля – богиня удачи, а Недоля – богиня несчастья и злой судьбы. Доля родилась из правой руки богини Мокоши, а Недоля – из левой. Они помогают матери формировать нить судьбы, переплетая ее причудливыми узорами. Когда Мокошь прядет свои нити, либо Доля принимает их из ее рук, либо Недоля. Так каждое дело завершается либо удачей, либо провалом.
Образы древнеславянских Мокоши, Доли и Недоли схожи с образом трех Мойр, сидящих в темной пещере, скрытой от людских глаз, за золотым колесом прялки. Первая, самая юная, прядет золотую нить. Вторая, красивая женщина средних лет, отмеряет длину нити руками. Третья, уже пожилая, держит в руках большие ножницы. Три возраста, которые представляют Мойры, отражают три фазы Луны и три этапа жизни человека: первая четверть или молодой полумесяц – юность, полнолуние – зрелость, и последняя четверть – старость. Нить, которую Мойры прядут, отмеряют и отрезают, ассоциируется с плетением. Формированием в чреве матери тканей тела ребенка, что предполагает связь судьбы человека с наследственностью и с самим его телом.
Колесо символизирует бесконечное круговращение мира: одна часть уходит в Навь, принимая иные и совершенно неузнаваемые нами формы, другая же, возвращаясь оттуда, становится Явью. (Иодко)Символический образ колеса представляет вечное движение вселенной и круговращение человеческой жизни. Это олицетворение идеи о неподвижности в подвижном, приводящая к мысли о фатализме и отрицанию случайностей. В самой центральной точке Колеса в некоторых колодах Таро изображено сердце – символ собственного «Я», которое является постоянным среди вечного движения и смены циклов.
Колесо жизни и смерти, по которому души взбираются вверх и снова спускаются вниз, обретая земную форму. Это Инь и Янь в китайской метафизике. Это циклическое круговращение наших жизней – Колесо Сансары в метафизике индуизма и буддизма. Оно же – великое Колесо Времени (Калачакра в Тантре), означающее конец одного временного цикла и растворение всех явлений, появляющихся затем в иной форме.
Архетип «Колесо» сформировался предположительно в эпоху раннего металла под влиянием солярного культа, поэтому он является как-бы дочерним от архетипа «Солнце».
Колесо символизирует жизненный цикл в его космическом выражении. Центр изображает наш мир, когда он был еще только мыслью или идеей. Внутренний обод колеса символизирует создание мира. Внешний – это материализовавшийся мир. Спицы колеса – это средство передачи вселенской энергии в материальный мир.
При гадании на чае колесо означает, что работая много, Вопрошающий добьется желаемого. Если колесо расположено у края чашки, то ожидается повышение зарплаты или получение дивидендов.
Колдуны классической древности распинали птичку вертишейку на колесе и считали, что, покорачивая это колесо, они поворачивают средца влюбленных.
Астральное движение совершается по кругу. Всякое магнетическое испускание, не встречающее своего «медиума», с силой возвращается к своей точке отправления.
Магический круг. Чтобы связаться с духами мертвых или духами низшего уровня мира лоа, колдун должен нарисовать круг вокруг места контакта, который имеет диаметр, по крайней мере, 1 метр, и изобразить символы воды, огня, земли, воздуха и эфира в правильных позициях вокруг круга. В центре круга должен быть изображен символ лоа мертвых Геде.
Через несколько дней после «смерти», чтобы «оживить» зомби cadaver , его тело быть помещено внутри круга, изображенного смесью из крови козла, кладбищенской пыли и тела особой ядовитой тропической рыбы.
КРЫЛЬЯ
У Друидов были храмы в форме крыльев, что символизировало полет Божественного Духа.
Среди девяти миров-сфер, на которые Дроттары, руководившие нордическими Мистериями Одина, подразделяли Вселенную, шестым был Вана-хейм – Мир Крыльев, расположенный на западе.
В древнеегипетском символическом изображении знака Стрельца – существа с туловищем животного, но торсом и головой человека, покорителя четырех стихий, стихия воздуха изображалась в виде крыла.
Бог Солнца Митра часто изображался с головой льва и двумя парами крыльев.
Раймунд Луллий писал, что каббала означает «крыло Божие».
Крылья Сфинкса символизируют полет мысли и вдохновение.
Вырий (Вирий, Ирий) – у восточных славян обетованная, теплая страна у моря. Туда долетают только души умерших. Она доступна птицам и змеям. Ключ от Вырия хранят птицы. Существовал магический обряд захоронения птичьего крыла, символизирующего ключ от Вырия.
Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце. Текст мифа высечен на стене храма Хора в Эдфу (I в. до н. э.).
На 363-м году земного царствования Ра-Хорахти солнечный бог пребывал в Нубии, и с ним было его бесстрашное войско. Никто из врагов Солнца не осмеливался напасть на Ладью великого бога и никто не злоумышлял против него, - с тех пор эти земли стали называться Уауат (игра слов: «уауа» - злоумышлять, Уауат – название области на севере Нубии).
А в Египте тем временем начался мятеж. Его подняли исчадия тьмы, недовольные правлением Ра. Об этом узнал Хор, сын Ра, покровитель города Бехдета.
Ра плыл в свой Ладье. (…) И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахти:
- Я вижу врагов, злоумышляющих против своего могучего владыки!
Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на исчадий мрака, так забушевал против них, что перебил все полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.
Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахти и его дочь Астарту (грециз.; египт. Аштартет), богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.
Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:
- Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо! (Игра слов: «джеб» - «наказывать», Эджбо (араб. Эдфу) – древнее название города Бехдет.)
Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле. Много еще осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах Хапи и оттуда, из засады, снова нападали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришел со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики. (…) Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.
После этой блистательной победы, уже второй по счету, Хор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджит как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал еще много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение – в номе Мерет. Хор Бехдетский произвел (там) великое избиение среди (воинства тьмы), и увел 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.
Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий – Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил свое копье в его голову и спину. Но злодей все-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошел в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.
После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахти велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта – как память о подвигах Хора.