З

ЗАПАД

Бог Осирис – владыка царства мертвых на западе. Почему на западе? Потому что там заходит солнце? Или потому, что там появляется новая луна, молодой месяц, новая ладья или золотой телец? Конечно, там, на западе, заходит солнце, луна и звезды, но там же и воскресает Осирис.


«На западе есть страна –
страна сна и тьмы…
спят они там в образе мумий
и никогда больше не проснутся…
(Из надгробной надписи середины III тысячелетия до н. э.)

 

Царские могилы Абидоса была расположены на западном берегу Нила. В Абидосе находилась могила одного из самых древних фараонов, которая через тысячу лет после появления первых царских погребений в Абидосе, стала называться могилой Осириса.
Через три дня или на третий день после того, как ущербный лунный серп исчез на востоке, на западе вечернего неба появлялся новый лунный серп.
Духи неба – тенгер, которые живут во всех четырех сторонах света и являются самыми могущественными из всех природных духов. Духи тенгер являются очень могущественными, и ими невозможно управлять, но шаман может призвать их для поддержки во время проведения своих ритуалов. Самым великим среди западных тенгер считается Улген, сын Отца-Неба и господин духов Верхнего Мира.
Властителем Запада в древнеиндийском эпосе выступает Варуна – главное божество в гимнах более позднего слоя «Ригвед». Варуна -  грозный судия и каратель людских грехов. Впоследствии он стал богом земных и атмосферных вод. Варуна – бог океана.
Священный круг – символ Вселенной - магическое колесо американских индейцев, ориентированное по четырем сторонам света. Чтобы войти в другой мир, мир шаманов, необходимо совершить путешествие-посвящение по Волшебному Кругу или четырем путям знания. Путь ягуара лежит на Запад. На этом пути человек избавляется от страха и встречается со смертью лицом к лицу.
Среди девяти миров-сфер, на которые Дроттары, руководившие нордическими Мистериями Одина, подразделяли Вселенную, шестым был Вана-хейм – Мир Крыльев, расположенный на западе.
В мандале запад изображается красного цвета.
Запад – традиционно сторона смерти, духов предков. Западу соответствует черный цвет, год Обезьяны. Также в Китае запад связывается с понятием гостя. В христианском храме это место изображения сцен Страшного суда, место пребывания дьявола. Отрекаясь от него во время крещения, смотрят на запад.
В древнебалийской рукописи «Туртур йукти каки милес» тело сравнивается с космосом, а западу соответствует почка, место Махадевы.
В древнеславянских мифах Хор, сын Стрибога – заплаканный юноша в мокрой одежде – бог западных дождевых ветров и туманов.
Западом управляет буква Тетраграмматона Вау.

ЗАРАТУШТРА (авест.)

Зороастр (др.-греч.), Зардушт (среднеиран.), в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма. Историчность З. достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают З. реальным лицом. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского), в 7— 6 вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты», автором которой считается З., позволяет отнести эпоху деятельности пророка к 12 —10 вв. до н. э. Согласно «Ясне», З. — сын Пурушаспы, четвёртого человека, выжавшего священный сок хаомы; по другим версиям, он происходит из восточноиранского рода Спитама. Первоначально З. выступал с проповедью на родине (в Восточном Иране или в Средней Азии), но не был признан своей «общиной»; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину (в «Гатах», приписываемых З., сохранилась молитва-сетование, обращенная к Ахурамазде, — «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране. По пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Уже в «Младшей Авесте» образ З. был подвергнут мифологической переработке: одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества («Яшт» XIII 88—89), другие — провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвященного в высшие истины человечества (в духе «Гат»: «Ясна» 17, 19, 27; «Яшты» V и XIX, «Денкарт»). Дух тьмы Ангро-Майнью пытался через дэва лжи Друга убить или искусить З. обещанием великой власти («Видевдат» 19, 4—6). Пророк отражал эти происки не только словом и атрибутами культа, но и камнями для пращи, «большими как дом». По «Младшей Авесте», З. просил содействия в насаждении новой веры у божеств древнеира некого пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно «Гаты» не содержат их упоминаний.

В поздних сочинениях «Денкарт» (VII 1, 14) и «Затспрам» (VI 14) образ З. полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил её в ствол древа жизни Хаомы, а через шесть тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла (см. Иранская мифология), З. призван был способствовать победе добра на земле, получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом дереве (см. Древо мировое), к людям имеет позднеиндоевропейские истоки : ср. Прометея, принёсшего людям огонь в стволе зонтичного дерева].

Главным в проповедях З. было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости (см. Аша Вахишта) в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра (ср. древнеиндийское учение кармайоги). Проповедуя зороастрийскую мораль — этическую триаду благих мыслей, благих слов и благих дел, — З. идеализировал также «праведную» хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни; согласно одной из «Гат», он ниспослан на землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. З. считался посредником между богом и людьми; «Авеста» — священное откровение Ахурамазды, которое З. передал своим ученикам. Последователям Ахурамазды З. обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал муками, расплавленным металлом и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал, что конец света наступит при жизни современного ему поколения: по «Младшей Авесте» гибель мира должна произойти через три тысячи лет, когда праведные будут спасены саошйантом — воплощением З.

Через греческое посредство образ З.— Зороастра стал достоянием европейской культуры. В эпоху эллинизма он породил множество вторичных синкретических мифов, которые сохраняли иногда архаичные иранские черты. Так, античный автор 1 — нач. 2 вв. Дион Хрисостом передал легенду о том, что З. в поисках истины удалился на уединённую гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но З. вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии божественной истины в огненной форме). Зороастру приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в средние века его считали магом и астрологом. Ф. Ницше вложил в уста З. мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).