З

ЗЕКУАТХА (от адыг. зекIуэ, «поход» и тхьэ, «бог»)

В адыгской мифологии бог — покровитель путешественников, всадников. По представлениям причерноморских адыгов (шапсугов), З. всё время куда-нибудь едет. По своим функциям близок к богу войны (перед выступлением в поход его просили об удаче, по возвращении оставляли для него часть добычи в заповедных рощах, в которых, как полагали адыги, он обитает).

ЗЕМЛЯ

Буквы иврита, которыми начертан тетраграмматон, означают «Яхве» – иудейское имя бога Иеговы – мужского монотеистического божества древних евреев. Буква «Е» в этом имени – элемент Земли, дающий нам чувственность и практичность.
Бык – астрологический символ знака Тельца, также являющийся изображением элемента Земли. Обычно он ассоциируется с мастью Монет-Пентаклей. Бык постоянен, надежен, вынослив и чувствен. Он невероятно терпелив и упорен, когда он трудится над достижением поставленной перед собой цели.
В древнеегипетском символическом изображении знака Стрельца –  существа с туловищем животного, но торсом и головой человека, покорителя четырех стихий, земля – в виде барки-опоры для передних ног, которые потом станут человеческими.
Исцелители-экзорцисты мбонго в своей борьбе против колдунов всегда обращались за помощью к предкам, самыми страшными среди которых были ндоки и манкунду. Магическим средством при этом служила горстка земли, взятая с могилы какого-нибудь предка и смешанная с волосами и кусочками ногтей клиента.
Предок Лебэ – представитель культа предков у догонов. Он связан с энергией земли, порождающей просо, основной продукт питания всех суданских народов.
В лагере, где проводятся обряды инициации – гражданской обязанности всех здоровых членов африканского общества обоего пола, новообращенные собираются под открытым небом вокруг горшка, на котором подвешено медное кольцо. Это – священное место, символизирующее пуп земли.
Земля – покровительница мертвых. Во власти многих божеств одновременно были как плодородие так и смерть (например, фригийский Мен).
Еще в Древнем Египте на днище и крышке саркофага изображалась богиня Нут, как бы обнимающая тело усопшего. Это было связано с культом Великой Матери – изначального вместилища жизни.
При сотворении первого Универсального Бессмертного человека-гермафродита, мужчины и женщины одновременно, земля была женским элементом, а вода – мужским. А из огня и эфира он получил дух.
Когда тело покойника зароют, провожающие садятся на могилу, едят и пьют водку. Затем, уходя, берут с собою ком земли с могилы. Вернувшись домой, открывают заслонку и смотрят в печь, а землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Все это делается, чтобы не опасаться призрака упокоившегося.
Тело человека из земли (с водой) сделано и в землю идет.
Чтобы избежать тоски по умершему, берут с его могилы щепоть земли и носят за пазухой.
Если муж распутен, то жена должна взять с какой-нибудь могилы щепоть земли, всыпать ее в напиток и дать выпить ему – распутство в нем замрет навсегда.
Цилиндр символизирует землю.
У алтайских народов символом земли служили рыба и человек.
Земля – символ плодовитости, радости. Это один из первоэлементов, планета, место покоя.
У древних славян Земля-мать была тотемом. Ее считали живой, священной. Сохранилось это в поговорках: «Весной грех землю бить – она беременна», «Грех землю бить – она ваша мать…», «Земля-кормилица».
У народов Алтая считалось, что земля-мать порождает Дерево-мать, давая ему семя, а то, в свою очередь, дает жизнь семье, человеку.
После Земля приобрела хтоническое значение как противоположность небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется…», «Разлука ты, разлука,/ Чужая сторона,/ Никто не приголубит,/ Лишь мать сыра земля…”, - поется в песне. Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительсикй суд и праведное наказание грешных. Говорили: “Как его земля носит?”
Силы земли магичны. Ведьмы катаются по земле для того, чтобы зарядиться энергией.
Целованием земли скрепляли клятвы. Есть землю – символ покорности и искренности. В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.
С землей связаны все земледельческие обряды. Известны праздники первой борозды, которую должен был делать самый уважаемый человек в деревне, а в государстве – царь… Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.
В морской символике берег, земля – это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.
У племени маори земля представлялась низменной природой и сравнивалась, отождествлялась с женщиной.
В китайских представлениях об устройстве мира Земля представлялась квадратной, небо – круглым.
В символике шиваистов земля, охваченная пламенем, - символ человеческого сердца, очищающего себя огнем и разрушением.
В орнаментах земля представлялась разными фигурами, но всегда – оплодотворенная зерном (точка в центре или перекрещенные линии).
Поле, степь. В русккой традиции открытое, чистое поле – опасное, гибельное пространство. Это пространство незащищенное, мужское, место битвы: с врагом или с природой. Степь ассоциируется с морем, она бескрайня.
Согласно историку культуры А. Дж. Тойнби, такие открытые пространства, как море и степь, бросают сообществу живущих там людей сильныв вызов, требующий максимальных усилий для выживания. Поэтому у кочевых народов не развивается цивилизация в таких масштабах, как у оседлых.
В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землей, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть – тело и стал богом.
Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он создал их Ка и знак жизни «анх» (Этот иероглиф, означающий «жизнь» был чрезвычайно популярен; даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с христианским крестом. Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии, но он является «звуковым» - передающим не понятие, а сочетание трех согласных «анх» («а» - только условная русская передача соответствующего египетского согласного), - затем творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст все сущее из своей собственной плоти – из земли.
Пуп земли в сказаниях якутов помещается в «серебряной середине» мира, на особом медном возвышении, в том месте, где не бывает горестей. Согласно алтайским мифам, «трижды острый» пуп земли находится в центре священной горы Сумеру (Махамеру), из него произрастает чудесный железный тополь. Кеты (енисейские остяки) верили, что пупу земли соответствует пуп неба – Полярная звезда. Его считали живым женским существом и в случае болезни приносили ему в жертву черную собаку. Для древних греков пуп земли находился в Дельфах. Существует легенда, что для точного обнаружения центра мира Зевс выпустил с востока и запада двух орлов. Они встретились в Дельфах, где был водружен священный омфалос – шарообразный священный камень.
Твердь земная – основа для зарождения Жизни на Земле. Без неё невозможно было бы появление на свет растений, животных и человека. В отличие от других стихий, Земля не содержит в себе ничего нечистого и враждебного людям. Напротив, земные духи всячески оберегают их, стараются помочь в тяжелых ситуациях. В свою очередь, и люди относятся к Земле с большим почтением, награждая её наивысшими хвалебными эпитетами.
Мать-Сыра-Земля – сама святость и чистота. Из её благодатных, богатых недр выходят целебные родники, колодцы и иные источники живительной влаги. Щедро одаривает она обильным урожаем хлебов, овощей и фруктов. А для увеличения силы плодородия Земли существуют специальные способы испрошения её милостей. Они довольно многочисленны и разнообразны.
Когда приходит пора сеять, в поле выводят под руки почетного старца, который с вечера сходил в баню и надел чистую рубаху. Он сам заранее назначает день, когда следует начинать сев, и, как говорят в народе, с его удачной легкой руки если не куль муки, то, во всяком случае, почин дорог. Идет такой старец по полю, непременно натощак, и разбрасывает по полосам зерна, приговаривая при этом: «Зароди на все души грешные, на всякого проходящего и заходящего, на калек и нищих, на братию имущую и неимущую». Некоторые засевальщики, сняв шапку, просят напоить «Мать-Сыру-Землю студеной росой, чтобы приняла она зерно, всколыхала его и возвратила его мне большим колосом». А то просто кличут: «Матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» В дальнейшем, взывая о помощи к небесным силам, вопрошают и саму Мать-Сыру-Землю. И она не только отвечает на все вопросы о будущем урожае, но и дает указания, когда пахать, сеять, убирать урожай. Развернулся дубовый лист – Земля вошла в полную силу и начинает родить: «Коли на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой». Березовый лист достиг величины с полушку – следует запахивать пашню. Если сама Земля стала мокрой – самое время доверить ей овсяное зерно: «Сей овес в грязь – будешь князь». Рожь кидают, наоборот, в сухую землю. Тут уместно иное присловье: «Сей рожь в золу, да в пору». А когда Земля выпускает из своих нор лягушек, которые скачут и квачут, значит пришла пора сеять: «Лягушка квачет – овес скачет». Раннее яровое обычно сеют, как только Земля полностью сгонит весеннюю воду, но если цвет ягоды калины в это время будет в кругу, то такой посев считается поздним. Много подсказок дают и другие растения. Если на кустарнике, называемом волчьим лыком, ягоды зацвели сверху (распускаются сразу, как только стает снег), начинают ранний сев, с середины – средний, а коли пошли снизу – поздний. Черемуха стоит в белой кипени – пора сеять пшеницу, зацвел можжевельник – настало время посева ячменя, яблони в полном цвету – сажают картофель, а если земляничные кустики как бы спрыснуты молоком – успевай посеять гречиху. Летом, на Купалу, все идут собирать росу, отрывают в муравейниках масло и заготавливают целебные травы, произнося при этом следующие слова: «Земля мати, благослови меня травы братии, твою плоду рвати; твоя плода ко всему пригодна».
В последний месяц весны Мать-Сыра-Земля – именинница. В праздничные дни её именинного чествования строго следят, чтобы никто не смел ни копать, ни рыть ям, ни распахивать поля. Все это делается для того, чтобы не обидеть Землю-кормилицу, чтобы она, и без того достаточно своенравная, капризная, тугая на подъем и скупая на милости, не осерчала.
Мать-Сыра-Земля не принимает ни ведьм, ни колдунов, ни прочих лютых недоброхотов. Поэтому, чтобы прекратить их выход из могил и посещение этим сортом покойников живых людей и заветных мест, требуются особые обряды. Умерший, труп которого долгое время не разлагается, непременно при жизни был грешником, поскольку не изготовляется к погребению в сырой земле. И наоборот, новорожденный ребенок, выделяющийся весом тела от прочих детей, не жилец, потому что его тянет к земле.
Вся нечистая сила проваливается сквозь землю, не оскверняя при этом чистоту недр Матери-Сырой-Земли. Исходя из этого, самой страшной клятвой в народе, отметающей всякое подозрение, является та, которая гласит: «Чтоб мне сквозь землю провалится».
О сверхъестественной силе Земли хорошо осведомлены колдуны, ведьмы, ведуньи и прочие чародеи. Они часто пользуются её тайными могучими свойствами для своих недобрых целей, причем применение Земли в их чарах чрезвычайно разнообразно. Это и заколдованный круг, очерченный на земле вокруг выбранной жертвы, и вынимание следа, когда на том месте, где стоял обреченный человек, вырезают ножом часть дерна или из-под ступни его соскабливают грязь и над этими следами колдуют.
Мать-Сыра-Земля находится в тесной связи с судьбами людей, ибо каждый человек в конце жизненного пути отходит в землю. Клочок её – сажень вдоль и полсажени поперек – полагается всякому. Поэтому не случайно в быту закрепилась поговорка: «Сверх земли не положат даже нищего и бездомного». А ту землю, где покоится прах родных и близких, называют родительской и считают священной: она настолько могущественна, что горсточка её, взятая с семи могил, в которых захоронены добродетельные люди, оберегает всех оставшихся в живых родичей от всяческих бед и напастей. Почти такая же сила присуща и вообще родной земле, на которой человек появился на свет. Её, родную землю, зашивают в ладанку и носят на шее, чтобы избавиться от тоски по родине. Состав этой земли таков: берут щепоть из-под печки и добавляют по такой же щепоти с росстаней дорог и из-под приворотной земли. Люди, находящиеся долгое время на чужбине, высыпают на незнакомую землю горсть родной земли и, всякий раз ступая на неё, приговаривают: «Хожу по своей земле». А если кому доведется помереть в далекой стороне, то его спутники, закрыв глаза усопшему, непременно присыплют их родимой землицей. Если же кто почувствует за собой какую-нибудь вину, то, извиняясь, обязательно произносит заклятье: «Прости, Мать-Сыра-Земля, в чем я тебе досадил!» После этого дует и плюет через правое плечо, а затем низко кланяется в землю.
Земля – это сила, стабилизирующая нашу жизнь, напоминающая нам об обязанностях, ответственности и обязательствах. Это помогает воплотить в жизнь наши честолюбивые замыслы. Земля помогает найти работу, заработать деньги, продвинуться по службе. Так как Земля – это материальный элемент, ей свойственны жадность и скука. Но в то же время она может наслаждаться хорошей пищей, напитками и хорошим времяпрепровождением. В вопросах любви Земля очень аналитична, практична и чувственна. Она выбирает партнера, который может принести в семью что-то ценное. Земля не поддается страсти и влюбленности, она всегда принимает логичное решение.
Земля связана с астрологическими знаками Тельца, Девы и Козерога, а также с мастью Пентаклей или Монет. Так как Земля более медлительна, чем остальные элементы, каждая карта Младших Арканов масти Пентаклей связана с количеством месяцев.