З

 

ЗЕРНО

Зерно – символ средоточия, возможности, разрешения к существованию. В археологических раскопках найдены зерна злаков, за века не потерявшие способность к всхожести. Прорастание зерна зависит от почвы. Об этом говорил Христос в притче о сеятеле.
У славян зерно символизировало благополучие, плодородие, богатство, жизнь, кроме того, предохраняло человека от порчи. Поэтому до сих пор широко распространен обряд осыпания зерном на Рождество и в Щедрый вечер (Старый Новый год), на свадьбах.
Символ дороги, ее начала и конца. Осыпали зерном во время свадеб каждый раз, когда жених и невеста покидали дом жениха или невесты, перед отправкой в церковь и по возвращении из церкви, на условных границах-переходах (во дворе, при входе во двор, у ворот дома, на пороге дома, в сенях и т.д.), т.е., в моменты, когда участники обряда покидали “свою территорию” или возвращались назад.
Сохранилось и гадание “на зерно”: если девушка, подметая под Новый год, найдет зерно, то выйдет замуж; гадали “на петуха” по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный; под Новый же год девушка, ложась спать, насыпала зерно на себя и загадывала увидеть во сне свое будущее.

ЗИККУРАТ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_ziggurat_Ur.jpgШумерийцы, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. Переселившись в низменное Двуречье (Мессопотамию), они не изменили своему обычаю и стали возводить искусственные горы-насыпи. Так появились зиккураты, соединяющие, по мнению вавилонян, небеса и землю. Шумерийцы строили их трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона – бога воздуха Энлиля, бога вод Эа и бога неба Ану. У вавилонян зиккураты имели по семь ступеней, которые окрашивались в разные цвета – черный, белый, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Ступени, или этажи, соединялись лестницами, или пандусами, стены членились прямоугольными выступами и нишами. Наверху находилось «жилище бога».
По описанию Геродота, вавилонский зиккурат Этеменанки (VII в. до н.э.) выглядел так: «В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в одну стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этои храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин». (Геродот, I, 181.)
Зиккураты делали из земли и кирпича-сырца и снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Дожди и ветры довольно быстро приводили эти сооружения в негодность. Они оплывали и их приходилось периодически восстанавливать. В итоге зиккураты становились все выше и шире, то есть больше по размерам. Конструкция их тоже менялась. Существует предположение, что, помимо культового значения, зиккураты служили также и обсерваториями: с их-площадок-этажей производились астрономические наблюдения. Неумолимое время, увы, не пощадило эти интересные памятники древней культуры, и сказать что-либо конкретное об их использовании очень трудно.