Д

 

ДОМ

Жилище – место жизни человека, место, где он рождается, растет, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Из жилища человек отправляется активно действовать: добывать пищу, находить жену, осваивать мир, поэтому жилище связывалось с материнским началом. Это кров. Укрытие, место покоя и порядка. Жилище как центр человеческой вселенной осознается почти повсеместно. Но в зависимости от образа жизни и места на земном шаре оно имело большую или меньшую значимость для человека.
Жилища можно разделить на постоянные и временные по их основательности.
У кочевых народов жилище – юрта, чум, вигвам – устраивается из легкого каркаса и «стены», защищающей от ветра и непогоды. Обязательное условие этого дома: скорость возведения и сворачивания. В нем нет фундаментальности оседлого жилья. Но восприятие внутреннего пространства сходно для обеих культур. И у оседлых, и у кочевых народов внутреннее пространство строго символично.
Юрта. Юрта для монголов была центром мироздания. На этом основывалась вся символика жилища. Юрта обычно ориентирована по оси север-юг. Вход обращен к югу. Правая, западная сторона юрты – мужская; левая, восточная – женская.
В центре юрты – очаг, главный сакральный объект человеческого жилища.
Возле очага – опорный столб с развилкой наверху, упирающейся в обод дымового отверстия. Этот столб, или шест, - символ древа жизни, магической связи поколений и времен. Когда женщина рожала, она двумя руками обхватывала столб, а на нем делалась зарубка. Когда человек умирал, вместе с ним к месту погребения везли и шест.
Через дымовое отверстие юрты проникали солнечные лучи. Внутреннее пространство юрты, подобно циферблату, символически было разделено на 12 частей. Солнечный луч перемещался от одной части до другой в течение двух часов. Каждый из этих двух часов обозначался именем одного из животных цикла: Час Мыши (0 – 2); Быка (2 – 4); Тигра (4 – 6); Зайца (6 – 8) и т. д. Опоясывающий юрту животный цикл определял хозяйственное назначение того места, с которым его связывала традиция.
Традиционное жилище монголов, гэр, круглое, и где бы оно ни возводилось, круговое движение внутри него олицетворяет круговорот времени. Время в монгольской традиции видится кругообразным, так что прошлое, настоящее и будущее как бы смыкаются. Середина гэр носит название гал голомт, - «гол, место огня». Гал голомт предстает в виде сердцевины оси, протянувшейся вверх, к небу, и вниз, под землю. В этом месте встречаются небеса и земля, и здесь же пребывает огонь (гал). Поэтому огонь считается священным. Огонь очищает и освобождает. Люди во всех шаманских обрядах с великим почтением относятся к огню, а его зажигание – это священнодействие. Данная символика монгольской традиции присуща всей Сибири и многим иным культурам.
Мышь – знак богатства и его накопления. В северной части юрты под знаком мыши хранили самое дорогое имущество и сажали почетных гостей.
Собака – символ охоты. В северо-западной части юрты под знаком собаки хранилось оружие.
Дракон – символ воды и водной стихии. На женской половине юрты под этим знаком хранились сосуды с водой.
Под знаком овцы (юго-запад) содержали новорожденных ягнят и т. д.
В Хакасии вход в юрту строго ориентирован на восток. Южная сторона – мужская, северная – женская. Обереги, фетиши хакасской юрты называются тёсями. Это семейно-родовые покровители, духи предков, зверей, птиц, а также помощники шаманов. Тёси охраняют жилище и скот, являются хозяевами жилища. Они строго делятся на «чистых» (тёсей мужской стороны) и «нечистых» (находящихся на женской стороне). Существуют тёси и со внешней стороны юрты. Тёси положено кормить. При этом женщины не должны прикасаться к мужским тёсям. Самые почитаемые у хакасов хозан тёси (хозан – заяц), они представляют грозный дух старых дев и изготовляются из цельной шкурки зайца самца – для домашнего тёся, либо из головы зайца – для тёся скотного двора.
Дом – жилище оседлого человека. Он основателен, рассчитан на долгое время. Материал, используемый в его постройке, должен быть «чистым»: так, не каждое дерево подходило для строительства дома. Нельзы брать дерево, выросшее на месте храма или захоронения, на развилке дорог («стоеросовое»), дерево с раздваивающимся стволом или со многими наростами. Место, на котром будет стоять дом, особо выбиралось: например, выпускался скот, и дом строили там, где коровы ложились отдыхать.
В хозяйственной жизни оседлого человека центр мира – двор, центр двора – дом; центр, сердце дома – очаг.
Дом издревле связывался не только с постройкой, но и гораздо шире – с семьей, с людьми, живущими под одной крышей. Для того чтобы дом стал жилищем, требовалось соблюсти многочисленные обряды, которые охранили бы людей от несчастий, сделали дом жилым.
Так, при поселении в новый дом сначала впускали «двойника» хозяина: петуха или кошку. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться. Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы. Такова же символика «коньков», венчающих крышу.
Дом как закрытое место символизировал женщину и был местом женщины (в отличие от поля – мужского, открытого пространства). Каждая часть в доме осмысливалась в понятиях человеческого микрокосма. Наиболее сакральным местом был центр дома. Им считался очаг, печь. Дом во многих культурах делился на мужскую и жеснкую половины. Как правило, левая половина была женской, что соответствует, по данным современной психологии, ее (женщины) психофизиологической чувственной доминанте.
Символика дома связана с символикой круга, как женского начала, и квадрата – начала мужского. Центр жилища отмечался особым столбом или деревом – символом мирового древа. Ориентировался дом обычно по сторонам света, окна славянских жилищ часто выходили на юг или восток.
Красный угол. Самое почетное, важное место в доме: тут стоял стол, лежали священные книги, висели образа. Главную диагональ дома образовывали красный угол и печь. Красный угол был частью выражения троичности мира: кроме него – печь и порог. Неугодного гостя выпроваживали по этой диагонали: «Вот те Бог, а вот порог!»
Обереги дома. Фасад русской избы украшался деревянной резьбой, изобиловавшей символическими изображениями, имевшими функцию оберегов жилища.
Могущественным ночным вампирам противопоставлялся дневной ход солнца. В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе «громовыми знаками», должны были спасти дом от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня и безоблачного неба.
Солнечные символы располагались в верхней части по контуру торца кровли. Каждый солнечный знак сопровожден скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конек, от которого вниз опущено дощатое «полотенце» с солярным знаком.
Три конно-солнечных символа фасада избы воспроизводят геоцентрическое представление о движении Солнца вокруг Земли: левый край – восход, верхняя точка – полдневное Солнце в зение, правый край кровли – вечернее заходящее Солнце. Солнце показано в ежедневном своем пути по небу на конях.
На причелинах фронтонов русской избы изображались «хляби небесные». В одних вариантах это была идеограмма воды в виде двух переплетающихся струй, в других, более устойчиво, это был мотив женских грудей, создающих характерный волнистый узор. Он восходит к древней символике, уподоблявшей воды небесные потокам молока Матери-богини.
Солярные знаки никогда не помещаются выше «верхней тверди», «хлябей небесных», что полностью соответствует космогоническим представлениям о верхнем небе и движении Солнца в его размеренном пути по среднему небу.
На полотенцах, изображающих утреннее и вечернее светило, знаки земли могут быть выше Солнца: оно еще не взошло. Чаще всего земля изображалась перекрещенным квадратом, как символ плодородия.
Полдневное солнце часто изображалось двойным – символ летнего солнцестояния. Земля или вовсе не изображалась, или использовался маленький символ земли между двумя бегущими солнцами, и он оказывался всесторонне освещенным.
Очаг. Очаг священен, он объединяет живущих в одном доме как «людей одного огня». Связующее звено в трехчленном Космосе между небом (Солнцем), жизнью и предками. Огонь нельзя оскорблять: лить воду в очаг, плевать в него, перепрыгивать через огонь, касаться огня острыми предметами, кидать в него грязь и мусор. Это оскорбляет дух домашнего очага. У тибетских народов в свадебном обряде считалось, что счастье входит в дом через дымоход очага.
Печь – главный оберег дома. Символ родного дома, символ матери. У печи давали клятвы, у печного столба составляли договоры.
Стол является символом так называемого «культурного горизонта». Стол – престол дома. Гостей усаживали за стол. Выше стола нельзя было поднимать веник. Стол был одним из звеньев вертикального восприятия троичности мира: пол – стол – потолок.
У азиатских народов «культурный горизонт» ниже европейского: в доме сидят на полу (коврах, циновках, татами) или на маленьких лавках, стол гораздо ниже традиционного европейского. И в Древнем Мире за столами скорее возлежали, нежели сидели.
Над столом молитвой освящалась пища, за столом поминали ушедших родственников. Пространство стола было организовано так же, как пространство дома: поговорка «Хлеб – всему голова» указывает на центр стола как на самое священное, главное место.
Стол иерархичен. Центральное место за столом занимал хозяин дома. По правую руку от него – место для почетных гостей. Жена и дети располагались слева, по старшинству.
В новогоднем ритуале в странах Дальнего Востока для угощения на столе отводилось определенное место: впереди, на севере – вино, на востоке, женской части дома, - рыба, на западе – мясо, рис и суп – сзади.