ДУХ
Не тело обладает духом, а дух обладает физическим телом. Дух обладает также разумом и душой. Посредством физического тела дух может испытывать последствия своих решений и действий. Земная жизнь – это путешествие духа через «медленные» вибрации физического бытия. Дух выражает себя в мире явлений, формируя собственное будущее – свершая свою судьбу. Дух осознает свое бытие (существование) и свое уникальное место на Земле. Человек – это существо, состоящее из тела, разума, души и духа, однако «отключенное» от своей целостности, когда тело и разум не имеют осознанного контакта с душой и духом или когда они находятся в разладе друг с другом.
В чем заключается различие между душой и духом? Душу можно считать «светом» индивидуальной личности, в то время как дух есть ее «жизнь» – первичная сущность, которая находится за явленной формой. Каждый индивидуальный дух обладает даром свободы. Это свобода выбора. Человек генерирует и направляет свою жизненную энергию либо на достижение гармонии через взаимодействие с другими существами и совершенствование своей личности, либо на достижение личной власти через принуждение и контроль над другими существами. Гармония является той основой, которая уравновешивает эволюцию Целого с развитием личного: личность, достигшая более высокого уровня развития, начинает помогать другим. Своеволие отделяет личность от Целого, так как человек начинает искать выгоду за чужой счет, генерируя при этом деструктивную энергию, которая на физическом плане принимает облик алчности, жадности, ревности, ненависти, мстительности, злонамеренности, похоти и отчаяния.
Духовную сущность нельзя увидеть, но ее присутствие можно ощутить, и она осознает свое существование. Являясь сутью человеческого существа, дух не имеет возраста. Вот почему, становясь старше, вы не чувствуете перемены «изнутри». Хотя ваше физическое тело постоянно меняется – от рождения и младенчества, через детство и юность к зрелости и старости – и ваш облик тоже меняется, вы остаетесь «собой». Ваша внутренняя личность не изменяется, невзирая на новые привычки и убеждения. В шестьдесят вы остаетесь таким же, как в шестнадцать. Человек всегда остается собой, так как цель жизни заключается в выживании и процветании – то есть в естественном (органическом) росте через постоянный процесс образования, культивации и совершенствования духа. Бытие имеет цель. Человек обрел жизнь не благодаря «случайному рождению», но для исполнения этой цели – причины его существования.
Элемент Духа связан с высшими кармическими реальностями нашей жизни. Дух не может быть представлен так же, как четыре остальных элемента, потому что он выходит за пределы человеческого понимания. Элемент Духа обычно говорит о том, что мы должны перейти на иной, более высокий уровень реальности.
Этот элемент наиболее тесно связан со Старшими Арканами. Так как вопросы Духа неподвластны пространству и времени, он воздействует на нашу жизнь очень медленно. В терминах времени это воздействие соответствует году. Поэтому каждая карта Старшего Аркана связана с продолжительностью, равной номеру карт, умноженному на один год.
ДУША
Многие люди не ощущают собственной души и не понимают, чем является душа. Обычно душа считалась чем-то, во что скорее следует верить, чем знать, так как наука не может описать, определить или обнаружить ее. Душа нематериальна, но психология и другие науки о разуме тоже не могут дать ей точное определение, так как она не принадлежит разуму. Она считалась некоей «духовной» субстанцией, а, следовтельно, находилась в ведении теологов. Но даже теологическое описание грешит неясностью, поскольку душа определяется как газообразная «духовная» субстанция, каким-то образом содержащая моральные, этические и поведенческие установки; душу можно подвергнуть опасности и даже «потерять» ее.
Шаманское понимание гораздо яснее. Душа – это тело света. Это внутренний свет, который находится в каждом из нас. Свет является формой энергии, а душа является центром энергетического тела и жизненной энергии человека. Хотя душа является составной частью человеческого существа и пребывает примерно в том же месте, что и тело, что не одно и то же «пространство»; душа существует на ином плане бытия, которое мы называем измерением души.
Не душа является продолжением физического тела, а, наоборот, тело является эманацией души. Одна из причин, по которой душа не играет заметной роли в повседневной жизни многих людей, заключается в том, что они загнали ее в область веры, вместо того чтобы воспринимать ее в обычной реальности. Очень жаль, потому что душа реальна, как и физическое тело, в сущности, даже более реальна, так как она обладает большей перманентностью.
Согласно сибирским и монгольским верованиям, душа человека состоит из нескольких частей, обычно из трех, которые после смерти человека имеют разную судьбу. Одна из них, известная как «сулд» или «унен фаенга», навечно остается на земле, становясь одним из духов предков.
В еврейской книге о «Круговороте душ» сказано, что души бывают трех родов: дочери Адама, дочери ангелов и дочери греха.
Во всех регионах Сибири и Монголии исконные жители этих мест верят, что люди обладают, по меньшей мере, тремя душами. Самоеды считают, что женщины имеют четыре души, а мужчины – пять. Эта множественность душ необходима, чтобы иметь возможность существовать в физическом теле.
Сибиряки и монголы полагают, что каждый человек представляет собой сплав по меньшей мере трех разных духовных сущностей. Постижение этих трех составляющих внутри себя и окружающих дает в руки важное диагностическое средство для врачевания и иной шаманской работы. Истоки каждой из трех душ находятся в одном из трех миров – верхнем, среднем или нижнем. Их можно представить следующим образом:
1)Ами – Верхний мир – перерождается;
2)Сунесу – Нижний мир – перерождается;
3)Сульде – средний мир – не перерождается, а становится природным духом.
Верхний мир – родина души ами; ами родственна слову «дыхание». Ами управляет дыханием и иными отправлениями организма. Она входит в наше тело с первым вдохом и покидает его с предсмертным выдохом. Она неустойчива, особенно у детей, и чаще всего именно её недосчитывают, когда пропадает душа. Вне тела она имеет образ птицы. В некоторых сибирских культурах ами стараются закрепить в теле нанесением образа птицы на кожу. Согласно поверьям, своего очередного перерождения ами дожидается, обернувшись птицей, на Мировом Древе в Верхнем мире, пока богиня Умай не отправит её вниз вселяться в тельце новорожденного.
Хотя ами занята главным образом отправлениями тела, она наделена сознанием и хранит в себе память о прошлых жизнях. В своих перерождениях амии старается следовать тому или иному роду. То, что люди часто приписывают генетической памяти, на самом деле оказывается воспоминаниями, хранимыми ами. Таким образом люди несут в себе память своих предков, пусть даже запрятанную глубоко в подсознании. Считается, что однояйцевые близнецы имеют одну ами, что подтверждается наличием у некоторых таких близнецов телепатической связи.
Животные тоже имеют душу ами, поэтому охотники убивают их с должным почтением, поскольку убитый олень следующей весной вернется обратно в этот лес. Что будет, если охотник худо обойдется с оленем и нарушит табу? Душа амии этого оленя посоветует всем оленям, которым предстоит переродиться следующей весной, сторониться того или иного селения или того или иного охотника. В таких случаях приглашают шамана для задабривания духов промысловых животных, чтобы к его сородичам вернулась удача в охоте.
Из трех разновидностей человеческих духов душа ами из Верхнего мира меньше всего общается с людьми. Причина этого не ясна; похоже, что она не изъявляет особого желания возвращаться в средний мир, пока не настанет время перерождения. В восприятии Сарангэрэл души ами скорее кроткие создания в отличие от двух других видов душ, и у них нет той привязанности к жизни, что часто влечет духов Нижнего мира в средний мир. Возможно, уверенность в скором возвращении в то же семейство, что они недавно покинули, делает их безучастными к людским делам в ожидании перерождения.
Душа сунесу (или сунс) принадлежит Нижнему миру. Она тоже перерождается, но не следует какому-либо роду. Например, человек, родившийся монголом в этой жизни, в прошлой мог быть американцем, а переродиться уже может африканцем. Цепь перерождений определяется духами в соответствии с судьбой человека, заяа(н). Представление о заяа схоже с понятием кармы в восточных верованиях – индуизме и буддизме. Человек, ведущий сейчас пагубную жизнь, может переродиться и иметь жизнь, полную страданий, чтобы уяснить необходимость жить в добродетели и согласии. Точно так же человек, ведущий добродетельную жизнь и накопивший в ней много буяна, скорее всего, переродится к жизни счастливой и благополучной. Если Умай отвечает за выбор места и времени перерождения душ ами, то дух Нижнего мира Эрлик-хан определяет перерождение душ сунесу. Эрлик-хан представляется чем-то вроде судии, назначающего душам сунесу перерождение согласно их прошлым деяниям. Считается, что он уничтожает души тех, кто совершил столько зла в своих прошлых жизнях, что не имеет права на дальнейшее существование. Люди вроде Гитлера и Сталина относятся к тем существам, чьи души сунесу, скорее всего, будут уничтожены, с тем чтобы более не могли нести погибель человечеству.
Души сунесу, когда они пребывают вне тела, часто представляются скитающимися по водам. Река Долбор – это река душ, плывущих с её волнами к устью, где она впадает в Нижний мир. Живущие в воде животные, согласно поверьям, имеют особую связь с духами. Это отражено в обычае приготовления и использования аршаана, согласно которому жидкость может содержать и передавать духовную силу. Души сунесу способны дробиться на тринадцать частей, хотя обычно они выступают как одно целое. Можно без особых последствий лишиться двенадцати таких частей, хотя это и подорвет организм человека. Однако, как правило, сунесу в обычных условиях не дробится, а в случае потери души покидает тело целиком. Любопытно, что родовые практикующие в своей работе по возвращению душ чаще воспринимают утрату частей души, нежели души целиком. Возможно, это обусловлено дроблением сунесу или тем, что несибирские традиции не всегда признают составную природу человеческих душ.
Сунесу – составная часть троичной человеческой души, которая покидает тело на на время шаманских путешествий и сновидений. Душа сунесу, похоже, в человеческом сознании теснит амии. Сунесу значительно чаще, чем амии, выступает хранилищем памяти о перерождениях. Те, кто проводил гипнотические сеансы с целью помочь людям восстановить память прежних перерождений, отмечают, что такой человек припоминает за определенный промежуток времени не одну жизнь. Это может быть обусловлено тем, что пациент вызывает у себя переживания прошлых жизней нескольких душ. У шаманов память духов-помощников, особенно удхи, может вызвать череду ярких воспоминаний, которые можно принять за переживания прошлых жизней.
Духи Нижнего мира чаще всего оказываются причиной болезней и внутренних терзаний. Эти духи, доброжелательные или враждебные, находясь вне телесной оболочки, пагубно воздействуют на людей. Они обладают явно выраженной человеческой личностью, и обращаться к ним следует как к человеку. Людские души сунесу иногда застревают в среднем мире после смерти, обычно из-за своей привязанности к человеку или месту, и поэтому пребывают близ родственников, своего дома или полюбившегося места. В некоторых случаях большая привязанность к человеку или месту даже побуждает сунесу вернуться из Нижнего мира до очередного перерождения. Из благожелательных по своей природе душ сунесу наиболее опасны души родителей или прадедов, находящиеся близ ребенка, поскольку детские души ощущают присутствие духа и могут покинуть тело ребенка, чтобы оказаться поближе к сунесу усопшего.
Некоторые души сунесу крайне враждебны. Обычно враждебность обращена к тому, кто обижал усопшего. Что же касается душ сунесу, умерших внезапно, преждевременно или наложив на себя руки, враждебность вызывается завистью к тем, у кого жизнь задалась. Этих недружественных созданий именуют чотгорами, и они являются основными рассадниками людских недугов. Шаманы, находясь под защитой своих духов-помощников, могут общаться с чотгорами и возвращать их обратно в Нижний мир, где они и должны обитать.
Душа сульде выражает сугубо человеческую индивидуальность. Сульде не перерождается, но это не означает, что её бытие прекращается после смерти человека. С кончиной своего владельца сульде отправляется искать место среди природы – обычно это дерево, утёс, река или возвышенность, - где и обосновывается. Она по-прежнему будет навещать людей и места, знакомые ей при жизни. Сульде начинает свою жизнь с рождением ребенка, и в ней запечатлевается личность человека, поскольку её облик лепит опыт этой нынешней жизни. Её союз с ами и сунесу придает полноту и многообразие человеческому сознанию. Души постарше несут знание и мудрость прошлых поколений; сульде с удивлением открывает для себя мир. После смерти она присоединяется к сонму других душ сульде, обитающих в природе, которых шаман может призвать для помощи и совета. Некоторые души сульде превращаются в духов удха, после чего вступают в союз с шаманами; причина и процесс такого превращения остаются загадкой.
В своих скитаниях сунесу часто оказываются источниками болезней, беспризорные души сульде слабо воздействуют на живое до тех пор, пока их не призовут в определнных целях. Сульде, осев где-нибудь, могут воздействовать на умственное состояние жителей тех мест – благоприятно или губительно, в зависимости от личности сульде. Обряд сооружения Мирового Древа нацелен на врачевание умственного состояния душ сульде, неприкаянных по причине насильственной смерти их владельцев.
Душа сульде пребывает у макушки, там, куда поступает энергия от батюшки-Неба. Как правило, прикасаться к этому месту запрещено, и с прикрывающими эту часть головы шапками обращаются с великим почтением. Ами и сунесу подвижны и могут временно оставлять тело, не причиняя ему вреда, однако уход из тела сульде очень быстро приводит к смерти. Сульде, существо среднего мира, исключительное, подобно телу, ввиду выпавшей ей одной жизни, и пожалуй, теснее всего связана с человеческим мозгом.
Как уже говорилось, осевшие в природе души сульде не воздействуют столь пагубно на живых людей, как души сунесу, однако психически неуравновешенные и угрюмого склада сульде могут повлиять на эмоциональное здоровье живущих рядом людей. Например, случалось ли вам, очутившись близ какого-то места, ощутить безотчетный страх или внезапное уныние? Возможно, вы мимолетно столкнулись с одним из таких созданий.
После смерти шаманов их души сульде тяготеют к живущим шаманам. Один из них становятся духами удха, другие – поселяются среди природы и всегда готовы откликнуться на зов шамана. В Сибири многие места почитаются как обиталище душ великих шаманов.
Души сульде предков составляют большинство природных духов.