Духовное тело человека шарообразно и выходит далеко за пределы очертаний физического тела. Внешняя поверхность сферы сильно заряжена энергией цог и ощущается при наложении рук в виде слабого покалывания в ладонях. Попробуйте ощутить её у другого человека, поднося ладонь к его телу. Даже нешаманы способны ощущать концентрацию энергии по краям духовного тела. При диагностике болезни, возможно, вы захотите прощупать очертания духовного тела – вторжения духов часто проявляются в виде вмятин на его округлой и плавной поверхности. Восходящий и нисходящий потоки энергии от матушки-Земли и батюшки-Неба создают четкую и нередко видимую ось внутри духовного тела. На этой оси – семь отверстий, соответствующих семи чакрам: в основании позвоночника и в паху, в верхней части живота, в груди, глотке, во лбу и у макушки. Души ами и сульде снуют через эти отверстия подобно волне, вздымаясь и опадая в такт сердцебиению. Их можно наблюдать в виде четких, крохотных светящихся точек, снующих по телу. Если вы научитесь видеть их у себя и у других, то сможете многое узнать о физическом состоянии организма и обнаружить пропажу души.
Согласно представлениям разных племен ибанов (Северо-Западный Калимантан), человек обладает не одной душой (жизненной силой), а тремя или семью. Если тело покидают одна или несколько душ, то человек заболевает. Когда же улетают все души, то он умирает.
Согласно традициям Вуду, человек обладает телом и двумя душами, gros bon ange (“большой добрый ангел”) ti bon ange (“малый добрый ангел”). Первая душа, “большой добрый ангел”, является энергией или силой, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти. Это похоже на перевоплощение, так как она сливается с другими душами в энергии Бога, от которого новорожденные получают новые души. Вторая душа, “малый добрый ангел”, функционирует в течение жизни человека, иногда оставляя тело во время сна. “Маленький добрый ангел” относиться к индивидуальности и специфична у каждого индивидуума. Она имеет способность испытывать внетелесный опыт. После смерти “большой добрый ангел” возвращается к высшим солнечным областям, от которых его космическая энергия была взята прежде; там она присоединяется к духу и сама становится духом. “Маленький добрый ангел” какое-то время парит вокруг тела и, после ритуалов, выполненных жрецом, уходит в царство мертвых.
После смерти душа ti bon ange («маленький добрый ангел») может использоваться колдуном для совершения злых дел. Чтобы вызвать «маленького доброго ангела», на могилу льют ром, бросают три пенни и бьют по ней тыквенной палкой. Ti bon ange может использоваться, чтобы сделать врага одержимым в колдовском ритуале, называемом “насылание смерти”, или для создания астрального зомби.
Человеческие души, отделившись от своих тел, походят на падающие звезды; это шарики одушевленного света, всегда стремящиеся к своему центру, чтобы вернуть себе равновесие и движение. Но прежде всего они должны освободиться от объятий змея, т. е. неочищенного астрального света, который окружает их и держит в плену, пока их не подымет вверх сила воли.
Погружение живой звезды в мертвый свет – ужасная пытка. Там душа одновременно мерзнет и горит, и единственный способ освободиться – вернуться в ток внешних форм и войти в телесную оболочку, затем энергично бороться с инстинктом, чтобы укрепить моральную свободу, которая позволит душе в момент смерти разорвать земные цепи и с торжеством улететь к утешительнице-звезде, свет которой ей улыбается. Когда мы умираем, наш внутренний свет уходит, следуя притяжению своей звезды, и таким образом мы оживаем в других вселенных, где душа создает себе новое одеяние, аналогичное прогрессу или уменьшению своей красоты.
Душу человека часто изображали в образе Персефоны или Психеи. Душа принадлежит к высшим мирам, где она, освобожденная от материальных уз, по-настоящему жива и может быть сама собой. (по Мэнли Холл)
В первые века христианства в средиземноморском мире было широко распространено мнение о том, что изначально душа приходит от Бога и опускается через девять сфер на Землю, где заключается в темницу человеческого тела. Душа стремится воссоединится с Богом, но может достигнуть этого, лишь вскарабкавшись на небеса через все сферы. Но каждую сферу охраняют ангелы, а пространство между Землей и Луной заполнено легионами дьяволов. И даже если душа успешно минует дьяволов, стражи сфер постараются вернуть ее обратно. Только посвященные в тайные традиции знают пароли, которые могут смягчить стражей и открыть ворота, чтобы душа могла продолжить свой путь к Богу. Как видно, именно познание, а не праведный образ жизни, расчищает душе путь.
Когда душа покидает Бога и опускается сквозь сферы на Землю, она по очереди приобретает свойства каждой сферы. Например, отвага и свирепость черпаются в сферер Марса, а способность любить - в сфере Венеры. Эти свойства налагаются на душу слоями – каждый следующий поверх предыдущего. Последний, внешний, слой, получаемый на Земле, есть физическое тело. В конечном итоге душа становится, как луковица, облаченная в многослойную шелуху, - миниатюрный слепок с космоса. Когда приходит смерть, душа скидывает свои одежды – сначала физическое тело, а потом один за другим и остальные слои и сквозь сферы поднимается к Богу.
У разных народов мира существовало различное представление о душе и месте ее нахождения. У некоторых народов не было вообще такого понятия. В европейской традиции основным местом обитания души считалось сердце, хотя душа и не постоянно жила там. При испуге говорили: «Душа ушла в пятки». Во сне душа могла путешествовать: улетать к любимому человеку или на родную сторонку. У многих народов обычным обиталищем души была голова. Потому так известна охота за головами (скальпами). У якутов было представление о трех душах, сосуществующих в одном человеке. Одна душа, по их понятиям, живет в костях человека, а потому так важно похоронить кости (вспомним сказку «хаврошечка», где похороненная крова возродилась в яблоню, или сказку «Золотое блюдечко, наливное яблочко», где похороненная девушка становится поющим тростником – символ кости). Вторая душа находится в голове, и ее надо достойно проводить, чтобы она не возвращалась из мира мертвых. А третья душа – блуждающая. Эта душа выходит во время сна, она вылетает как птица после смерти человека и становится блуждающим духом. С этим, по верованиям якутов, ничего нельзя сделать, остается только смириться.
По поверьям якутов, после смерти некоторые люди могли превратиться в злой дух юёр. Юёр невидим и имеет способность блуждать после смерти. Им могли стать умершие преждевременной или насильственной смертью, идиоты, колдуны, люди, имевшие какие-либо особенные недостатки. В юёр могла превратиться душа человека, при погребении которого нарушались установленные обряды. Для усмирения блуждающего духа юёр шаманы изготавливали берестяную коробку, которую обычно вешали у переднего (красного) угла юрты.
По представлениям индийцев, душа бессмертна и, попав в Колесо Сансары (майи – призрачного видимого мира), переходит от одного тела к другому. Совершая в своей жизни хорошие или плохие дела, человек накапливает или изменяет карму, которая определяет, в каком обличье и где воплотиться душа в следующий раз. Освободиться из этого порочного круга возможно, ведя праведную жизнь, жизнь-не-деяние, которая одна может сжечь всю накопленную карму.
Во многих культурах считалось, что голова является вместилищем души или одной из важнейших жизненных энергий человека. Голова, и особенно макушка, у полинезийцев считалась самой важной частью тела, как вместилище сакральных качеств и души человека. Отрубить голову – лишить душу возможности соединиться с телом.
Семь хут. С точки зрения шаманизма, болезнь человека может произойти от разрушения или утраты энергетической целостности. Тонкие тела человека хакасы именуют словом хут, душа. Согласно хакасскому шаману Валерию Степановичу Топоеву, у человека имеется семь хут.
Первая душа называется чулэ, то есть «двойник», и имеет форму физического тела. Это тело, в котором пребывает человек во сне и во время астральных путешествий. Оно отвечает за психические переживания человека. При его потере или повреждении появляется страх, тревога, возникают психические заболевания. Для шамана потерять чулэ равнозначно утрате способности предугадывать грядущие события во сне.
Вторая душа – это харах одэ, или «огонь-глаз». Хаарах одэ располагается в глазницах и связывает человека с энергией огня. Потеря отражается во взгляде человека, который становится тусклым, безжизненным. Даже радужная оболочка может побледнеть, как это бывает у стариков. Человек начинает страдать от нарушений памяти и от недостатка огненной энергии. Шаман на может «видеть» человека, если у него нет харах одэ, его как будто не существует. Иногда вместо светящихся «огненных глаз» в глазницах находится что-то черное. Тогда человек может наводить порчу на других людей. Случается и такое, что духи сглаза сидят в самых уголках глаз, в ивде темных пятнышек. Еще такой глаз может «перевернуться» и нанести вред самому владельцу. Плохо, если харах одэ горит и «бешеным» огнем, то есть энергии поступает больше, чем нужно.
Третья душа окружает голову человека и называется сунэ. Она обеспечивает вхождение космических потоков через темя и отвечает за связь с окружающим миром. Шаманы видят сунэ в виде ауры в синих тонах. Сунэ может покинуть человека при стрессе, испуге и уйти вслед за мыслями, направленными в прошлое. Если работа сунэ нарушается, то возникает повышенная утомляемость, энергия космоса перестает питать тело.
Четвертая душа занимает объем легких, гортани, пазух носа. Эта часть души именуется тын и воспринимается в виде чистого белого облачка. Тын как бы фильтрует воздух, поступающий в организм, и связывается с силой воли. Темные вкрапления говорят о том, что человек подчинен, зомбирован кем-то. При этом возникают болезни влаги, проявляющиеся через повышенную утомляемость, одышку и состояние, как будто «ноги не держат». При внезапной утрате тын человек может сразу умереть.
Пятая душа так и называется – хут. Хут – это жизненная сила, которая присутствует еще при зачатии. Если женщина желает забеременеть, то для этого необходимо наличие «лишней» хут. Хут не имеет четкой локализации и выглядит как светящийся искристый червяк, струящийся по особым каналам в теле и наделяющий жизнью любую точку организма. Считается, что ночью хут находится под корнями волос, а днем – в ступнях ног. Поэтому существует поверье, что вечером нельзя расчесывать волосы, а днем нельзя стричь ногти на ногах, чтобы не повредить хут. Особенно уязвим большой палец ноги. Хут может уйти даже от незначительной травмы. Например, человек просто споткнулся правой ногой, и хут получила повреждение, причем болезнь возникнет с левой стороны, и наоборот. Чаще всего при утрате хут удар приходится по половой системе. У мужчин сила вытекает из полового органа, а у женщин – из груди (на стороне противоположной изначальному повреждению хут). Без хут человек умирает медленно в течение 2 – 3 лет.
Шестая душа – это защитная оболочка человека, его панцирь, хуях. У обычного человека хуях обволакивает тело на расстоянии 60 – 80 см., у шамана защита может распространяться гораздо дальше. Хуях отпугивает своим блеском злых духов. Если оболочка тусклая и рванная, то открывается доступ к телу. Внутренняя полость хуях должна точно соответствовать размерам физического тела: не сдавливать и не иметь зазоров. При давлении человек становится капризным и плаксивым. Если есть щель, то ее могут заполнить негативные силы, которые начнут склонять человека к свершению преступления. Такой человек ощущает, что ему все можно и теряет оценку своих действий.
Седьмая душа – это хахбэ, состоящая из совокупности хранителей человека. Хранители имеют прямое отношение к психике. Хахбэ легко потерять, если, например, собраться поехать в одно место, а потом внезапно передумать и поехать в другое. При этом хранители, которые заранее отправятся на «разведку», могут, по возвращении, просто не найти своего хозяина. Так же хахбэ могут быть отлучены от человека, если он слишком много мечтает, летает в облаках. В этом случае шаман его «заземляет» и хранители возвращаются. При потере хахбэ ощущается постоянная тревога, опасность. Больной не находит места, где бы ему было хорошо и, часто, пускается в бродяжничество и поисках лучшей доли.
- << Prev
- Next