ГЕТИЯ
Гетия или нигромантия – черная магия.
ГЛАЗ
Солнце и Луна в египетской мифологии считаются глазами небесного бога (хотя это небесное божество носит имя бога-Солнца, как господина неба, обычно Гора, которого также называли «Гор Двух Глаз», более редко Ра или других олицетворений Солнца). Тот факт, что за один раз это небесное божество показывает только один глаз, объясняется различными мифами, которые объясняют, как бог-Солнце потерял глаз. Согласно верованию, которое приспособили к мифу об Осирисе, это случилось в битве с Сетом.
Египетское слово «глаз» женского рода. Солнечную орбиту древние египтяне сравнивали с огненным змеем, «ar`et» (урей у греков и римлян), которого фараон, представитель бога-Солнца на земле, носил как повязку на лбу. Воспринимая урей как символ огня, этого змея первоначально представляли как украшение на лбу или как обитатели солнечной ладьи или небесного бога, но вскоре его столь полно идентифицировали со сверкающим глазом Солнца, что «глаз» и «змей» стали синонимами. Так оба глаза небесного бога были отождествлены со змеями, несмотря на более мягкий свет Луны. Часто представляли, что лоб Солнца украшают два урея, точно так же, как они иногда украшали фараона. Эти два глаза или две змеи часто называют «дочерьми бога-Солнца». Главные богини, которых считали солярными и описывали как дочь, глаз, змею или корону Солнца, были Тефнут, Сохмет (Сехмет) и бастет, чьи животные обличья (львица для первой и второй и кошка для третьей) способствовали ассоциации их с дневным светилом, потому чо бога-Солнца часто изображали в виде льва.
Пораненный (или ослепший) глаз бога-Солнца эвфемистически называют «здоровый, неповрежденный» (uzat, uzait), потому что его нельзя повреждать постоянно.
В религиозной поэзии также все хорошее и полезное называют «глазом солнца», то ли потому, что жизнь обязана своим существованием лучам великого небесного тела, как красочно заявлено в некоторых гимнах, то ли, возможно, также потому, что глаз, вырванный и упавший на землю, создал жизнь.
Атум сотворил первых богов – Шу – бога воздуха и ветра и Тефнут – богиню влаги , а также правды и мирового порядка. Но свет еще не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма, - и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал свое Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его «Великолепным».
По одному из толкований этого эпизода (предполагающему прочтение: «Атум наделил новое Око великолепием старого»), Атум отправил на поиски своих детей правое Око – Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое – Луну.
Старое Око тем временем разыскло Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слезы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.
Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великолепную миссию – быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде змеи-кобры называется урей (египт. Иарт.). Взирая на мир с короны бога, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.
Око уджат и солнечное око. Это, наверно, два самых сложных образа древнеегипетской мифологии, поддающихся лишь приблизительной дифференциации. Трудно даже сказать, двуединый ли это образ (то есть две ипостаси одного) или два разных. Функций у них больше разных, чем сходных, но на уровне символики они кое в чем соотносятся, в некоторых обрядах и мифах они отождествляются, и подчас нельзя сказать, о каком Оке идет в тексте речь – Уджат, Солнечном или об обоих сразу.
Исторически оба образа восходят к представлениям о Хое-соколе с правым глазом – Солнцем и левым – Луной.
Око Ра, или Солнечное Око – правый глаз Хора-сокола, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджит, покровительницей Низовья. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка, установленного Ра и Маат. На одном изображении крылатый урей в виде богини Уаджит защищает Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат, Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими, а также с правым глазом Хора-сокола – Солнцем, которое умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.
Левое Око – Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Осириса и Исиды, воскресил отца, дав ему проглотить свое Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, - и Око воскресло. К Оку Хора и относится эпитет «Уджат», означающий «Здоровое, невредимое», а по созвучию с «Уаджит» - «Зеленое» (как и имя богини-кобры, повелительницы Низовья), но цвет в данном случае – метафора: «зеленое» (как и «невредимое») значит «воскресшее» - подобно тому, как воскресает природа после разлива Нила и как «по частям» воскресает на небе каждый месяц Луна – левый глаз Хора-сокола. Амулеты в виде Ока Хора клали в погребальный пелены мумии – и умерший, отождествляемый с Осирисом, богом воскресающей природы, воскресал в Загробном Царстве. (Точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Однако воскресению способствовало и правое Око.
Лучи солнца считались глазами греко-египетского Сераписа.
Полную и Темную Луну древние египтяне называли «глазами Гора».
Глаз Гора называли аджатом. Древние египтяне изображали аджат в символе зодиакального знака Рыб. Знак Рыб изображался в виде двух рыб, связанным между собой шнуром. Аджат изображался в малом круге над верхней рыбой, которая вырвавшись из привычной стихии, гонимая жаждой познания, устремлялась в неведомое.
Митра Авесты, язат света, имеет 10 тысяч глаз, он высок, полон знаний (перетувакаяна), сильный, вечно бодрствующий (джагаурваунгем). Верховный бог Ахурамазда имеет один глаз, и этим глазом, Луной, Солнцем и звездами, он видит все. Здесь напрашивается аналогия с Масонским Глазом и «его не дремлющем никогда» (nunquam dormio) состоянии.
Атри – второй сын Брахмы, который родился из его глаз.
Глаз, заключенный в треугольник, - древнейший символ Божественного интереса, всевидящего ока. (Шейнина) В древности так символизировали «третий глаз».
Третий глаз – символ совершенного зрения, умения видет суть вещей. Пророки, провидцы назывались ясновидящими - у них был открыт третий глаз. Этого глаза достаточно, чтобы все знать, чтобы обладать мудростью, потому часто легендарные мудрецы слепы: они прозревают другим зрением.
Когда венцовая чакра, межбровная чакра и чакра основания мозга начинают действовать в унисон, энергетическая воронка, образованная их взаимодействием, развивает другой орган восприятия – так называемый «третий глаз», - который в древности символизировался изображением глаза в треугольнике. Третий глаз представляет собой энергетическую воронку, создаваемую взаимодействием венцовой и межбровной чакр, а также чакры основания мозга, когда физическое тело обретает гармонию с тонкими энергиями нашего существа и происходит интеграция, необходимая для развития этого органа восприятия.
Хотя «третий глаз» ассоциируется с шишковидной железой, гипофизом и этими тремя чакрами, он не является ничем из вышеперечисленного. Это орган энергетического тела, активируемый после того, как физическое тело обретает гармонию с тонкими энергиями других аспектов человеческого «я». Некоторые называют это «духовным развитием», но я предпочел бы говорить об осознании своей целостности, так как в процессе участвуют физические, эмоциональные, ментальные и духовные аспекты нашего целостного существа. Приведенный в действие, «третий глаз» наделяет нас способностью видения, которая позволяет проникать в иные измерения восприятия, отличающиеся от «обычной» реальности, где разум является основным критерием познания.
Опасайтесь тех, кто предлагает «помочь» открытию вашего «третьего глаза». Он развивается естественно, в соответствии с процессами, происходящими на всех уровнях нашего целостного существа. Хотя это развитие может совершаться при сознательном участии человека, оно ни в коем случае не должно быть вынужденным. Всякие попытки постороннего вмешательства, даже с благими целями, могут привести к искажению или остановке развития. В определенных случаях такие попытки являются средством контроля над восприятием – иными словами, злонамеренным использованием вашей личной силы.
В Мистериях Одина верховный невидимый Творец всех вещей назывался Все-Отцом. Его регентом в Природе был Один, одноглазый бог.
Ослепление Гора почти наверняка послужило истоком культа «Всевидящего Ока», которое, например, вместе с пирамидой изображено на обратной стороне долларовой купюры. А в Книге Царств 1, 11 где царь аммонитян Наас соглашается заключить мир, если у каждого из его врагов будет выколот правый глаз.
В русских преданиях упоминается божество Лихо - символ злой доли и горя-несчастья. Оно ходит по свету и собирает свою страшную жатву. В этом путешествии лихо сопровождает верный пес. Славяне верили, что, повстречавшись с лихом, можно лишиться глаза или ноги, а то и вовсе ослепнуть. Иногда Лихо представляли одноглазым. Легенда говорит, что боги сотворили Лихо с двумя глазами. Один глаз ему дал Белобог, а другой – Чернобог. Пришло Лихо к людям и стало раздавать горести да несчастья. Но когда Лихо глядело на беды глазом Белобога, то все несчастья оборачивались радостью. Тогда Белобог забрал свой глаз обратно, и с тех пор это божество творит только зло.
Глаза – символ зеркала души. Смотреть прямо в глаза – символ чистосердечности и открытости, но также и символ испытания. Прямо в глаза смотреть – допытываться, стараться увидеть истину. В современном мире такая привилегия дается только детям, врачам и начальникам. Иным правила хорошего тона не рекомендуют удерживать долгий пристальный взгляд на собеседнике, тем более незнакомом, случайном человеке.
«Иди и смотри» – формула того, чтобы не отводить взгляда от непристойного, страшного, сакрального, быть свидетелем, свидетельствовать.
Глаза – один из органов познания, через него проходит 80% информации. Наиболее ценный и наиболее уязвимый инструмент человеческого сознания, потому о самом дорогом говрили «Храни, как зеницу ока».
Взгляд – реальное действие глаз. Взглядом можно обжечь, испепелить, но можно и ласкать взглядом, и любить глазами.
Балийцы считают, что в правом глазу каждого человека живет душа его отца как символ Луны, а в левом – душа матери как символ Солнца.
В символике смерти присутствует понятие о зрячести умерших. У сербов существовал запрет носить черный траур, так как мертвым ничего не будет видно. Из этих же соображений мертвецов перед погребением облачали в белое, а на надгробьях изображали глаза или их символические знаки – спирали. На хлебах, которые выпекали в дни памяти предков («родительские субботы»), также обязательно присутствовал мотив глаз.
Левый глаз. Существует поверие, что при определенных обстоятельствах человек может научиться видеть левым глазом невидимых духов ворса. Обычно это происходит благодаря встрече с ними у них «дома», когда человек сможет остаться незамеченным.
В нормальном состоянии человек не способен увидеть дом ворса (или то место, где встречается несколько духов). Как правило, он попадает в него случайно, заблудившись «среди трех сосен». Место встречи духов может оказаться где угодно, даже в лифте. Оказавшись в таком месте, человек впадает в омраченное состояние сознания, и от него требуется немало воли и самоконтроля, чтобы остаться живым.
Одна женщина случайно оказалась в таком «доме», прогуливаясь по лесу. Она увидела дом, которого никак не должно быть на этом месте. Женщина вошла внутрь, чуть осмотрелась и услышала странный стук и треск – это приближались духи. Она сумела спрятаться и увидела двенадцать высоких черных фигур, которые вошли в «дом» как бы ниоткуда и некоторое время находились в нем. Потом духи ушли и оставили немного своей еды. Женщина, будучи голодной, попробовала ее, прежде чем вернуться домой, и превратилась в «видящую».
На следующий день она увидела в продуктовой лавке ворса, который преспокойно воровал мясо и вино под носом у «обмороченного» продавца. Духи отлично умеют отводить глаза простым людям.
У вас же мясо воруют! – сказала продавцу женщина, не сумев удержаться.
Ворса сразу же подошел к ней и спросил, каким глазом она его видит. Женщина ответила, что левым. Дух тут же вытащил у нее левый глаз и исчез.