Г

 

ГОЛГОФА

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_golgotha.jpgГолгофа, «лобное место», по-латински «Calvaria» (от calva – череп).
Всякий, кто рискнул бы начать раскопки «лобного места» на Голгофе, неизбежно натолкнулся бы на ненависть и презрение. Возможности для подлинно научных археологических исследований были здесь весьма ограничены. Хотя никто не препятствует рассматривать под куполом храма, воздвигнутого на месте распятия, обрамленные серебром углубления, указывающие на следы когда-то стоявшего здесь креста, на котром был распят Спаситель, но всякая попытка задать вопрос, почему эта выбоина, подобная многочисленным трещинам, встречающимся на скалах во всем мире, достигает всего 20 сантиметров глубины и покрыта медной пластинкой, вызывала возмущение. Здесь речь идет о сознательно созданной легенде, повествующей о горной расселине, которая в день смерти Иисуса разверзлась до центра земли, погрузив мир во тьму. Легендарным также является и рассказ о том, что во время самого распятия Иисус из Назарета оросил своей кровью «прах прародителя» (Адама).
Голгофа с точки зрения археологической науки не рассеивает тьмы, окутывающей священную историю. После тех ужасов, которыми завершилось восстание против римлян в 70 году н. э., ни один израильтянин не мог преступить границ опустошенного Иерусалима. А после основания Адрианом (130 г. н. э.) на развалинах Иерусалима римской военной колонии об этом вообще не могло быть и речи. Многие поколения евреев больше никогда не увидели Иерусалима; тем самым стерлись все воспоминания и «лобном месте» и гробе Иисуса, так же как и о том месте, где происходила «последняя тайная вечеря», и других примечательных священных местах. Уже в годы правления Адриана, очевидно, никто более не знал, где под руинами Иерусалима находился дом Каиафы и здание, бывшее официальным местопребыванием Пилата. Все это создало благоприятные условия для возникновения легенд.
Там, где сегодня стоит храм и находится «лобное место», римлянами было когда-то воздвигнуто на искусственной террасе святилище Венеры. Только два века спустя, когда Константин Великий (306–337) повелел превратить столь знаменательное место воскресения Христа в «открытое для всеобщего посещения и почитания», христиане установили, что оно находится под храмом Венеры. Храм после этого был снесен. На глазах восторженной толпы верующих из-под террасы появилась пещера – «пещера, несущая исцеления», «святая пещера» воскресения. Император Константьин воздвиг в честь этого события «огромный и прекрасный храм». Возможно, что многочисленные разрушения, которым подвергся этот храм, начиная с опустошения его персами в VII веке и до пожара 1808 года, совершенно стерли память о том, что “лобное место” и “гроб господень” не могли быть здесь Ведь даже из Евангелия известно, что Голгофа находилась вне городских стен.
В 1867 году приблизительно в 150 метрах севернее Дамаскуста нашли погребение, которое, по-видимому, более соответствовало данным Евангелия, чем расположенная сегодня почти в центре города Голгофа. Погребение близ Дамаскуста находилось на незастроенном месте, заканчивающемся небольшой скалой, которая имела форму человеческого черепа.
С тех пор как генерал Гордон во время своего пребывания (В 1882 г.) в Иерусалиме высказал мысль, что эта скала и была местом кончины Иисуса, опустевшее и незаметное погребение, найденное севернее Дамаскуста, получило наименование “гордоновой гробницы Христа”. Она намного больше подошла бы к скромной жизни Иисуса, чем роскошно отделанная церковь в центре города Иерусалима.
В 1925-1927 годах в 460 метрах к северу от Дамаскуста обнаружили части городской стены, которые в последующие годы (до 1940) подвергались повторным дальнейшим исследованиям. Эти раскопки доказывают, что общепризнанное место нахождения Голгофы и “гроба господня” не могли быть лобным местом и местом погребения Иисуса в действительности потому, что были окружены городскими стенами еще до того, как Иисуса привели на казнь. Сомнения не исчезают. Был ли незначительный кусок скалы в Иерусалиме – четырехгранный, не более 5 кубических метров в объеме – в реальной действительности “лобным местом”, на котором стоял крест Христа? Если это место не было Голгофой, а близ нее не находился “гроб господен”, то постройка храма с гробом в Иерусалиме, который с такой яростью разрушали, жгли и грабили на протяжении веков, была бесспорной ошибкой.

ГОЛЕМ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_golem2.jpgСогласно «Сефирот йецире» и другим мистическим трудам каббалистов, человек может создавать живые существа из земли, используя тайную комбинацию букв иврита, названий десяти Сефирот и имен Бога. Однако такие занятия сопряжены с опасностью и допустимы лишь для посвященных, «продвинутых» людей. Созданное в результате магических действий существо Голем может не выполнять Заповедей Господних, не имеет полового влечения и свободной воли, не болеет, обладает сверхъестественными способностями, но не является вместилищем души.
Наиболее известная легенда рассказывает о пражском раввине Иуде Леве, который жил в XVI  веке и был известен под именем Марахаль. Считается, что он вылепил Голема из глины и оживил его при помощи заклинаний для того, чтобы защитить евреев от погромов. Наделенный нечеловеческой силой и способный становится невидимым, Голем не раз спасал обитателей еврейского гетто. В конце концов император Рудольф I снял с евреев обвинения в человеческих жертвоприношениях, и Марахаль разрушил Голема, совершив колдовство. Он спрятал его останки в тсарой синагоге под книгами.

 

ГОЛОВА

Голова – символ несущего ответственность, отвечающего, главенствующего.
Голова – символ самостоятельности: «Сам себе голова».
Во многих культурах считалось, что голова является вместилищем души или одной из важнейших жизненных энергий человека. Отрубить голову – лишить душу возможности соединиться с телом.
Голова, и особенно макушка, у полинезийцев считалась самой важной частью тела, как вместилище сакральных качеств и души человека. Все, связанное с головой островитянина, и особенно вождя племени, считалось табу.
Мумифицированные головы и черепа считались талисманами, способствующими повышению плодородия почвы и росту растений. На острове Пасхи череп с выгравированным изображением вульвы (символа плодовитости), по мнению местных жителей, увеличивает кладку яиц у кур.
Каннибалы фиджийцы никогда не ели голову жертвы, ее зарывали в землю: по понятиям фиджийцев, в голове накапливалась положительная сила – мана, - воспринять которую не под силу ни одному из людей, даже вождю.

ГОРЛО

У шамана-целителя исцеляющая сила может быть в горле. Одним из самых знаменитых шаманов Северной Америки, применяющих метод высасывания, была покойная Эсси Париш. Пациенты – как индейцы, так и белые – приезжали издалека, чтобы лечиться у нее. Она рассказывала: «Когда она (исцеляющая сила) впервые пришла в меня, у меня уже был какой-то нарост. Он мешал мне около четырех лет наподобие дифтерита, но я знала, что это становление силы. Те, кто жил со мной, не знали этого. Но я знала, что сила вошла в это место. Это было похоже на язык, лежащий там, и вначале он двигался, когда я пела. Потом он прирос ко мне, голос мой улучшился. Сила сказала мне, с какой целью он развивается – для того, чтобы я могла высасывать болезни. Когда он развился, я смогла делать это.»