ВОЛОСЫ
Волосы – символ и вместилище жизненной силы. Обряд пострига – символическое отдание своей жизненной силы в обмен на силу другого рода: в монашеском постриге – это сила Божественного промысла, во время ухода в армию – это сила оружия. Сбривание волос – волевой акт отдания себя в чье-то – божественное, учительское или командное – полное распоряжение.
Во многих культурах девушкам не разрешали срезать волосы: они считались хранителями жизненной силы младших детей в семье.
Локон на левой стороне головы – хохол, оселедец – носили кришнаиты, кумыки, украинские казаки. Это было посвящение Богу небесному. У кумыков так постригали мальчика, который тяжело болел, но выжил. Считалось, что Бог увидит этот знак, и не даст человеку «уйти в мир иной» второй раз.
Бинду-чакра (точка/капля) расположена на вершине затылка, где индусы связывают пучок волос, называемый на санскрите «шикха». Этот пучок волос оттягивается и связывается, чтобы человек мог сконцентрироваться на этом ощущении, повторяя мантры и пробуждая бинду. Первоначальное назначение пучка волос в наше время забыто, но традиция живет.
Распущенные волосы сеятельниц риса во внутренней области острова Суматра свободно ниспадают им на плечи, чтобы и рис разросся столь же пышно и имел столь же длинные стебли. В Древней Мексике совершалось празднество в честь богини маиса, так называемой длинноволосой матери. Оно начиналось в период, когда маис уже полностью поднялся и волокно, образовавшееся в верхней части початка, указывало на то, что зерно созрело. Во время танцев, которые составляли главную часть праздника, женщины распускали свои длинные волосы, и они развевались по ветру. Делалось это для того, чтобы и початки маиса выросли столь же длинными, чтобы зерна были широкими и плоскими и чтобы народ жил в изобилии.
Прежде всего – символ жизненной силы (вспомним библейскую легенду о Самсоне). С этим символическим значением волос неразрывно связано представление о том, что отстриженные волосы нельзя выбрасывать, так как их может подобрать ведьма или колдун и по ним навести порчу; иными словами, волосы выступают как заместитель (двойник) человека. У многих народов считается, что с волосами и бородой можно отнять у человека силу и здоровье.
Расчесывание волос в большинстве культур ограничено рядом запретов. Существуют дни, в которые волосы категорически нельзя расчесывать, иначе заболеешь и лишишься достатка. Чаще всего запрет на расчесывание касался пятницы. Аналогичные запреты существовали и на стрижку волос; ср. до сих пор бытующее представление о том, что волосы следует стричь на растущей луне, чтобы они были гуще.
Кроме того, волосы выступают как символ множественности, а следовательно, как символ богатства, изобилия, счастья. У славянских народов распространен обычай касаться деньгами волос на голове и бороды, «чтобы достаток не переводился».
Внешний вид волос, то есть прическа, с древнейших времен отражала социальный статус человека. У древних германцев стрижке подвергали в наказание, остриженный носил на себе «знак позора» (ср. современную мужскую моду на короткие стрижки, связанную не только с гигиеническими соображениями, но и со стремлением хотя бы внешне оказаться членом уголовной среды, для которой подобная стрижка наиболее характерна). В русской традиции женщинам запрещалось ходить с непокрытой головой и распущенными волосами; последние считались признаком женщин легкого поведения, а также нечистой силы – русалок, ведьм и пр.
Борода. Возрастной и статусный символ мужчины.
В прошлые века борода была одним из атрибутов моряков. Морские волки заплетали бороды в косу, вплетая яркую ленту.
Петр I боролся с бородами своих подчиненных, как с проявлением «нецивилизованности». Позже, в XIX веке, мода на бороду вернулась в Россию из Франции, где в 1812 году были очарованы… вошедшими в Париж русскими воинами-бородачами.
В традиционном индийском театре разным персонажам полагались разные бороды: герои-монахи гладко выбриты, у царей и щеголей аккуратные бородки, а отшельники и герои, жаждущие мести, носят пышные бороды.
Борода скрывает часть лица, поэтому распространено мнение (в том числе у психоаналитиков), что человек, носящий бороду, имеет комплекс неуверенности.
Профессорская бородка – эспаньолка – означала принадлежность университетскому преподавательскому составу.
Шкиперская борода – символ «морского волка». Ее носил Эрнест Хемингуэй, искренне желавший быть моряком.
Окладистая борода в России являлась признаком патриархальности, домостроя. Такую бороду имел Л. Н. Толстой.
Бакенбарды являлись в XIX – начале XX века признаком светскости.
Коса. Обычно атрибут девичьей красоты. Хотя в некоторых традициях коса – украшение не только женщины, но и мужчины.
Коса – символ девичьей чести, скромности, красоты. У многих народов перед свадьбой существовал обряд прощания с девичеством – расплетание кос.
На свадебную церемонию у бурят невесте на висках заплетали косички – на правой, “мужской”, стороне – 9, а на левой, “женской”, - 8. Заплетание волос в восемь и девять косичек означало пожелание невесте большого потомства (родить восемь девочек и девять мальчиков) и символизировало единство мужского и женского начал, сочетание невесты и жениха.
У монгольских бурят девушка всегда носила восемь косичек как знак почитания Солнца-матери.
Женщины у всех народностей носили две косы. Символика заключается в том, что девушка, выйдя замуж, становилась хранительницей жизненных сил своего мужа. Из-за этого вдове полагалось срезать одну косу, которую погребали с ее покойным мужем.