ВОРОТА
Ворота – опасные места, где обитает нечистая сила. На них могут сидеть злые духи, поджидающие младенцев, которых несут из церкви после крещения. Чтобы их обмануть, ребенка передают, минуя ворота, через окно или забор. Участникам свадьбы следует тоже остерегаться переходить через ворота, а лучше перелезть через забор или проложить новый проход в заборе – от греха подальше.
Проданную скотину ведут со двора задом наперед через задние ворота, чтоб не увела с собой удачу.
Ворота не следует ставить на полночь, т. е. на север, иначе всякая чертовщина одолеет и выживет из дому.
Чтобы облегчить роды у животных, читают заговор, где есть слова: «Открывая врата золотые, снимаю тяжелые потуги, родовые корчи, отгоняю муки…».
«Ворота народов», так в древности называли исконный путь кочевников, между южными отрогами Уральских гор и побережьем Каспийского моря. Монголо-татарское войско времен Чингиз-хана и Батыя пользовалось для захватнических войн именно этим путем.
Город Золотых Ворот – столица Атлантиды – является одним из наиболее распространенных символов в религиях многих народов как Город Богов или же Священный Город. Здесь мы имеем дело с архетипом Нового Иерусалима, улицы которого выложены золотом, а его двенадцать ворот сияют драгоценными камнями.
Граница между мирами – своим (освоенным, внутренним) и чужим (неосвоенным, внешним). Открывание ворот есть контакт с внешним миром, где, по представлениям многих народов, обитает нечистая сила; отсюда многочисленные способы обойти ворота во время праздников и церемоний – например, свадеб, обрядов весеннего выгона скота и пр. Также ворота, особенно кладбищенские, служат границей между миром живых и миром умерших; считается, что на кладбищенских воротах сидит душа последнего по времени умершего и дожидается следующего покойника. В народной христианской символике известны врата ада, охраняемые архангелом Михаилом, и врата рая, у которых стояли апостолы Петр и Павел.
Прообразом ворот служили известные у многих народов два столба с перекладиной над ними, считавшиеся священным местом. В Древнем Риме подобные ворота использовались как знак прохождения инициации, вступления во взрослую жизнь. Сквозь ворота проходили победоносные войска, как бы освящая свою победу.
В религиозном культе ворота есть граница между мирским и священным. В православном храме особое значение имеют царские врата. Историк церкви Л. А. Успенский пишет: «Они представляют собой двустворчатые двери с фигурным верхом, укрепленные на деревянных столбиках. По свидетельству церковных писателей, царские врата с древнейших времен украшались иконами. Царские врата – вход во Святая Святых, алтарь; через них могут входить одни священнослужители, и притом лишь в определенные моменты, в связи с требованиями богослужения. В соответствии с символикой алтаря, они представляют собой вход в Царствие Божие. Поэтому на них изображаются благовестники этого Царствия – евангелисты, и над ними Благовещание, как олицетворение той вести, которую они возвещают. Непосредственно над Царскими Вратами, на щите, образующем вырез для верхней их части, помещается изображение божественной трапезы – причащение Христом апостолов. Это изображение представляет собой литургический перевод изображения Тайной Вечери, которая, как историческая сцена из жизни Спасителя и момент установления Таинства Евхаристии, обычно помещается в праздничном ярусе иконостаса».
ВОСК
Восковые фигурки, представляющие собой подобие конкретных людей, используются во вредоносной магии: нанесение повреждений этим фигуркам должно, по законам симпатической магии, причинить урон человеку, которого данная фигурка обозначает. Это представление – древнеегипетского происхождения; из Египта оно проникло в Грецию и Рим, а затем «прижилось» в европейском колдовстве.
Фигурки использовались и как средство изгнания бесов. Совершая обряд экзорцизма, священник лепил восковое подобие одержимого, писал на воске имя беса и бросал фигурку в огонь. Следует отметить, что материал для фигурок – воск – «сам по себе» чаще всего рассматривался как оберег, амулет. Расплавленный воск лили в воду, чтобы узнать местонахождение пропавшего или распознать болезнь; у славян воск считался «святым» веществом, противостоящим дьявольским козням, - во многом по причине того, что из него изготавливаются церковные свечи.
ВОСТОК
Духи неба – тенгер, которые живут во всех четырех сторонах света и являются самыми могущественными из всех природных духов. Духи тенгер являются очень могущественными, и ими невозможно управлять, но шаман может призвать их для поддержки во время проведения своих ритуалов. Величайшим среди тенгер восточного направления считается Ирлег-хан, брат Улгена и господин духов Нижнего мира.
Согласно древнеиндийскому эпосу властителем Востока является Индра, бог-громовержец, победитель дракона Вритры, грозившего пожрать вселенную, напоминает некоторыми чертами античного Зевса, славянского Перуна, литовского Перкунаса, скандинавского Тора.
Когда Сет-Сириус провозглашал на южном небе приближение вод Нила, по небу на восток, туда, откуда из сияющей пропасти выходило потом солнце, плыл узкий, ущебный серп луны, напоминающий таинственный корабль мертвых. Этот корабль исчезал там же, на востоке.
Священный круг – символ Вселенной - магическое колесо американских индейцев, ориентированное по четырем сторонам света. Чтобы войти в другой мир, мир шаманов, необходимо совершить путешествие-посвящение по Волшебному Кругу или четырем путям знания. . Путь орла – это Восток, полет к Солнцу и обратно к своему дому, где человек исполнит свое видение в своей жизни и работе. Легенды говорят, что это самое трудное путешествие, которое может предпринять шаман.
Среди девяти миров-сфер, на которые Дроттары, руководившие нордическими Мистериями Одина, подразделяли Вселенную, четвертым был Етун-хейм – Мир Гигантов, расположенный на востоке.
Древние китайцы представляли себе мировое древо далеко на востоке, в Долине света. (Шейнина)
Великий Сфинкс в Гизе – символ Египта и самая большая скульптура. Он хораняет подходы к пирамиде. Его взгляд направлен на восток (в точку подъема Солнца в день весеннего равноденствия).
В мандале восток изображается белым цветом.
Восток – символ рождения Солнца, обители Богов, места земного рая. На восток ориентированы алтари христианских храмов. Востоку соответствует красный цвет, год Дракона. В Китае восток традиционно связывается с понятием хозяина. Самые распространенные выражения для обозначения хозяина дома – «человек востока», «восток дома – хозяин дома». В древнебалийской рукописи «Туртур йукти каки милес» тело сравнивается с космосом, а востоку соответствует сердце, место Ишвары.
В некоторых традиционных культурах считается, что восток является направлением новых начинаний.
На восточной стороне в христианских храмах помещается алтарь. Поскольку, как утверждали еще древние христианские литургисты, храм есть образ мира, то каждая его сторона должна соответствовать одной из четырех сторон света – и иметь определенное символическое значение. Восточная сторона, где помещается алтарь, есть область света, «страна живых», обитель райского блаженства. Тем самым алтарь становится символом Царства Божия, иначе – рая.
Согласно верованиям древних славян, далеко на востоке находится страна вечного Лета.
Согласно мифам древних славян, суровая девушка Стрига, дочь Стрибога – богиня восточных ветров, суховеев, раздоров и войн.
Востоком управляет буква Тетраграмматона Йод.
Восток – запад. Противопоставление этих сторон света связано с движением Солнца по небосводу и сменой дня и ночи. Данная оппозиция находится в ряду противопоставлений «добрый – злой», «хороший – плохой», «верх – низ», «правый – левый» и т. д. Как та сторона света, где восходит Солнце, восток получил значения святости, благополучия, изобилия, жизненной силы, а запад – «закатная сторона» - значения бедствий, завершенности, смерти.
На востоке обитает божество (ср. современные теософские представления о Шамбале, расположенной на востоке, и вообще теософскую характеристику востока), на востоке же расположен рай, появление кометы на восточном небосклоне сулит удачу как для человека, так и для страны в целом. Любое движение, связанное с востоком, имеет положительный признак, а с западом – наоборот. К востоку обращены алтари храмов и «красные углы» сельских домов. Покойников принято хоронить головами на восток.
В середине ХХ столетия благодаря противостоянию, получившему название «холодной войны», символическая оппозиция «восток – запад» приобрела дополнительное, геополитическое значение, причем эта оппозиция получала диаметрально противоположные толкования в зависимости от того, к какому политическому лагерю принадлежал толкователь: для представителя Запада все «доброе» ассоциировалось именно с западным лагерем, для представителя Востока, соответственно, - наоборот. Эта «геополитическая символика» проникла и в художественную литературу: в эпопее Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» запад носит эпитет «Благословенный», на западе находятся «государства добра», а на востоке – «империя зла» Мордор.
В современной политологии под западом понимается союз Европы (иногда включая Россию) и Соединенных Штатов Америки, а под Востоком – объединение стран Дальневосточного региона во главе с Китаем.