В

 

ВЕДЫ

b_300_200_16777215_00_images_stories_slovnik_veda.jpgСлово “веды” (veda) образовано от санскритского глагольного корня “vid”, который родственен не только латинскому “videre”, но и русскому “ведать”. Ведийский комплекс состоит из четырех сборников: “Ригведа” (собрание гимнов), “Самаведа” (собрание песнопений), “Яджурведа” (собрание жертвенных формул) и “Атхарваведа” (собрание заклинаний). Это деление по традиции связывают с разделением функций четырех жрецов во время жертвоприношения.
В ведийский комплекс включается и целый ряд других текстов. Это, в частности, веданты, что в дословном переводе означает “члены вед”. Они состоят из шести трактатов, написанных большей частью в виде афористических сборников и содержащих изложение зарождающихся научных знаний. В качестве религиозно освященных признавались следующие шесть наук: шикша – учение о частях слова; кальпа – наставление по совершению обрядов; вьякарана – грамматика; нирукта – этимология; чхандас – поэтическая метрика; джьотиша – астрономия-астрология.
Согласно традиции, веданты служат трем главным целям: правильному произношению вед, правильному пониманию и надлежащему применению ведийских текстов в ритуале. Шестой, последний трактат веданты посвящен астрономии-астрологии, с помощью которой определялось “удачное” или “неудачное” время для совершения жертвоприношений.
Первые сведения о записи вед относятся к XI в. Устная же традиция уходит вглубь веков и датируется серединой II тысячелетия до н. э.
Древние «Веды» (древнеинд. веда – знание) представляют собой свод древнейшей религиозной литературы арьев, обитавших в древности в Индии. Древнеиндийский язык, на котором написаны эти тексты, является куда более древним, чем язык позднейшей литературы – санскрит, ставший его преемником. По сути, «Веды» представляют собой собрание многочисленных «сверхчеловеческих» и «продиктованных свыше» текстов, о возрасте и источниках которых ученые продолжают спорить.
Книги «Вед» объединены в четыре основных группы. Так, 1028 гимнов, входящих в состав «Ригведы», обращены непосредственно к Богам. Первоначально это обширное собрание гимнов было собственностью главных жреческих родов, ревниво хранивших священные тексты. Впоследствии гимны стали всеобщим достоянием, на протяжении многих веков бытовали в устной традиции. Таким образом, «Ригведу» можно считать наиболее ранним по времени источником по изучению языка, народных обычаев и религиозных верований. Другой памятник, «Самаведа», содержит сведения о мелодиях, на которые пелись основные тексты и гимны «Ригведы». В «Яджурведе» приведены заклинания, произносившиеся при жертвоприношениях, а в «Атхарваведе» - всевозможные приемы черной и белой магии.
Содержательное ядро всех четырех книг «Вед» даже в наши дни изучается во многих учебных заведениях Индии как величайшее культурное достояние.

ВЕЕР

В древних азиатских и восточных культурах веер символизировал фазы Луны.
Духи, вызывающие болезни, в шаманской практике часто могут быть изгнаны пением и обмахиваением тела пациента опахалом далбуур.
На островах Кеи после выступления воинов в поход, как только раздается первый выстрел, женщины с веерами в руках выбегают из домов. Они бегут по деревне, размахивая веерами в сторону врага и распевая: «О, золотые веера! Пусть наши пули ранят, а пули врагов пролетают мимо».

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Если ты действительно можешь понести все иго Господне, то будешь совершенен, а если не можешь, то делай то, что можешь.
(Учение 12 апостолов)
Сразу за неделей масленичного веселия начинался Великий Пост - семинедельный период строгости, святости, воздержания. Не зря появились поговорки: "Не все коту Масленица, будет и Великий Пост". "Через семь недель будет светлый день".
Великий Пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается семь недель, вплоть до праздника Пасхи. Условно он делится на две части: святую четырехдесятницу и страстную седмицу. Первая из них установлена в память о событиях Ветхого и Нового завета. Это и сорокалетнее блуждание народа Израилева по пустыне, и сорокадневный пост Моисея перед получением заповедей от Бога на горе Синай, и сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне. Вторая часть Великого Поста, которая непосредственно предшествует Пасхе, установлена в память о страданиях Христа, именуемых "страстями господними".
Слова выдающегося византийского писателя-богослова и оратора Иоанна Златоуста (350-407 гг.) раскрывают суть христианского поста: "Ошибается тот, кто считает, что пост - лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда... Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, краток, добр, тих, долготерпелив, чтобы Бог принял и пост твой - и в изобилии даровал плоды покаяния".
Православная Церковь поддерживает значение духовного воздержания, а не просто воздержания от той или иной пищи. Пост не должен быть безотрадной голодовкой или оздоровительной диетой (безусловно полезной для здоровья). Всестороннее воздержание от житейских удовольствий, сексуальных отношений, сквернословия, гнева - все это должно создавать особое эмоциональное состояние, способствующее очищению и обновлению души человека, вызывать у него стремление к покаянию. Хочется напомнить: если вы приняли решение соблюдать пост, то нельзя этим гордиться и подчеркивать тяжесть своего положения. И не следует осуждать тех, кто не постится.
С понедельника Великого Поста наступали дни воздержания. Те же самые люди, которые "безмерным питанием и ядением" во время Масленницы навлекли на себя гнев Церкви, Великим Постом питались одним кусочком хлеба с солью да водой весь день. Все сидели по домам. Засыпали рано, уличная жизнь затихала с 6-7 часов вечера. Только в субботу и воскресенье несколько оживлялась тогдашняя общественная жизнь - ходили в гости друг к другу только близкие родственники. Лакомства предназначались только для детей. Посылки со сластями пересылали из дома в дом все родные, и, наверное, эта сладкая радость значительно облегчала детворе тяготы Великого Поста. От младших требовались почти такие же подвиги воздержания, как и от взрослых. Обряд бракосочетания в пост не проводился (кстати, и в наши дни - тоже). Зачатие ребенка в пост считалось грехом, который мог откладывать печальный отпечаток на будущее ребенка.
Пищевые предписания Великого Поста установились еще в XIV в. Великопостный устав предписывал употреблять растительные масла по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Рыба и рыбные продукты разрешались только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Полное воздержание от пищи (строжайший пост) фактически требуется для трех дней Великого Поста: в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной неделе. В остальные дни полагалось есть хлеб и овощи, в том числе вареные, один раз в день-вечером. По субботам и воскресеньям дозволена растительная пища с постным маслом, а также вино.
Позднее правила поста стали менее строгими. Например, запрещалось есть рыбу только на первой, четвертой и седьмой неделях. А в некоторых случаях запрет распространялся только на скоромную пищу.
Вот как описывает великопостный период И. Шмелев: " В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом - такая прелесть. Я хватаю щепотками - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Буду варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой (сушенные на солнце абрикосы или персики с косточками. - Прим. сост.), горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые барашки, "кресты" на Крестопоклонной... А мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! (По В. Далю - поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом.) А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью...".
К понятию "скоромная пища" относятся мясо и мясные продукты, молоко и продукты из него, животные жиры, яйца, а также содержащие их изделия (например, кондитерские - с включением молока и яиц). К постной пище - зерновые (хлеб, крупа и т. д.), бобовые, овощи, ягоды, фрукты, грибы, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба.
Употребление в пищу скоромных продуктов во время поста и означает оскоромиться. Заговеньем называют последний накануне многодневного поста день, разговеньем - переход от постной жизни к скоромной.
Соблюдать пост - вовсе не означает морить себя голодом. Даже без рыбы пища из растительных продуктов при достаточном их количестве дает чувство сытости; поэтому в народе говорили: " В год хлебородный пост не голодный". А те, кого не смущал запрет на скоромную пищу, шутили: "Пост - не мост, объехать можно". Вообще-то, при всей строгости Великого Поста в нем достаточно терпимости к потребностям людским: и духовным, и физическим.
Однако, следует помнить, что пост полностью исключает спиртное.