ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ
Женское творческое начало в природе, анима, мать-земля (ср. греческих Гею и Деметру, малоазийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать Сыру Землю в русском фольклоре). С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками – эмблемы плодородия. Богиня-мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (например, греческая Рея рождает титанов и гигантов, а богов – её дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда – оргиастические ритуалы в её честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Озирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).
Великая Богиня – символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой Богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро-аккадской мифологии). Тем не менее Великая Богиня, как созидательное начало, есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.
Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой Богини (Исиды как её ипостаси).
Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня – прекрасная, стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой (ведьма как ипостась Великой Богини. – К. К.). Имен и прозваний у неё – не счесть. В рассказах о привидениях её называют белой дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор – Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы своё собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит. Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слёзы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия – это заклинание Белой Богини, или музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной…»
ВЕНИК
Для зашиты от колдунов и порчи у порога ставили веник. В целях оберега на ночь за дверь выставляют перевернутую вверх прутьями метлу, подвешивают к матице старый веник.
Старый веник нельзя выбрасывать вблизи дома или на дороге, где на него может наступить человек или животное: это грозит болезнями, особенно коростой, чесоткой, бессонницей и др. Его также нельзя сжигать в печи, так как это вызывает ветер, бурю, нашествие нечисти – вшей, клопов, тараканов, а также ссоры и раздоры в семье.
Старый веник втыкают в грядки с чесноком, капустой, огурцами, в поля растущего льна, ржи, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий.
После выноса покойника веник выбрасывают вместе с мусором и щепками от гроба.
Чтобы защитить свадебный поезд от порчи, дорогу расчищают веником.
Когда корову ведут на случку, ее погоняют старым березовым веником или бьют им, чтоб она «погуляла».
Веником бьют плодовые деревья, чтобы вызвать хороший урожай.
Незаметно от всех вметают сор с улицы в избу и заметают его в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов».
Как только придет первый жених, все равно – худой или хороший, его следы заметают к дому веником с приговором: «По твоему следу пойдут ко мне сто женихов».
Для приворота из свежего веника берется пруток, который кладут у порога двери, в которую пойдет тот, для кого назначена присуха. Как только он перешагнет через этот прут, тот убирается в такое место, где его никто не мог бы видеть. Потом берут прут в жарко натопленную баню, бросают на полок и приговаривают: «Как сохнет этот прут, пускай сохнет по мне раб Божий (такой-то).
Принято не мести избы в день отъезда кого-либо из родичей, чтобы не запорошить ему дорогу.
«Опасный» предмет, символ нечисти, орудие порчи и колдовства, а также – оберег от злых сил.
Считалось, что бесы могли оборачиваться веником, метлой или помелом; ведьма веником сбивала росу, отбирая у коров молоко; веник подбрасывали в свадебный поезд, чтобы расстроить свадьбу; в неошпаренном банном венике живет банник, а в доме под веником живет домовой (поэтому при переезде в новый дом полагалось брать с собой старый веник – дабы не обидеть домового). (Королев)
Нельзя выбрасывать старый веник вблизи дома или на дороге, где на него могут наступить и заболеть – чесоткой, недержанием мочи и пр.; нельзя сжигать веник – это приведет к буре, нашествию насекомых и раздорам в семье.
Значение оберега веник приобрел благодаря процессу выметания, который символически толковался как процесс избавления дома от нечисти. Веник бросали вслед человеку с дурным глазом, веником били ведьму и стучали о порог дома, прогоняя чужого домового.
В погребальном обряде веник связывается с душой умершего. После выноса покойника веник следует выбросить.
ВЕНОК
Венок – награда, почет, уважение, эмблема бессмертия и величия.
С незапамятных времен венки из зелени (веток различных деревьев и трав) использовались как знак союза – между живыми и мертвыми, между потомками и предками; отсюда представление о венке как символе памяти и бессмертия.
Венок как символ награды был впервые использован в Древней Греции. В IX веке до н. э., во время Алфейских игр в честь героя Пелопа, венки вручали победителям для последующего возложения на алтарь Пелопа. С учреждением Олимпийских игр традиция изменилась: венками стали увенчивать как личной наградой. Победителей Олимпийских игр венчали венками из ветвей золотой оливы, срезанных золотым ножом в священной роще. Победителей Немейских игр в Арголиде награждали венками из сельдерея.
В Древнем Риме была разработана особая шкала венков-наград, среди которых можно выделить:
- corona triumfalis – венок полководца из лавра или миртового дерева;
- corona graminea – венок гражданина за особые заслуги перед отечеством;
- corona obsidionalis – венок полководца за спасение армии от плена;
- corona navalis – венок флотоводца;
- corona muralis – венок воина за штурм крепостных стен;
- corona civica – венок гражданина за спасение жизни сограждан.
Со временем лавровый венок стал знаком императорской власти и приобрел значение знака почета.
В культуре славян венок используется как оберег от нечистой силы, как средство от болезней, как символ плодородия (т. н. «жатвенный венок», сплетенный из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, сохраняющий силу зерна и передающий её следующему урожаю).
Особый вид венков составляют венки свадебные. Подобно другим круглым предметам (кольца, калачи и пр.), они служат символом брака. Венок невесты принято сохранять «для счастья» и после свадьбы.