ВЕРЕТЕНО
У гуцулов, живущих в Карпатах, жена охотника не может прясть, пока ее муж охотится; иначе дичь будет вертеться, как веретено и охотник не сумеет ее поразить. И в этом случае табу вытекает как следствие из закона подобия. Во многих областях древней Италии женщинам запрещалось законом прясть вне дома на виду у прохожих и даже показываться на людях с веретенами, так как считалось, что это может повредить урожаю. Думали, вероятно, что вращение веретена могло привести во вращение стебли злаков, и они выросли бы вкривь и вкось. В одной из областей Индии (в Биласпуре) запрещается вертеть веретено, когда вожди деревень собираются на совет, чтобы обсуждение вопроса, подобно веретену, не вращалось по кругу до бесконечности.
Согласно славянским мифам, в ясную ночь можно иногда увидеть, как из правого от входа угла, подле самой печи, куда обычно сметают сор со всей избы для последующего его сжигания, выходит сонная бледная дева с растрепанными волосами, берет в руки веретено, прялку, кудель и садится на лавку прясть. Работая, она беспрестанно подпрыгивает на одном месте, гремит самопрялкой и крутит веретеном так, что свист стоит на всю избу. Это одна из дочерей Мары – Кикимора, богиня ночных кошмаров и призрачных сновидений. Она старается быть невидимой. Днем сидит за печью, а по ночам выходит из своего убежища и начинает проказить. Где прогремит ее самопрялка, там одну кудель будут прясть целый день, а у кого она пошьет, тот одну рубашку за неделю не закончит (то и дело будет перепарывать). Коли она привидится кому с прялкой на передней лавке – там быть покойнику, а уж кого невзлюбит, то всех из избы повыгонит.
ВЕРХ И НИЗ
Верх и низ – одно из важнейших противопоставлений в человеческом мировосприятии; как следствие – центральная пара (оппозиция) человеческой культуры. Из мифов известно, что человеческий мир как низ противопоставляется небу-верху и как верх – подземному или водному миру, то есть низу. В русском лубке «Грехи Адамовы» представлено символическое изображение низа (земли под ногами Адама, олицетворяющего собой человеческий род) и верха, представленного небесной сферой, где ангелы сражаются с бесами за человеческие души, отягощенные бременем грехов.
Все живые существа в мифах описываются через принадлежность к верхнему или нижнему миру. В этой связи любопытно отметить особое положение в мифах и фольклоре многих народов водоплавающих птиц – существ, которые могут передвигаться в трех сферах (трех мирах), а именно: по воздуху, по воде и по суше. Верхний и нижний миры, как правило, соединяются между собой мировым древом или змеей (ср. представления о радужном змее у индейцев Америки и австралийских аборигенов), или мировым яйцом.
Для многих культур характерно противопоставление верха и низа в «этической плоскости» - верх признается благим, чистым, святым, возвышенным, целомудренным и аскетичным, тогда как низ – скверным, «нечистым», мирским, плотским и т. п. Это противопоставление в ритуальных (например, карнавальных) обрядах часто «переворачивалось»: верх становился низом, а низ – верхом. Как показал М. М. Бахтин, подобные карнавальные трансформации суть перенесение земного в небеса и небесного – на землю: «Для него (карнавала. – К. К.) очень характерна своеобразная логика «обратности» (al`envers), «наоборот», «наизнанку», логика непрестанных перемещений верха и низа («колесо»), лица и зада, характерны разнообразные виды пародий и травестий, снижений, профанаций, шутовских увенчаний и развенчаний. Вторая жизнь, второй мир народной культуры строится в известной мере как пародия на обычную, то есть внекарнавальную жизнь, как «мир наизнанку». Но необходимо подчеркнуть, что карнавальная пародия очень далека от чисто отрицательной и формальной пародии нового времени: отрицая, карнавальная пародия одновременно возрождает и обновляет».
В христианстве верх и низ – соответственно рай и ад, между которыми расположен человеческий мир.
ВЕСЫ
Весы олицетворяют божественное правосудие, прежде всего загробное. Согласно египетской Книге мертвых, на загробном суде бог Анубис взвешивает сердце каждого умершего, причем на другую чашу весов кладется страусовое перо (эмблема богини правосудия Маат). Ср. также христианские представления об архангеле Михаиле, взвешивающем души умерших. По Гомеру, Зевс на золотых весах определяет участь соперничающих воинов.
В Средние века весы стали одним из атрибутов Фемиды как аллегории правосудия и справедливости.