В

 

ВОДА

Согласно древнеславянским мифам, вначале времен не существовало ни неба, ни земли, а было лишь широкое море. А из этого моря рос явор (клен ложноплатановый) – Древо Жизни.
Индуистская религия утверждает, что по окончании Кали-юги вода и огонь разрушат мир.
Древние славяне уподобляли воды небесные потокам молока Матери-богини.
Мертвенной владычицей водного царства и прохладных туманов славяне почитали богиню Марену. Ее сила была способна гасить как стихию огня, так и пламя чувств. Однако во время праздника Ивана Купала в воду ближайшей реки, пруда или озера люди бросали наряженный цветами венками и лентами молодой клен – несли живое к живому. Это был обряд благословения жизни, могучая сила воды творила урожай, достаток и богатство. После купальской ночи и утопления символа Марены, считалось, что богиня благословила воду для купания людей. Купались вплоть до праздника громовержца Перуна – 2 сентября. Возможно, Марена – это также символ стоячей воды озера, пруда или болота.
Богиней пресной воды, вечно бегущих рек и журчащих ручьев была Дана – дочь Великой Матери Лады и ее мужа – бога семейного благополучия Ладо. Речная вода обладает необычайно притягательной силой – издавна люди селились по берегам рек, возли них росли самые густые травы и звери прятались в прибрежных зарослях. Речная вода вечно движется, ни ночью, ни зимой она не прекращает свой бег. Именно эта вода, действуя благотворно совместно с солнечным светом и теплом, сотворила всю земную жизнь. Жертвы, которые люди приносили богине Дане, бросали в реки и ручьи. Именно Дана подарила людям лодку и весло, чтобы они могли сравнительно легко передвигаться по речной воде, чтобы навестить жителей соседних деревень, а впоследствии и более дальних территорий. Реки стали самыми удобными путями сообщения и торговли между жителями разных городов и государств. Дана также повелевала водой подземных рек, которые наполняли реки видимые и поили корни каждого дерева и травинки. Большие и малые реки щедро снабжали людей зверем, птицей, помогали добраться до новых мест охоты и чужих краев, торговать с другими народами. Реки также надежно защищали от нападений врагов.
Речная вода обладает способностью очищать тело и душу человека. Бегущая вода смывает следы человеческих деяний, очищает от грехов, беря на себя всю вину каждого человека, который чистосердечно раскаивается в содеянном. (Шморгун) Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею смывают грехи, очищают душу и тело. Она снимает усталость – физическую и душевную (река забвения Лета).
Река – символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река – дорога в страну мертвых. Река – символ преграды, разделяющей два мира. Река – стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс или Лета (река забвения). Это символ постоянной изменчивости: “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”.
Река – дорога вниз, к океану, река порождает океан.
Река дает плодородие. Река – артерия земли. Она – источник жизни для людей оседлых культур. Их реки – Нил, Ганг, Хуанхэ – символы и гаранты благополучия.
Буквы иврита, которыми начертан тетраграмматон, означают «Яхве» – иудейское имя бога Иеговы – мужского монотеистического божества древних евреев. Буква «Х» в этом имени – символ Воды, дающей человеку чувствительность и эмоциональность.
Вода в балийской культуре считалась экстрактом огня.
В древнеегипетском символическом изображении знака Стрельца –  существа с туловищем животного, но торсом и головой человека, покорителя четырех стихий, вода изображалась в виде сложного символа «неб» («владыка»), покоящегося на струе вод, - опора для задних ног Стрельца.
Орел связан со стихией Воды и астрологическим знаком Скорпиона. Если скорпион символизирует слаборазвитого Скорпиона, еще не выбравшего и не осознавшего своего предназначения, то орел – это символ Скорпиона, поднявшегося в небесные высоты, преодолевшего земное притяжение, возродившегося, как Феникс возрождается из пепла.  Орел – символ Юпитера.
В учениях американских индейцев орел – это духовное существо, обладающее способностью жить на высотах духа, но сохраняющее связь с обычной земной реальностью. Орел представляет состояние покоя, достигнутой тяжелым трудом, пониманием и завершением испытаний, которые необходимо пройти человеку, чтобы познать самого себя. Перья орла у индейцев считаются священными и используются для целительства и священных церемоний.
У нилотских нуэров (Гвинейский залив) богиню рек зовут Бук. Она – мать одного из главных Кутов (местных духов) по имени Денг. Денг охраняет здоровье и в то же время насылает болезни на подопечных людей и животных (домашний скот в первую очередь).
Население саванн очень большую роль в обрядах отводит духу воды. У бамбара его называют Фаро, у бозо – Иегу, у догонов – Номмо, у курумба – Домфе. Фаро – двуполое водяное чудовище, напоминающее ламантина. Фаро захватил верховную власть, победив в титаническом бою хтоническое божество земли и растительности – Пембу. Фаро – духовная сущность, властитель слова, предстающий в виде благотворной воды. Фаро – двуполый водяной, полуальбинос, половина его тела медного цвета. Его любимое место жительства – река Нигер. Некоторым посвященным людям он является в фантастическом образе, напоминающем ламантина, с пышными волосами, как у белой женщины, с двумя плавниками вместо ушей и с перепончатыми руками и хвостом. Ламантин – величественный африканский сирен и также связанный с водой аналог змеи. Это млекопитающее, травоядное, большое по размерам животное, любящее скрываться в зарослях и вести ночной образ жизни Он  поражает тем, что самка кормит своего единственного детеныша подобно женщине из двух выдающихся вперед молочных желез. Фантазия добавила все остальное, в результате чего об африканских сиренах родилась легенда.
Фаро ест он кашу из проса и томаты, поливает блюда свежей кровью. В соответствии со своей внешностью Фаро – властелин меди и требует, чтобы в жертву ему приносили альбиносов. За это он посылает дожь, обеспечивает урожай, покровительствует техническим усовершенствованиям, содействует деторождению. Когда рассердится, то направляет на людей гром, засуху, саранчу или обрекает их на бесплодие. В зависимости от обстоятельств он может превращаться в барана, в полулошадь-полуантилопу, в красивую женщину, в ураган, в утренний туман. Его жилище нельзя пачкать менструальной кровью, иначе на деревню обрушатся страшные бедствия. В его распоряжении много духов-представителей; для передачи своей воли людям он использует также и прорицателей. Басари и коньяги (район Иукункуна) также ассоциируют Фаро с водой и считают его опасным духом-змеем. Змей Фаро, посылает дожди, радуги и распределяет богатства. (Б.Оля)
Видное место в народных сказаниях занимает также связанный с водой аналог змеи – величественный африканский сирен – ламантин. Млекопитающее, травоядное, большое по размерам, любящее скрываться в зарослях и вести ночной образ жизни, это животное поражает тем, что самка кормит своего единственного детеныша подобно женщине из двух выдающихся вперед молочных желез. Фантазия добавила все остальное, в результате чего об африканских сиренах родилась легенда.
 Африканский народ бобовуле приносит жертвы Масапару – божеству, олицетворяющему животворную воду. Он живет в священных колодцах. Бобовуле верят в единого Бога-создателя мира по имени Дебвену, но жертвы приносят более досягаемым божествам: Масапару и Тубвену, воплощающему плодородные силы земли.
Стихия Воды символизирует состояние, разделяющее смерть и рождение. Смерть – перерождение, и в этом свойстве заключена скрытая сила водной стихии. Вода – кровь земли, носитель плодородия и жизни.
По реке духов можно спуститься в Нижний Мир в шаманском путешествии. Река Мира, втекающая из Верхнего мира в наш по Древу Мира на юге и попадающая затем в Нижний Мир на севере. Такая система представлений о мире весьма естественна для племен Северной Азии, потому что все крупные реки этого региона текут на север и впадают в Северный Ледовитый океан. Так же как и вода в этих великих реках совершает постоянное циклическое обращение, так и души «санс» снова и снова возвращаются на Землю. Души «санс» попадают в наш мир в месте втекания в него Реки Мира по стволу Древа Мира, где Умай присматривает за душами «ами». При рождении человека получающая новое перевоплощение душа спускается по Реке Мира и в момент появлению младенца на свет проникает в его тело. После смерти человека душа «санс» отправляется в странствие по этой Реке к Северному Ледовитому океану, ко входу в Нижний Мир, где душа «ами» принимает образ птицы и летит обратно на юг к Древу Мира.
Вода символизирует подсознание и эмоциональное состояние. Это – источник жизни, символ животворной энергии и духовного стремления к истине, знанию, исцелению и обновлению. Состояние воды говорит о нашем собственном состоянии. Если вода спокойная и чистая, то и мы находимся в покое. Если вода бурлит, то есть серьезные эмоциональные проблемы. Вода также связана с мастью Кубков и присутствует в рисунках карт Звезда, Луна и Страшный Суд.
В древних текстах упоминается некая «вода вечной жизни». Традиция эта существовала и у африканских народов, и у народов Америки, и у славян в форме преданий о «живой воде». Мнения богословов о том, где находится источник живой воды, расходились: одни считали, что он находится в Индии, другие, ссылаясь на туманные места Священного писания и недомолвки древних авторов, называли Цейлон, третьи – Эфиопию. Тело человека на 70% состоит из воды. Не зря один известный биолог образно назвал живые существа «одушевленной водой». Для здоровья и долголетия человека не безразлично, какая именно вода питает ткани его тела. Вода значительно различается не только по химическим примесям, но и по изотопному составу. Многие свойства воды меняются, например, если пропустить ее между полюсами магнита. Вода может быть более биологически активной, и это сказывается на процессах старения организма. Известно, что жители некоторых островов Карибского бассейна, например острова Гваделупа, выглядят значительно моложе своих ровесников-европейцев. Когда их спрашивают, каким образом им удается долго сохранять молодость, обычно следует ответ: «У нас на острове из источников течет такая вода, которая омолаживает человека…» Прекрасным здоровьем отличаются и обитатели центральных районов Цейлона (Шри-Ланки). Жители Шри-Ланки причиной своего здоровья считают климат и воду горных источников. Видимо, не случайно древние пытались искать «живую воду» именно на этом острове. Долголетие горцев и ряда народов Севера некоторые ученые также связывают с водой, которую они пьют. Это так называемый «эффект талой воды», благотворно влияющей на обмен веществ и тем самым как бы «омолаживающей» организм. (Горбовский, Семенов)
Вода – «исток» и «начало», так как, по древним представлениям, все произошло из воды, и хаос, из которого возник мир, тоже был водой.
Воду как источник жизни можно отождествить с космическим лоном (исток). Вода – сущность возрождения.
Эа – шумерийский бог вод.  Ассирийская надпись VII века до н.э., являющаяся переводом гораздо более древнего текста, повествует, как великий бог Эа был призван на помощь, чтобы справиться с семью ужасными демонами, называемыми маским, что означает «ожидающие в засаде». Эа сообщает, что он – единственное существо, которому известно высшее магическое имя. «Когда оно изрекается, все на небесах, земле и в инфернальных владениях склоняется. Лишь это имя может подчинить себе маскимов и прекратить чинимые ими разрушения. Это имя властно даже над богами, и они подчиняются ему».
Вода – символ женского начала, чистоты, здоровья.
На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. (Шейнина)
В Египте, Индии, Китае, Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей. Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»). Баламутная, нечистая – нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).
Геродот писал о гробнице фараона Хуфу (Хеопса) следующее: «Воды Нила, отведенные через искусственный канал, обтекают остров, где, как говорят, покоятся останки Хеопса».
Духи воды – ундины. По замечанию Мэнли П. Холла: «Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне её».
Вода дает самые разнообразные ощущения – от чистоты до силы и природной одухотворенности. Без Воды мы не могли бы чувствовать, так как этот элемент обладает мощной интуицией и с легкостью переходит в мир фантазий, если его не сдерживают другие, более стабильные элементы. Вода неуловима, она часто становится причиной обмана и заблуждений.
Астрологические знаки Воды – Рак, Скорпион и Рыбы, ей соответствует масть Кубков. Когда речь заходит о времени, этот элемент связан с неделей. Поэтому каждая карта масти Кубков Младших Арканов говорит о количестве недель.
Животные-символы: змея и скорпион, живущие в темных и потаенных местах (вода символизирует глубины человеческой личности).
Считалось, что жидкости являются вместилищем жизни – дождь, кровь, сперма, содержание яйца.
Волна в античное время символически изображалась волнистой линией как символ воды вообще. Позднее – в виде аллегории, прекрасных девушек в легких нарядах – нереид, населявших чертоги Посейдона (у Гомера их 34, в мифологии чаще – 50, а иногда 100, поэтому эти числа иногда символически использовались для обозначения волн-нереид).
Море – символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеянным полем, с которого они собирают жатву, моряки – дорогой. Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.
Море – стихия. Оно не подвластно человеку. Вода моря не годится для питья и поливки растений. Поэтому, например, на Бали море считают местом, от которого отвернулись боги.
Мифы многих народов говорят о богах, которые «вышли из моря». Шаманы индейцев рассказывают о священных людях, одетых в перья и вампум, возникших из воды и обучивших людей ремеслам и искусствам. Среди халдейских легенд есть такая, где говорится об Оаннесе, существе, частично земноводном, которое вышло из моря и учило дикарей, живущих вдоль морского побережья, читать и писать, возделывать почву, культивировать лечебные травы, изучать звезды, устанавливать рациональные формы правления и обращаться в Священные Мистерии. У майя Кецалькоатль, Бог-Спаситель, вышел из моря и после того, как научил людей основам цивилизации, ускользнул в море на волшебном плоту из змей огненного бога Тескатлипоки (Дымящегося Зеркала). (Мэнли Холл)
Океан – стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало, мать.
Омут – место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».