ВОЗДУХ
Буквы иврита, которыми начертан тетраграмматон, означают «Яхве» – иудейское имя бога Иеговы – мужского монотеистического божества древних евреев. Буква «В» – это символ Воздуха, благодаря которому мы обладаем интеллектом и сознанием.
В древнеегипетском символическом изображении знака Стрельца – существа с туловищем животного, но торсом и головой человека, покорителя четырех стихий, стихия воздуха изображалась в виде крыла.
Воздушную стихию символизирует человек и астрологический знак Водолея. Алхимическим символом Воздуха является азот – символ алхимического растворения и представляет собой агент, способный растворять и изменять соединения из трех других алхимических элементов.
Телико – дух воздуха; обращенный в жидкость, он дал живым существам зрение и зачал двух водяных близнецов – первых людей и предков рыбаков бозо.
В мифах о сотворении мира африканского народа бамбара творческий дух Йо, олицетворяющий стихию Огня, породил три божества – Фаро – духа Воды, Пембу – духа плодородной земли и Телико – духа Воздуха. Т. е. из единицы вышла тройка - стихия Огня породила остальные три стихии – Воды, Земли и Воздуха (1 + 3 = 4). Поскольку алхимическим символом Воздуха является азот – символ алхимического растворения, представляющий собой агент, способный растворять и изменять соединения из трех других алхимических элементов, то ясно, что стихия Воздуха была создана последней. Телико – дух воздуха; обращенный в жидкость, он дал живым существам зрение и зачал двух водяных близнецов – первых людей и предков рыбаков бозо. Ясно, что лишь после того, как вода была отделена от суши, а затем создана атмосфера – воздушная оболочка планеты, на Земле смогли появиться первые люди.
Воздух – один из четырех первоэлементов, мужское, духовное начало, выступает как дыхание, дуновение, ветер, как жизненная энергия – прана у индусов, ци у китайцев. Дуновение и дыхание связаны с творением, отсюда и представление о душе как дыхании («последний вздох»). Египетский бог воздуха Шу сотворил небо и землю; выдох индийского бога Брахмы – сотворение мира, а вдох – уничтожение. В Китае эмблемой животворящего дыхания служат небесные врата, которые соответствуют принципам Инь (открытые) и Ян (закрытые).
В христианстве дуновение есть наделение человека душой, а также приобщение к божественному; так, в Евангелии от Иоанна воскресший Христос является ученикам: «…дунул и говорит им: примите духа святого» (Ин 20:22).
С воздухом как первоэлементом связано представление об эфире – божественной светоносной субстанции, наполняющей мироздание; в эту субстанцию облачен верховный бог. В античной и средневековой натурфилософии и медицине бытовало представление о пневме – субстанции, занимавшей промежуточное положение между телесным и духовным; возникавшей из вдыхаемого воздуха, «тонких испарений» крови, перевариваемой пищи и т. д. У многих античных авторов пневма сближалась с эфиром (отсюда – представления об эфирном теле) или мыслилась как особый род тепла, отличный от теплоты огня. Представления о пневме систематизировал Гален. Он утверждал, что имеется три общих пневмы, соответствующих трем системам душевных сил и обеспечивающих различные уровни функционирования человеческого организма. Природная пневма образуется в печени и распространяется оттуда по венам вместе с кровью. Часть крови, попадая в сердце, соединяется с воздухом, поступающим из легких, в результате чего природная пневма превращается в животную, которая исходит из сердца по артериям. Поднимаясь с кровью в мозг, животная пневма преобразуется там в пневму психическую, которая поднимается в другие части тела по нервам.
Воздух-ветер структурирует пространство; ср. широко известные представления о четырех ветрах как координатах пространства. Эти ветры связывались не только с четырьмя сторонами света, но и четырьмя временами года, с сезонными циклами и, как следствие, с плодородием.
Сильный ветер – вестник божественной воли. Согласно Библии, Господь отвечал Иову из бури и из бури же получил Откровение Иоанн Богослов. Впрочем, в фольклоре ветер превращается в обиталище нечистой силы. Как замечает П. С. Ефименко, «вихрь есть нечистая сила, которая, увидевши, что поднимается гроза, бежит от неё дальше, чтобы не поразила стрела. Желающий видеть нечистую силу – вихрь… должен, снявши с себя крест, смотреть в наклонном положении меж ног. Смотрящие таким образом будто бы видели вихрь в виде огромнейшего человека, машущего руками и бегущего как мог…»
Кроме того, вихрь и сам по себе (как турбулентный поток воздуха) связан с нечистой силой. Считается, что в вихрях нечисть справляет свадьбы. Вихрь следует отличать от ветра, поскольку вихрь означает только нечто злое и враждебное, а ветер может быть как злым (и приносить болезни), так и благим. Если бросить в вихрь нож, можно ранить духа, который прячется внутри.
Алхимическая традиция знает обитателей воздуха – сильфов. Утверждается, что сильфы живут на островах, омываемых воздухом. Появляются они и исчезают с быстротой молнии. Мэнли П. Холл пишет: «…и зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются отсмертных настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха». Нрав у сильфов переменчивый, они не могут долго находится на одном месте и постоянно кочуют, используя в качестве средств передвижения облака.
Воздух – это интеллектуал, стремящийся мыслить, общаться и развлекаться. Воздух контролирует развитие завязавшихся знакомств и связей, а также браки, любит быть окруженным друзьями и нуждается в разнообразии интеллектуальных стимулов, иначе он скоро заскучает. В вопросах любви Воздух предпочитает, чтобы все обязательства были скреплены законным образом, так как ему очень хорошо известно, что устные договоренности быстро забываются или истолковываются неверно.
Воздух сочетается с астрологическими знаками Близнецов, Весов и Водолея, а также с мастью Мечей. Когда речь заходит о времени, то этот элемент соответствует двум неделям. Каждая карта масти Мечей говорит о количестве, кратном двум неделям.