Б

БАРАКА

Барака в исламе – «благословение», магическая энергия, исходящая от Аллаха и передаваемая им через святых и пророков обычным людям. Ею обладают Черный Камень Каабы и другие святыни – вещи, принадлежащие святым, их могилы и др.

 

БАШНЯ

Башня – мост между небом и землей, архитектурное «воплощение» Мирового Древа, в качестве последнего – космическая опора мироздания.
Наиболее известная из башен – Вавилонская, с которой связана библейская легенда о Вавилонском столпотворении. В Библии говорится: «На все земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господб: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рессеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт 11 : 1 – 9). По этому тексту, башня – символ объединения людей («прежде чем рассеемся»), более того, символ идентичности (через возведение башни народ кочевников обретает имя). Смешение языков ведет к утрате общей идентичности (вместо «мы – люди» появляются определения «мы – иудеи», «мы – шумеры» и т. д.) и, как следствие, к прекращению строительства башни – то есть к отказу от небес и к «отягощению мирскими заботами».
Как медиатор между небом и землей («ни земля, ни небо»), башня в мифах и фольклоре чаще всего выступает в качестве жилища мудреца; аналогичное значение она получает и в реальности: ср. знаменитую «башню из слоновой кости» Вячеслава Иванова, дома-башни А. Эйнштейна и К. Г. Юнга, баню Дж. Джойса. Как поэтический символ, башня из слоновой кости есть олицетворение избранничества и презрения к «мирскому». (Королев)
Эйфелева башня – символ национальной идентичности французов и эмблема Парижа; американские небоскребы (как и, кстати, небоскребы немецкого Франкфурта) – символ богатства и процветания; тот же смысл вкладывается и в небоскребы современной Москвы.
Кроме того, башня имеет и эротическое «значение» - фаллос в состоянии эрекции.
Алхимическая гравюра: «Башня, охваченная пламенем пожара». Текст сверху слева представляет молитву Господу, с добавлением слов «Мария» и «Иисус» в конце. Перевернутые слова на знамени читаются так: «Ты ничего не сделаешь без меня, потому что Бог обещал так, сказав: «Да будет так»». Текст под ангелом гласит: «Пусть падет эта чума на того, кто знает, что он мертв, холоден и черен телом. И пусть это будет твоим первым утешением, он будет сожжен при обжиге. Когда я уменьшу его этим входом, знай, что я буду благословен, если я буду знать, как возделывать сад». Большая часть листа посвящена символическому вычерчиванию символов алхимического оборудования, под которыми такие слова: «Горн очистки, охлаждения, очищения, завершения, фиксации – квинтэссенция философов».