Б


БОГ

В Ветхом Завете Господь – это не единственный Бог. Основываясь на Библии и других источниках, Карен Амстронг ясно показывает, что в ранний период древние евреи были язычниками и поклонялись также и другим бгам: «Идея соглашения (Бога с Моисеем) дает нам понять, что израильтяне еще не были монотеистами, так как такое соглашение имеет смысл только при политеистической религии. Израильтяне не верили, что Яхве – Бог Синая -  был единственным Богом, но в этом соглашении они поклялись, что будут игнорировать всех остальных богов и будут поклоняться только ему одному. Во всем Пятикнижии трудно обнаружить хотя бы одно монотеистическое заявление. Пророки уговаривали израильтян хранить верность соглашению, но большинство из них продолжало, в соответствии с традицией, поклоняться Ваалу, Ашере и Анат».
Карен Армстронг отмечает, что еврейский термин Yahweh ehad означает «единый Яхве», то есть, что это было единственное божество, которому людям было разрешено поклоняться. Очевидный выод из этого заключался в том, что существовали и другие боги, которые были опасными соперниками Яхве.
«Тогда Бог (Elohim) сказал: теперь сотворим человека. Сотворим людей по нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут властвовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле». (Книга Бытия 1: 26) (Элфорд) Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово «Elohim» представляет собой множественное число от «El» - Господь Бог. Это хорошо известно теологам, но обычные прихожане не ведают об этом удивительном обстоятельстве.
При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim – она употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Армстронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека. Получившееся в результате объединения божество стало известно под именем Элогим.
В результате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит в вавилонскому эпическому источнику, именуемому «Энума Элиш». Это эпическое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом «Энума Элиш» поразительно – только в первой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свершения всемогущего божества. И оба текста как будто соперничают друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом «Энума Элиш», который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.
Бог – высший символ человечества, «персонификация» непознаваемого и непостижимого Блага, Абсолют, средоточие всех упований и всех возможностей, полное соответствие означаемого означающему в своей беспредельности.

БОГИ

Дж. Фрэзер считал, что представления о богах зародились у человека, разуверившегося в своей способности магически воздействовать на мир и вынужденного поэтому признать, что миром управляют некие высшие существа. По Э. Фрэйду, бог есть сублимат подавленного образа отца; социологическая школа Э. Дюркгейма утверждала, что бог – это социальная сила, действующая на человека и непонятная ему.
Боги политеистических религий и культов, в отличие от богов монотеизма, всеведущи и могущественны, но еще не всемогущи и подчиняются «надмирному закону» - Судьбе. Характерный пример – скандинавский миф о светлом боге Бальдре, которому было предначертано Судьбой погибнуть от руки слепого Хеда. Мать Бальдра Фригг взяла со всех вещей, существ и предметов клятву в том, что они не причинят вреда её сыну, со всех, кроме омелы. Случилось так, что боги стали состязаться в меткости, стреляя из луков в Бальдра, неуязвимого для стрел; Хед, по наущению коварного Локки, выпустил в Бальдра стрелу из омелы, и светлый бог погиб, как и было предначертано Судьбой.
К божествам относятся собственно боги, полубоги, то есть отпрыски божеств от союзов со смертными, а также культурные герои и демиурги. Культурный герой – персонаж, создающий и добывающий для человека нечто, необходимое тому в повседневной жизни, уже существующее в природе, но скрытое от людей, сокровенное. Он приносит огонь (греческий Прометей), учит людей ремеслу и охоте, устанавливает законы. Некоторые культурные герои участвуют в мироустройстве: добывают сушу со дна мирового океана, устанавливают чередование дня и ночи, помогают создавать людей. Демируг же – персонаж, который не добывает, а именно создает те или иные предметы, как «космические», так и предметы повседневного обихода.
Греческий Гефест кует щит, который представляет собой модель мироздания; финский Илмаринен делает Солнце, луну и чудесную мельницу Сампо. Неудивительно поэтому, что во многих мифологических системах образ демиурга нередко сливается с образом Бога-творца. В литературе принято различать культурного героя и демиурга по «функциональным признакам»: первый создает преимущественно культуру, тогда как второй творит космос.
Практически в каждой системе явно или неявно присутствует верховный бог (правда, это вовсе не означает, что монотеизм существовал с древнейших времен). Кроме того, в любом пантеоне можно найти образ бога-творца, который создал землю и поселил на ней живых существ, бога-громовика (Перун, Тор), бога-воителя (Арес, Марс, Тюр), бога плодородия, он же бог-жертва (Бальдр, Адонис, Аттис – этот бог умирал, жертвуя собой, и снова воскресал, что символизировало увядание и весенний расцвет растений). В женской части пантеонов обязательно присутствуют богини плодородия, любви и домашнего очага.
Как правило, божествам противопоставляются злые духи, бесы или демоны.
В монотеистических культурах образ бога окончательно обретает черты абсолютности, присущие в политеизме лишь верховным божествам, - в религиозной философии, мистике и оккультизме; при этом в народной традиции бог манифестируется как архетип мудрого старца и наделяется соответствующим данному архетипу образом – вопреки, например, постановлениям церковных соборов, неизменно подтверждавших догмат о неизобразимости Бога (согласно теологической доктрине, изобразим только «сын человеческий», то есть Иисус Христос). В христианстве Бог позиционируется как носитель абсолютного блага, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющий причину в себе самом. Особенностью христианства является представление Бога в образе Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; при этом считается, сто сущность Бога едина, но бытие проявляется в трех перечисленных выше ипостасях, из которых первая – безначальное Первоначало, вторая – Логос, или абсолютный смысл, а третья – начало «животворящее».
Христианский догмат о троичности Божества (единого по своей сущности, однако существующего в трех ипостасях – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, извечных и равносущих) возник в конце II столетия н. э. С этим догматом связаны так называемые тринитарные споры, завершившиеся принятием догмата на Первом Никейском Вселенском соборе 325 г. Многие христианские секты отвергали догмат о троичности Божества и отрицали равносущность ипостасей; среди этих сект ариане, гностики, монархиане, анабаптисты и др.
Богу монотеизма противостоит дьявол (шайтан), олицетворяющий собой мировое зло.