АДАМ КАДМОН
Адам Кадмон – абсолютный человек, первообраз духовного и материального мира, человек как макрокосм. Само еврейское словосочетание adam gadmon переводится как «Адам первоначальный». Как «первочеловек» Адам Кадмон наделен андрогинной природой. По замечанию Мэнли П. Холла, «философски Адам Кадмон представляет собой полную духовную природу человека – андрогинную и не подверженную распаду».
Августин Блаженный писал, что буквы, из которых состоит имя Адама являются первыми буквами четырех греческих слов – Anatole (восток), Dysis (запад), Arktos (север) и Mesembria (юг). Тем самым Адам Кадмон своим именем, по мнению Августина, олицетворяет мироздание. В славянском апокрифе читаем: “Архангел Михаил изыде на восток и виде звезду, имя ей Анатоли, и взем слово от нее слово Аз и принесе пред Господа. Архангел Гавриил изыде на западе и виде звезду, имя ей Дисис, и взем слово от нее Добро и принесе пред Господа. Рафаил изыде от полудне и виде звезду, имя ей Арктос, и взем слово от нее Аз и принесе пред Господа. Оурил изыде на полунощь и виде звезду, имя ей Месевриа, и взем слово от нее слово Мыслете и принесе пред Господа. И рече Господь: чти Оуриле. И рече Оурил: Адам.
В каббалистической традиции Адам Кадмон – “соединительное звено” между Божеством и Его творением. Книга “Зогар” говорит о двух Адамах: первый – божественная субстанция, которая, проявившись из исходной тьмы, создала Адама земного, по своему образу и подобию. Иудаистическая легенда упоминает о четырех Адамах: первый, божественный, андрогин (Адам Кадмон) объединял в себе все духовные и материальные возможности; человечество произошло от четвертого Адама, природа которого раздвоилась на два физических тела – мужское и женское. Каббала толкует имя Адама как инициалы трех имен: ADM = Adam, David, Messiah; считается, что эти три личности имели одну душу, которая есть мировая душа человечества, причем Мессия – это душа развивающаяся, Давид – душа-“куколка”, а Адам – душа возникающая. Согласно Е.П. Блаватской, Адам Кадмон -–посредник между человеческим индивидуумом и универсумом, “мезокосм”.
Образ Адама Кадмона в значительной мере перекликается с гностическим образом Антропоса – духовного первочеловека, андрогина, эманирующего из себя духовный и материальный миры. Антропос одновременно есть и божество, и эманация божества, после грехопадения “соединившаяся” со своим земным подобием.
Мифологически образы Адама Кадмона и Антропоса восходят к древнеиндийским представлениям о Пуруше – первочеловеке, из которого возникали элементы космоса, вечном начале, одухотворенная и побужденная к деятельности Пракрити (материальной субстанцией); союз Пуруши и Пракрити привел к возникновению мира множественности вещей. Ср. также древнеиранские представления о Йиме и Гайомарте.
В каббалистике Адам Кадмон изображался как человек со спины, включенный в круг (макрокосм); он состоит из пяти равных частей в высоту и в ширину, раскинутые руки, расставленные ноги и голову образуют пентаду (пентаграмму). В символике масонства образ Адама Кадмона олицетворял взаимопроникновение “горнего и дольнего миров” и соотносился с “Давидовым щитом” (шестиконечной звездой).
Адам – библейский первочеловек, сотворенный из глины (праха). Вероятно, изначально это андрогинное существо, из которого позже выделяется женская сущность. Таким образом, совершенство разделяется, лишаясь цельности. Согласно иудаистскому апокрифу «Адамова книга», Адам – исполинское существо, ногами он касается земли, а головой достигает неба. По Библии, Адам прожил 930 лет. Согласно древнерусскому апокрифу «Како сотвори Бог Адама», Бог послал ангела взять букву «аз» на востоке, букву «добро» – на западе, а букву «мыслете» – на севере и юге, из коих и было сложено это имя. В одной из средневековых мусульманских легенд рассказывается, как дьявол проник через рот Адама в тело первочеловека и обнаружил внутри целый мир. Голова Адама оказалась состоящей из семи сфер, а тело его было землей. Волосы были деревьями, а кости и жилы – горами и реками. Внутри Адама обнаружилось четыре стихии как аналогии четырем временам года: жар, холод, влага и сушь. Они были образованы черной и желтой желчью, флегмой и кровью. (Шейнина)
Адам – билейский первочеловек, сотворенный либо (в жреческом варианте) «по образу и подобию Божьему», либо из праха земного и «дыхания жизни». К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен (и потому лишен пуповины – отсюда средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность). Христос – прямой потомок Адама и одновременно «новый Адама», «образ будущего» (Рим 5:14); у толкователей Библии Христос представляет собой антитезу Адаму: последний впал в грех и обрек человеческий род на смерть, тогда как первый призван очистить людей от греха и даровать им «жизнь вечную». В мусульманской традиции Адам – первый в ряду пророков Аллаха, ряду, который завершает Мухаммед. (Королев)
В средневековом мистицизме были распространены учения о взаимозависимости «Адамова тела» и небесных тел, которые в макрокосме выполняют те же функции, что человеческие органы – в микрокосме (вспомните известное во многих мифологических традициях расчленение первобога). Известна «адамическая» карта Иерусалима, которая изображает космическое тело Адама – череп-Голгофа, сердце – Дамасские ворота, чресла – Силоамская купель и т. д. Адам и его время рассматривались как идеал, к которому необходимо вернуться, дабы обрести истинную мудрость; отсюда – поиски «языка Адама», попытки воссоздания Адама из глины (Голем) и пр., в том числе демонстративный нудизм как отрицание стыда, исконно чуждого Адаму. (Королев)